Урок 1. История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России
Цель и задачи занятия: напомнить учащимся правила техники безопасности во время занятий и соревнований по шахматам, рассказать об истории появления шахмат на Руси и зарождении шахматной культуры в России.
Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради.
Инвентарь: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). Теоретическая основа урока Материал урока 1 из учебника для четвёртого года обучения, а также следующая информация.
Инструкция по технике безопасности на занятиях по шахматам:
- дверь в кабинет открывает и закрывает педагог, нельзя подставлять пальцы, держать дверь;
- при получении малейших травм необходимо немедленно обратиться к педагогу;
- запрещается выносить шахматные фигуры из кабинета;
- следует бережно обращаться с мебелью, демонстрационной доской, шахматными фигурами и шахматной доской;
-при обнаружении сломанной или треснувшей детали необходимо немедленно сообщить об этом педагогу;
- по отношению к сверстникам следует вести себя дружелюбно;
- запрещается рисовать на шахматной доске, вставать на стул, ползать под столами, подходить к батареям;
- уходить из кабинета можно только с разрешения педагога.
Инструкция по технике безопасности во время соревнований:
- соревнование начинается по сигналу (команде) тренера или судьи;
- участники соревнования должны чётко выполнять все команды (сигналы), подаваемые судейской бригадой;
- следует соблюдать правила поведения, шахматный этикет, избегать возможных конфликтов; при их возникновении необходимо немедленно обратиться к судье.
Этапы урока
Вступительное слово учителя. Учитель зачитывает обращение героев книги, напоминает условные обозначения, принятые в учебнике (делает акцент на новом значке «Сыграй как чемпион мира»), просит детей рассказать о своём «шахматном» лете. Ребята, наступил новый учебный год, и мы продолжаем с вами постигать азы шахмат. Надеюсь, у вас было насыщенное «шахматное» лето. А кто-то принимал участие в шахматных турнирах? (Ученики отвечают.)
Постановка учебной задачи и поиск пути её решения. Сегодня мы с вами узнаем, как и когда шахматы появились на Руси, как они входили в жизнь русского народа и какое значение приобретали со временем, наконец, поговорим о том, кто является основателем русской шахматной школы. Но сначала давайте вспомним одну из легенд о возникновении шахмат (задание 1 из учебника). Варианты правильных ответов: 11 Легенда, приведённая в учебнике для первого класса (с. 11-12). 2. Легенда, изложенная в книге средневекового персидского учёного Абу аль-Бируни «Индия». Согласно этой легенде, шахматы придумал один из подданных индийского царя. Когда царь познакомился с этой игрой, он был восхищён её своеобразием и обилием красивейших комбинаций, возникающих на шахматной доске. Узнав, что создателем шахмат является один из его придворных, царь пригласил мудреца, чтобы наградить его за гениальное изобретение. Властелин был готов исполнить любое пожелание подданного и был удивлён его скромностью: в награду за новую игру тот попросил... пшеничные зёрна. На первое поле шахматной доски - одно зерно, на второе - два, на третье - четыре и т. д.: на каждое последующее поле вдвое больше зёрен, чем на предыдущее. Царь приказал быстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду. Однако на следующий день придворные математики сообщили своему повелителю, что исполнить желание хитроумного мудреца нe представляется возможным: пшеницы в требуемом объёме нет в амбарах не только царства, но и всего мира. Если перевести количество требуемых зёрен на язык цифр, то получится двадцатизначное число. Соответствующие же подсчёты показывают, что амбар, который мог бы вместить такое количество зерна, должен был бы иметь площадь основания 80 м2 и простираться от Земли до Солнца. Финал этой истории показывает, какие грандиозные математические возможности таят в себе шахматы. Заслушав ответы, учитель переходит к изложению теоретического материала из учебника. После этого учитель предлагает ученикам выполнить задание 2 из учебника.
Правильные ответы: Вопрос 1 - игра в шахматы -это имитация битвы или войны на шахматной доске. Играя в шахматы, правители могли развивать стратегические навыки, а затем переносить их в реальные военные действия. Вопрос 2 - когда дети в царских семьях вырастали, они получали важные государственные должности: кто-то становился наследником царя, кто-то - руководителем армии, и для этого было необходимо стратегическое мышление, которое развивают шахматы.
Самостоятельная работа и самопроверка. Учащиеся переходят к выполнению заданий из урока 1 в рабочей тетради (задание 3 в учебнике). Для подготовки ответов на вопросы из задания 1 школьникам отводится некоторое время, потом ответы проверяются. После этого выполняется задание 2. Учитель даёт время учащимся на решение задачи, затем она разбирается на демонстрационной доске.
Правильный ответ: 1. Ф:И7+ Ф:Ь7 2. Kf7X. Ребята, какие тактические приёмы встретились нам в этой задаче? Правильный ответ: отвлечение, спёртый мат. Затем школьники переходят к заданию 3. На его выполнение отводится определённое время, после чего школьники зачитывают свои рассказы, а учитель при необходимости помогает и задаёт уточняющие вопросы. В завершение практической части урока выполняется задание из рубрики «Сыграй как чемпион мира» (задание 4 из учебника). В данном уроке учащимся предлагается сыграть как Вильгельм Стейниц. Учитель задаёт школьникам вопрос, какой он по счёту чемпион мира (правильный ответ: первый), расставляет на демонстрационной доске позицию с диаграммы из учебника и предлагает продолжить партию. Правильный ответ: 1. Фf5 с матовой угрозой 2. Ле8++ wotV' ..Jl:f5 2. Ле8+ Kpd7 3. Cb5X
Подведение итогов. Ребята, продолжите фразы: «Из сегодняшнего урока я узнал...», «Мне было интересно...», «Меня удивило...». Давайте ещё раз повторим, как шахматы пришли в нашу страну и какое получили развитие. Кто является основателем русской шахматной школы? (Ученики поднимают руку и отвечают на вопрос.)
Урок 2 Основные принципы игры в дебюте
Цель и задачи занятия: ввести новое понятие «расширенный центр», рассмотреть с учащимися основные принципы игры в дебюте.
Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради.
Инвентарь: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). Теоретическая основа урока Материал уроков 21 из учебника для второго года обучения, 2 из учебника для четвёртого года обучения, а также следующее дополнение. Роль центра в шахматной партии: - пешки, стоящие в центре, ограничивают подвижность фигур партнёра; - другие фигуры, расположенные в центре, увеличивают свою силу, берут под контроль большое количество полей и ограничивают подвижность фигур партнёра; - фигуры, стоящие в центре, могут быстро подключиться к атаке на флангах. Для того чтобы захватить центр, игроки: - стремятся расположить пешки на центральных полях с захватом территории партнёра; - атакуют центральные поля пешками; - захватывают центральные поля фигурами или оказывают давление на центр.
Этапы урока
Вступительное слово учителя. Учитель предлагает вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке.
II. Постановка учебной задачи и поиск пути её решения. Ребята, давайте откроем учебник и выполним задание 7 из него. (Учащиеся отвечают на вопросы из задания.) Правильные ответы: Вопрос 1 - шахматную партию принято делить на три части: дебют - начало партии, миттельшпиль - середина партии и эндшпиль - заключительная часть партии; на каждой из этих стадий у шахматистов определённые задачи и цели. Вопрос 2 - дебют - начало партии; в дебюте происходит развитие фигур на наиболее активные позиции. Вопрос 3 - дебют - важная и сложная часть шахматной партии: от того, как будет разыгран дебют, зависит дальнейший ход партии. Главными целями дебюта являются скорейшее развитие своих фигур и борьба за центр. Таким образом, мы с вами повторили, из каких этапов состоит Шахматная партия, что такое дебют и чем дебютная стадия шахматной партии отличается от последующих стадий. Сегодня мы продолжим изучать основные принципы игры в дебюте. Давайте выполним задание 2 из учебника: прочитаем основные дебютные правила и запомним их. (Ученики по очереди зачитывают по одному дебютному правилу и объясняют их.) После этого класс переходив к заданию 3. Учитель разбирает партию, поочерёдно расставляя на демонстрационной доске позиции с диаграмм 1-3 из учебника и задавая попутно учащимся вопросы. Правильные ответы: Вопрос 1 (2. Kf3 Of6 - какое правило нарушили чёрные?) - не выводи рано в игру ферзя. Вопрос, 2 Ир. ...Фе7 «сколько ходов ферзём за: партию сделали чёрные?) - 8 ходов. Рассмотрев партию, учитель объясняет значение захвата центра в шахматной, партии: учащиеся называют поля, образующие центр шахматной доски, а учитель вводит новое понятие ^ «расширенный центр» и говорит, какие: поля входят в него (диаграмма 4). После этого на примере диаграмм 5, 6 объясняется роль центра в шахматной партии и говорится о том, как осуществляется борьба за центр. Здесь же учитель обращает внимание учащихся на то что в дальнейшем понятия «пешки» и «фигуры» будут разнесены. Затем учащиеся выполняют задание 4 из учебника (диаграммы 7, 8). При разборе партии из задания 5 учитель на демонстрационной доске поочерёдно расставляет позиции с диаграмм 8-14 и по мере объяснения материала задаёт учащимся вопросы. Правильные ответы Вопрос-',!. (8. КаЗ, -; с какой целью белые сделали этот ход? выйти на наиболее активную позицию на сЗ белый конь не мор, а после 8. Kd2 белые бы перекрыли конём выход своему же чернопольному слону; с поля аЗ белый конь может пойти на активную позицию (Кс4) или укрепить центр (Кс2). Вопрос 2 (18. Сс2 Ке4 - как белым начать атаку, не теряя времени7 ) - необходимо начать вскрывать позицию чёрного короля пешечным наступлением f5, но в первую очередь нужно уничтожить нападающего на ферзя коня: 1.9. Се4. Вопрос 3 (2j|f 6 K:f6 - что последует на 2^»Ch6»|d на 2!^...Ch8?) - 22. K:d5 Ф:с15 (C:d5) 23. Kf5! Грозит Ке7, и чёрным придётся отдать за коня ладью, в первом случае под боем ещё и Ch6. Вопрос 4 (24. Лf6 - чёрные сдались ~ что последует на 24. ...Ф16?) - 25. Keif5, и чёрные проигрывают ферзя, так как, если убрать его с диагонали, последует 26. Kh6X.
Самостоятельная работа и самопроверка. Учащиеся переходят к выполнению задания из урока 2 в рабочей те тради (задание б в учебнике).Для анализа партии класс разбивается на пары. Учитель подчёркивает, что ответы необходимо записывать в рабочую тетрадь, а решения приводить полностью. На выполнение задания отводится некоторое время, после чего партия рассматривается на демонстрационной доске. Учитель поочерёдно расставляет позиции с диаграмм 1-6 из рабочей тетради, разбирает партию и попутно задаёт учащимся вопросы. Правильные ответы:
Вопрос 1 (4. b4 - белые разыграли гамбит Эванса - что такое гамбит?) - гамбит (от итальянского dare il gambetto - поставить подножку) - жертва пешки (реже какой-то другой фигуры) с целью быстрого, развития своих фигур с последующей организацией атаки на короля партнёра.
Вопрос 2 (4. ...Схb4 - чёрные приняли жертву ь зачем белые отдали пешку?) - белые жертвуют пешку, но взамен они получают пешечный центр и инициативу в дебюте.
Вопрос 3 (6- d4 exd4заче м белые отдали вторую пешку?)Для того чтобы как можно быстрее развить свои фигуры и обеспечить безопасность королю, тем более что ход 7, cd был невозможен из-за связки, а брать 7. K:d4 белым невыгодно.
Вопрос 4 (8. ФbЗ - это угрожает чёрным?) - 9. C:f7+ с решающей, атакой на короля.
Вопрос 5 (11. СаЗ b5 - зачем чёрные отдали пешку?) - чёрные пытаются погасить инициативу белых, заставляют уйти с удачной позиции их ферзя или белопольного слона открывают линию для своей ладья.
Вопрос 6 (14. Kbd2 - чьи фигуры более активны? Какой ход следует сделать чёрным?) - более активные позиции занимают фигуры белых, у них выведено больше фигур, да и король находится в безопасности; чёрным необходимо обеспечить безопасность своему королю и сделать рокировку.
Вопрос 7 (в чём идея хода 15. ...d2? Какой бы 15-й ход-выбрали вы и почему?) - отвлечь фигуры с белых и убрать их с активных позиций; 15. ...d2 - активные фигуры белых уже очень опасны, чёрные и так отстали в развитии, необходимо отвлечь фигуры белых от атаки.
Вопрос 8 (16 . C:d3 - что угрожает чёрным? Как называется тактический приём, который применили белые?) - 17. Kd6+, и чёрные проигрывают ферзя; вскрытый шах (двойной удар);
Вопрос 9 (в чём идея хода 'т7. КдЗ?) - у ферзя чёрных очень мало полей, его можно поймать: 17. ...ФЬб 18. Сс1 Феб 19. Сс4 Фдб (19. ...Kd5 20. Кд5) 20. Kh5 Фд4 21. Cf7+, и чёрные проигрывают ферзя.
Вопрос 10 (какой 17-й ход вы бы выбрали: Kf6- или КдЗ и почему?) - оба хода хорошие, в зависимости от того, какой вариант ученик видел до конца.
Вопрос 11 (18. ef Jlg8 - что угрожает белым?) - 19. ...Ф^З.
Вопрос 12 (20. cd 0:f3 - продолжите вариант) - 20. cd'W Orf3 21 g3 (21. Cf1 Ке5) Ке5 22. d5 C:d5 23. Се4.
Вопрос 13 (20. K:d4 Jl:g2+ - продолжите вариант) - 20. K:d4 Л:д2+ 21. Кр:д2 K:d4+ 22. Ле4 С:е4 23. С:е4 Фд4+ 24. Kpfl, и после разменов в центре возникнет окончание с обоюдными шансами сторон.
Вопрос 14 (20. Л:е7+ К:е7; продолжите вариант, если чёрные не будут брать ладью, а отойдут королём: 20. ...Kpd8) 20. ...Kpd8 21. Л^7 + т и и ..... Крс8 (22. ...Kp:d7 23. Cf5+ Kpe8 24. Cd7+ Kpd8 25. С:сб+ Kpc8 26. Cd7+-Kpd8 27. Ce7X) 22. Лd8!+ K:d8 (22. ..Jl:d8 23. gf; 22. ...Kp:d8 23. Ce4+) 23. Фd7+ Kp:d7 24. Cf5+ Крсб 25. Cd7X. Вопрос 15 (как, используя приёмы «завлечение» и «двойной шах», поставить мат королю чёрных в 4 хода?) - 21. 0:d7+ Kp:d7 22. Cf5+ Кре8 (22. ...Крсб 23. Cd7X) 23. Cd7+ Kpf8 (Kpd8) 24. C:e7X.
Вопрос 16 (что позволило белым развить Инициативу в начале партии?) - быстрое развитие фигур на активные позиции, захват центра.
Вопрос 17 (какими принципами игры в дебюте пренебрегли чёрные?) 1 ) быстро и гармонично развивай свои фигуры на активные безопасные позиций по возможности не давай делать это фигурам партнёра; 2) старайся делать фигурой ,в дебюте по одному ходу,, избегай бесполезных ходов и нескольких ходов одной фигурой; 3) обеспечь безопасность своему королю. Следует отметить, что игру чёрных в дебюте нельзя назвать «пешкоедством», так как при правильной игре чёрным удаётся погасить инициативу и остаться с лишней пешкой, в случае же отказа принять жертву на b4 белые «бесплатно» захватывают пространство и выгоняют слона чёрных с хорошей позиции на с5.
Вопрос 18 (какую роль сыграла пешка «е» в развитии атаки белых?) - пешка «е» белых стесняла положения чёрных фигур и вносила дисгармонию в позицию чёрных. В завершение практической части урока выполняется задание из рубрики «Сыграй; как чемпион мира» (задание 7 из учебника). В данном уроке, как и в Предыдущем, учащимся предлагается сыграть как Вильгельм Стейниц. Учитель расставляет на демонстрационной доске позицию с диаграммы из учебника и предлагает продолжить партию. Правильный ответ:
1. ФИ7+ KpfS
2. ФМ8 ь Кре7
3. Фд7+ Kpd8
4. Of8+ Фе8 5. Kf74 Kpd7 6. Od6X
IV. Подведение итогов. Ребята, продолжите фразу: «В начале шахматной партии важно...» Какое значение в шахматной партии имеет центр? Что необходимо делать, чтобы захватить центр?
Урок 3. Перевес в развитии фигур Цель и задачи занятия: ввести новое понятие «перевес в развитии» и объяснить его значение, познакомить обучающихся с основами игры в дебюте. Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Инвентарь: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). 19 Теоретическая основа урока Материал урока 3 из учебника для четвёртого года обучения. Этапы урока I. Вступительное слово учителя Учитель предлагает вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке. II. Постановка учебной задачи и поиск пути её решения Ребята, давайте откроем учебник и выполним задание 7 из него. (Учащиеся отвечают на вопросы из задания.) Правильные ответы: Вопрос 2 - выведение фигур с начальных позиций на более активные, где они принимают непосредственное участие в игре: контролируют центральные поля, нападают на фигуры партнёра, защищают свои фигуры. Вопрос 3 - в дебюте, так как фигуры стоят на начальных позициях, но стоит отметить, что активность расположения фигур является важнейшим фактором в любой стадии шахматной партии. Ребята, в начале партии шахматисты должны стремиться занять своими фигурами самые выгодные и активные позиции. Игрок, который сможет ввести в игру большее количество своих фигур на активные позиции, получит перевес в развитии. Учитель предлагает выполнить задание 2 из учебника и разбирает его вместе с учащимися, опираясь на диаграммы 1 - 3 и задавая учащимся вопросы. Правильные ответы: Вопрос 1 - вывести фигуру на такую позицию, где она сможет контролировать максимальное число полей. Вопрос 2 - всё зависит от конкретной фигуры, но максимальное число полей доступно фигурам, находящимся в центре, а также централизованным фигурам доступна возможность быстро переместиться на нужный фланг. , Рассматривая партию из задания 3 (диаграммы 4-7), учитель задаёт школьникам вопросы. Правильные ответы: Вопрос /I (7. К:Ь5! Саб - что последует на 7. ...cb?)'f 8. Cd5! Вопрос 2(10. C:b5 Kf6 - что будет на 10. ...cb?) «11 . 0d5l Выполнив затем задание 4 из учебника (диаграмма 8), учащиеся переходят к заданию 5. Правильные ответы: Диаграмма 9 - преимущество в развитии у белых: все их фигуры выведены на активные позиции и готовы к созданию атаки, а их центральная пешка «d» сковывает силы чёрных. Диаграмма 10 - преимущество в развитии у белых: у них активно расположены все фигуры, чёрные не только отстали в развитии, но и рискуют не успеть защитить своего короля. Диаграмма 11 - обе стороны ещё не мобилизовали все свои силы, но белые уже успели рокироваться и захватить центр. III. Самостоятельная работа и самопроверка Учащиеся переходят к выполнению задания 1 из урока 3 в рабочей тетради (задание 6 в учебнике). Учитель отводит школьникам определённое время на самостоятельную работу и подчёркивает, что ответы необходимо записывать в рабочую тетерадь полностью. Затем задачи рассматриваются на демонстрационной доске. Правильные ответы: Диаграмма 1-1 . Ле2 - чёрным необходимо защититься от мата по последней горизонтали, и затем белые пойдут 2. Ле7. Важно, что 1. /If2 гораздо хуже, так как чёрные ответят 1. ...Jlf6 с разменом ладей. Диаграмма 2-1 . Cf4, белые следующим ходом пойдут 2. СЬ8, и чёрные будут не в состоянии защитить пешки ферзевого фланга. Диаграмма 3 - 1. ...Лс18, чёрные с темпом выводят ладью на открытую линию, так как ферзь вынужден отойти после нападения. Диаграмма 4-1 . Cf5, чёрные с темпом выводят своего слона. Аналогичным образом выполняется задание 2. Правильные ответы: Диаграмма 5 - перевес в развитии в данной позиции у белых, их фигуры перешли в наступление, король рокирован. Чёрные собираются сделать длинную рокировку. Белым нужно сделать ход 1. Фа4+. План игры за белых может быть следующим: не дать спокойно чёрным фигурам закончить развитие. Например: 1. ...сб 2. К:Ьб - и белые выиграли фигуру, так как если взять коня, то под боем окажется ладья на а8. Если 1. ...Od7 2. К:Ьб cb 3. ФаЗ - белые испортили пешечную структуру чёрным и теперь нападают на слабые пешки, попутно мешая развитию. А на лучшее 1. ...Cd7 белые сыграют 2. ФаЗ, по-прежнему не давая сделать ход 2. ...0-0-0 из-за 3. K:b6+ cb (3. ...ab 4. Фа8Х) 4. Ф:а7. Диаграмма б - перевес в развитии в данной позиции у чёрных: у них большая пешечная масса в центре, пешки приходят в движение, откидывая фигуры белых и позволяя занять оптимальные позиции чёрным фигурам. Чёрным нужно пойти 1. ...с5. План игры за чёрных может быть следующим: защитить пешку на с5 ладьёй с с8, затем ввести короля в центр к своим пешкам (вспомним, что король в эндшпиле сильная фигура!), другую ладью поставить на полуоткрытую линию, на поле д8, и продолжать надвигать пешки в центре. В завершение практической части урока выполняется задание из рубрики «Сыграй как чемпион мира» (задание 7 из учебника). В данном уроке учащимся предлагается сыграть как Эмануэль Ласкер. Учитель задаёт школьникам вопрос, какой он по счёту чемпион мира (правильный ответ: второй), расставляет на демонстрационной доске позицию с диаграммы из учебника и предлагает продолжить партию. Правильный ответ: Ц C:h7+ Kp:h7 2. 0:h5+ Kpg8 3. C:g7 Kp:g7 4. ЛfЗ Лс18 5. ЛдЗ+ Kpf8 6. ФИ8Х. IV. Подведение итогов Ребята, продолжите фразу: «Для того чтобы получить перевес в развитии, нужно...» Давайте повторим, что в начале партии шахматисты должны стремиться занять своими фигурами самые выгодные и активные позиции. Сторона, которая сможет ввести в игру большее количество своих фигур на активные позиции, получит перевес в развитии, а вместе с ним и возможность создать неотразимую атаку. Урок 4. Атака на короля Цель и задачи занятия: рассмотреть типичные методы организации и ведения атаки на короля. Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Инвентарь: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту). Теоретическая основа урока Материал урока 4 из учебника для четвёртого года обучения. Этапы урока I. Вступительное слово учителя Учитель предлагает вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке. II. Постановка учебной задачи и поиск пути её решения Ребята, мы с вами рассматривали в прошлом году, как организовать атаку на нерокировавшегося короля, и типичные комбинации по созданию атаки на рокировавшегося короля. Давайте вспомним, что такое атака. (Правильный ответ: атака - активные действия, направленные на создание угроз мата королю или взятия фигур.) А какие типичные комбинации по созданию атаки на рокировавшегося короля мы с вами изучали? (Правильный ответ: разрушающая жертва слонов и разрушение прикрытия короля.) Сегодня мы с вами обобщим пройденный материал по созданию атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося королей и познакомимся со способами создания атаки при разносторонних рокировках. А для начала давайте откроем учебник и выполним задание 7. Правильные ответы: Вопрос 1 i успех в шахматной партии зависит от того, насколько умело сторона распорядится своими боевыми единицами и затруднит игру партнёра. Вопрос 2 - одна из сторон добивается победы в равной позиции чаще всего за счёт того, что играет гораздо активнее другой стороны, постоянно создаёт угрозы. После этого учитель переходит к объяснению теоретического материала (диаграммы 1, 2). Объясняя позицию на диаграмме 2, учитель задаёт классу вопрос: почему чёрные не продолжили борьбу? Правильный ответ: 3. ...Феб 4. Кеб Се5 5. K:d8, чёрным грозит мат 6. f80 + 7. K:f8 Jl:f8X, и у них под боем ферзь. Разбирая партию из задания 2 (диаграммы 3, 4), учитель задаёт такой же вопрос: почему чёрные сдались? Правильный ответ: 8. Ф:д6 Фс4+ 9. Фf7 (Ш ) 10. ЛИ8Х. Вопрос «Какие угрозы белых вынудили чёрных прекратить борьбу?» учитель задаёт в конце разбора партии из задания 3 (диаграмма 5). Правильный ответ: грозит 12. Леб+ с одновременным нападением на белопольного слона чёрных; в случае если чёрные избавятся от этой угрозы, например, путём 11. ...е5, то последует 12. d7 с нападением на ладью на а8 и угрозой «пешечной вилки» на короля и ферзя чёрных. III. Самостоятельная работа и самопроверка Учащиеся переходят к выполнению задания из урока 4 в рабочей тетради (задание 4 в учебнике). Учитель отводит школьникам определённое время на самостоятельную работу и подчёркивает, что ответы необходимо записывать в рабочую тетрадь полностью. Затем задачи рассматриваются на демонстрационной доске. Правильные ответы: Диаграмма 1 - 1. е5 - белые начинают активные действия. Король чёрных застрял в центре доски. 1. ...Kd5 2. ed Kpf8 3. Ке4. План белых продолжить атаку на короля чёрных. Диаграмма 2 — 1. f5 — белые начинают активные действия. 1. ...C:f5 2. C:f5 ef 3. Kh4; план белых организовать атаку на короля чёрных, подключив ферзя и слона: ФдЗ и Ch6. Диаграмма 3-1 . ...h4, плохо сразу 1. ...д4 ввиду 2. И4. 2. Ch2 д4. Чёрные вскрывают линии на королевском фланге; чтобы подключить ферзя к атаке, достаточно пойти Феб с нападением на пешку ИЗ. Диаграмма 4 - 1. е5 - белые вынуждают отступить единственного защитника королевского фланга. 1. ...Kd7 2.ФИ5 Kf8, фигуры белых активны и готовы атаковать; дальнейший план белых - развить свой ферзевый фланг и подготовить дальнейшую атаку на короля. Диаграмма 5 -1 . .. Ш с идеей 2. ...Kf3+ 3. Kph1 Ф:ЬЗ+ 4. СИЗ ЛН2Х. Диаграмма 6-1 . ...14 2. ef gf - чёрные вскрыли линию д, впоследствии на эту линию встанет ладья. Пешки чёрных «е» и «f» очень сильны. В завершение практической части урока выполняется задание из рубрики «Сыграй как чемпион мира» (задание 5 из учебника). В данном уроке, как и в предыдущем, учащимся предлагается сыграть как Эману- эль Ласкер. Учитель расставляет на демонстрационной доске позицию с диаграммы из учебника и предлагает продолжить партию. Правильный о¥вет: Л. Л:с15 C:d5 2. K:d5; у чёрных висит слон и грозит 3. К:с7 2. ...Се5 3. Фе4 f.6 4. f4. Белые получают двух слонов за ладью и вместе с ними подавляющую позицию. IV. Подведение итогов Ребята, продолжите фразу: «Мне было интересно...» Сегодня мы с вами рассматривали, как организовать атаку на короля в различных типах позиций. Какие задачи по созданию атаки стоят перед вами, если король партнёра ещё не рокировался? А что нужно делать при разносторонних рокировках? Как организовать атаку при односторонних рокировках? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя.) Урок 5. Перевес в пространстве Цель и задачи занятия: познакомить учащихся с понятием «пространство на шахматной доске», рассмотреть, что такое пространственный перевес, и выявить его значение. Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради. Инвентарь: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной' на парту). Теоретическая основа урока Материал урока 5 из учебника для четвёртого года обучения. Этапы урока I. Вступительное слово учителя Учитель предлагает вспомнить материал, пройденный на предыдущем уроке. II. Постановка учебной задачи и поиск пути её решения Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами будем изучать тему «Перевес в пространстве». Давайте откроем учебник и выполним задание 1. Учитель зачитывает вопросы из учебника, а учащиеся отвечают. Правильные ответы: Вопрос 1 в центре доски любая фигура, кроме ладьи, контролирует большее количество полей, а значит, активнее фигуры, стоящей на краю шахматного поля. Находйсь в центре доски, фигура может быстрее переместиться на нужный фланг. Точно так же активнее фигура, владеющая горизонталями и вертикалями (нежели та, что владеет только диагоналями). В связи с этим, чем меньше фигур на доске, тем более силён ферзь в центре доски, так как оттуда он контролирует ог- ромную часть доски и не подвергается нападениям других фигур, особенно лёгких. Вопрос 2 - владеть линией - означает контролировать поля на данной линии, не давать возможности свободно занять данные поля фигурам партнёра. Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итог. Ребята, запомните: тот из двух игроков, кто контролирует фигурами и пешками большую часть доски и владеет центральными полями, владеет пространством в шахматной партии. Учитель расставляет на демонстрационной доске позицию с диаграммы 1 из учебника и раскрывает тему урока. Затем на примере диаграммы 2 объясняется, как, имея перевес в пространстве, шахматист может перебрасывать фигуры с одного фланга на другой, создавая угрозы по всей доске. После этого учащиеся переходят к выполнению задания 2 из учебника (диаграмма 3). Правильный ответ: выиграть партию чёрным позволило несколько факторов - перевес в пространстве, неудачное положение белого короля, крайне неудачное расположение белого слона, который упирался в собственные пешки. Далее класс выполняет задание 3. Учитель поочерёдно расставляет на демонстрационной доске позиции с диаграмм 4-9, а учащиеся, глядя на них, определяют, на чьей стороне пространственный перевес, и объясняют почему. Правильные ответы: Диаграмма 4 - пространственный перевес на стороне белых, ведь их фигуры расположены активно, пешка е5 зажимает позицию чёрных, чёрные же, в свою очередь, не успели до конца развить ферзевый фланг. 1. Сдб с угрозой мата 2. Ле8. 1. ...Cd7 2. Л:Ь8 К:Ь8 3. Л:с7. Диаграмма 5 - пространственный перевес на стороне белых, ведь они владеют пешечным центром, их фигуры расположены активнее. 1. ФИ5 дб 2. Oh3 с идеей 3. К:еб. Диаграмма б - пространственный перевес на стороне белых, так как их фигуры расположены крайне активно, а пешка d5 сковывает позицию чёрных, которые не успели развить свои фигуры. 1. Кеб с решающей атакой. Диаграмма 7 - пространственный перевес на стороне белых, так как позиция чёрных зажата пешечной цепью. Белым необходимо включить в игру фигуры ферзевого фланга. Диаграмма 8 - пространственный перевес на стороне белых, позиция чёрных зажата, а все их фигуры расположены на первых двух рядах. 1. Kh5! Диаграмма 9 - пространственный перевес на стороне белых, они владеют центром, их фигуры активны. Чёрным необходимо срочно начать упрощать позицию, например 1. ...Ке8. После этого школьники отвечают на вопрос из задания 4 в учебнике. Вариант правильного ответа: чем меньше пространства у стороны, тем меньше у неё возможностей для того, чтобы расставить свои фигуры на активные позиции, а значит, меньше шансов на захват инициативы и осуществление атаки, что является одним из залогов успеха. III. Самостоятельная работа и самопроверка Учащиеся переходят к самостоятельному выполнению задания Г из урока 5 в рабочей тетради .(задание 5 в учебнике), на которое отводится некоторое время. Основные аргументы, которые должны быть приведены в ответе: конь на краю доски имеет мало ходов, в начале партии нужно занимать центр. После этого выполняется задание 2. Учитель подчёркивает, что ответы необходимо записывать в рабочую тетрадь, а решения приводить полностью. На выполнение задания отводится некоторое время, после чего задачи рассматриваются и называются Правильные ответы. Учитель поочерёдно расставляет позиции с диаграмм 1- 4 из рабочей тетради. Правильные ответы: Диаграмма 1 - в данной позиции пространственный перевес у белых, так как их пешечная цепь в центре сковывает позицию чёрных; у белых больше пространства для расположения своих фигур. Диаграмма 2 - в данной позиции пространственный перевес у белых, так как они владеют пешечным центром; у белых больше пространства для расположения своих фигур. Диаграмма 3 - в данной позиции пространственный перевес у чёрных из-за возможности пешечного наступления на короля белых, но данная позиция обоюдоострая. Диаграмма 4 - в данной позиции пространственный перевес у чёрных; несмотря на наличие пешечного центра у белых, фигуры чёрных расположены гораздо активнее и контролируют большее число полей на шахматной доске. Затем учащиеся переходят к заданию 3. Правильный ответ: белык^|необходимо продолжить пешечное наступление на королевском фланге. Белые обладают пространственным перевесом и смогут быстрее стянуть силы на королевский фланг: 1. f5! В завершение практической части урока выполняется задание из рубрики «Сыграй как чемпион мира» (задание 6 из учебника). В данном уроке учащимся предлагается сыграть как Хосе Рауль Капабланка. Учитель задаёт школьникам вопрос, какой он по счёту чемпион мира (правильный ответ: третий), расставляет на демонстрационной доске позицию с диаграммы из учебника и предлагает продолжить партию. Правильный ответ: слабость последней горизонтали: 1. ...ФЬ2 с выигрышем. • IV. Подведение итогов Ребята, продолжите фразы: «На сегодняшнем уроке я узнал...», «Для меня осталось непонятным...». Сегодня мы рассмотрели, что такое пространственный перевес и какую роль он играет в шахматной партии. Кто может сказать, для чего необходимо бороться за пространственный перевес в партии?