№ 2 Тема урока: Добрым жить на белом свете веселей. 13.09 .2019 г. Сулим Г.В.
.
задачи урока: | изучить основные понятия этические понятия «доброта и зло»; - сформировать умение применять их; - научить сопоставлять добро и зло. Объяснить смысл понятия «доброта, » его значение для человеческой жизни; извлекать информацию из текста; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственных норм; |
| |
Планируемые результаты (предметные) | воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других; - формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки; - развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; - совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения |
Личностные результаты | Осуществлять выбор поступков в собственной жизни в соответствии с нравственными нормами. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Продолжат учиться работать с текстом, сказкой, иллюстрациями учебника, изречениями мыслителей, пословицами |
Тип урока: | Урок нового материала |
Оборудование: учебник.
Ход урока.
I . Организационный момент. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Скажи «да» (отметить хорошие поступки):
- поздороваться при встрече,
- толкнуть и не извиниться,
- помочь упавшему подняться,
- засмеяться над неловкостью другого человека.
2. Обсуждение образов Вежи и Невежи в рисунках детей.
Самоопределение к деятельности
1.Просмотр видеоролика из мультфильма «Кот Леопольд» с песней «Добрым жить на белом свете веселей»
Предлагает поразмышлять о теме урока.
2. эпиграф к данному уроку
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра.
Она одаривает нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
111 Сообщение темы урока, проблемы и задач.
Предлагает вопросы для обсуждения,
Выдвигает проблемы.
Что такое доброта?
Какие качества объединяет в себе добрый человек?
Почему добрым людям жить на свете веселей?
Предлагает к концу урока ответить, почему именно эти строки взяты для эпиграфа?
II11. Работа по теме урока
А:Организует деятельность учащихся.
предлагаем составить план изучения темы.
1. Поиск информации в учебнике, словарях.
2. Работа со сказкой.
3. Ответы на вопросы.
4.
1.Рисование.
- Как по вашему выглядит доброта? Какие краски вы выберите, чтобы изобразить доброту?
Проверка.
2.Работа в группах
А)Напишите, что такое доброта.
Б)Добрый человек с какими качествами должен сочетать доброту?
3.Чтение учебника с.10-11
4.Разбор ситуаций «Добрый ли это человек?Почему?»
А)Идет мальчик Саша и видит, что бьют другого мальчика Толю за то, что он украл из портфеля деньги. Он посмотрел, посочувствовал и пошёл домой спокойно.
Добрый ли Саша? Почему?
Б)Однажды старушка попросила мальчика отнести ей сумку домой, мальчик согласился, но придя к бабушке попросил у неё 50 рублей.
Добрый ли мальчик? Почему?
В)Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.
Добрый ли мальчик?Почему?
Вывод: доброта бывает разная.
Добро и Зло – два вечных спутника –
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться
И не болела по ночам душа?
Добро такое тёплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лёд.
В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта нужна и вам, и самим близким для вас людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. И всё это в ваших руках.
Давным-давно в одном старинном городе жил учитель, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш учитель не смог бы дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. А потом подошёл к учителю и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, учитель ответил:
– Всё в твоих руках.
И действительно, человек сам решает, быть ему добрым или злым, совершать добрые или же плохие поступки.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.
5.Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку».
Какими добродетелями был наделён принц?
-Что помогло принцу победить злые чары?
-Какие качества помогли принцу вернуться домой?
-
6. Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух).
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
7.Совместная работа. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
8.Проверь себя.
1. Решите тест
1)Что считается добрым поступком?
А. Забыть о неприятной просьбе
Б. Дать списать домашнее задание
В. Опоздать на неинтересную встречу
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу
2)Укажите поступки, которые одобряет общество
А. обман
Б. насилие
В. взаимопомощь
Г.унижение
3)Что является последствием злых дел?
А. дружба
Б. радость
В. вражда
Г. мирное сосуществование
4) Знания о добре и зле помогают людям
А. проявлять заботу о близких
Б. жить в мире
В. Дружить
.
IV. Итог урока.
1. Почему добрым людям жить на свете веселей?
почему именно эти строки взяты для эпиграфа?
Готовы ли вы назвать себя добрым человеком? Почему?
2. Игра «Передай сердечко» (передача однокласснику сердечка с добрым словом в его адрес).
V. Домашнее задание.
1. Записать 4 пословицы о доброте и нарисовать героя, который мог бы быть твоим советчиком в жизни.