Тема урока: Добрым жить на белом свете веселей.
Цель: Формирование представления о понятии доброта как первостепенной нравственной норме.
Задачи:
Образовательные:
- изучить основные понятия этические понятия «доброта и зло»;
- сформировать умение применять их;
- научить сопоставлять добро и зло;
Воспитательные:
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
- развивать память;
- развивать умения преодолевать трудности;
- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать необходимость изучения темы, формировать нравственные качества: умение творить добро, ценить добрые отношения;
Регулятивные:
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: - извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: - уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (воспитывать культуру общения).
Тип занятия: комбинированный.
Формы и методы проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик «Дорогою добра», учебник, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Вы все уникальные, каждый из вас не похож на другого! В этом ваша изюминка!
-Взялись за руки и произнесите слова:
Я бесконечно добрый,
Феноменально умный,
Исключительно порядочный.
Кристально честный,
Не по годам развитый,
Сказочно щедрый человек!
2. Самоопределение к деятельности. Беседа.
Просмотр видеоролика «Дорогою добра»
-Ребята, посмотрите видеоролик и подумайте к чему он призывает и какая будет у нас тему урока?
(Учащиеся смотрят видеоролик и размышляют о теме урока)
-По какой дороге нас призывают идти?
-Где находится эта дорога?
-А как по этой дороге надо идти?
- Как вы думаете можно по этой дороге идти всем миром?
3. Сообщение темы урока, проблемы и задач.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке будем говорить о доброте и каким в жизни быть веселее.
-Как вы думаете, какие будут стоять перед нами проблемы, что мы должны узнать?
(Учитель вместе с учащимися выдвигает проблемы.)
- В конце урока мы должны ответить на следующие вопросы:
1.Что такое доброта?
2.Почему добрым людям жить на свете веселей?
3.Готовы ли вы назвать себя добрым человеком и почему?
4. Планирование деятельности.
-Давайте, составим план нашей работы.
(Совместное составление плана.)
1.Дать определение слову - доброта.
2.Работа с учебником.
3.Работа в парах.
4.Ответы на вопросы
5.Работа в группах
6. Обобщение.
5. Работа по теме урока. Частично-поисковый метод.
- Ребята, на слайде записаны народные мудрости, давайте с вами их прочитаем и подумаем: почему же для слова «доброта» народом были выбраны именно такие сравнения?
На слайде запись: «Доброта, что солнце», «Доброе слово, что ясный день», «Жизнь дана на добрые дела», «Добрый человек придёт, словно свету принесёт».
(Учитель с учащимися рассуждают)
-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит положительные эмоции окружающим людям. Согласитесь, что доброта так же, как и солнце, всех согревает, дарит всем своё тепло.
-Значит, доброта – это тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому.
- Вот мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, давайте посмотрим какое определение дано у нас в учебнике.
6. Работа с учебником.
- Давайте прочитаем определение хором.
(хоровое чтение)
- У детского писателя Александра Волкова есть замечательная сказка «Волшебник Изумрудного города». В ней рассказывается о путешествии девочки Элли, которой нужно было попасть к всемогущему волшебнику Гудвину. Волшебник, который жил в Изумрудном городе, должен был помочь Элли вернуться домой.
По пути в Изумрудный город девочка находит себе верных друзей: соломенное чучело – Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва, которые тоже отважились пойти к Гудвину, чтобы попросить у него ум, доброе сердце и смелость.
-А теперь представьте себе, что было бы, если бы у наших героев забрали какое-нибудь из этих качеств?
Если ум Страшилы будет действовать без доброты Железного Дровосека, он может быть направлен на недобрые дела. А смелость Льва без ума и доброты станет бессмысленной и никому не нужной лихостью. Да и сама доброта без ума и смелости принесёт мало пользы.
(Высказывания детей)
- Что же из этого следует?
(Высказывания детей)
-А то, что для любого из нас, точно так же, как и для сказочных героев, очень важно сочетание этих качеств, так как одно помогает проявиться другому. В те моменты, когда герои сказки были вместе, именно сочетание ума Страшилы, доброты Дровосека и смелости Льва помогало им выходить из, казалось бы, совершенно безнадёжных и безвыходных ситуаций. Согласитесь, очень важно, чтобы доброта сочеталась с умом, а её действие было своевременным и полезным, и со смелостью для преодолений стоящих на пути невзгод и препятствий.
-Доброта является одним из самых важных качеств личности, потому что несёт окружающим тепло, внимание и заботу. Доброта призвана объединять людей и помогать им в трудных жизненных ситуациях. Стремление к добру способствует появлению у человека уверенности в том, что он многое может, даёт возможность творить добро и не бояться зла.
- Почему же добро всегда побеждает зло?
- Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку».
(Учащиеся читают сказку)
- На какие важные моменты жизни человека ты обратил особое внимание в этой сказке?
-Что помогло принцу победить злые чары?
-Какие качества помогли принцу вернуться домой?
7. Работа в парах.
-Пришло время поработать в парах, у вас на столах лежат листочки со словами, вам необходимо заменить плохие(злые) слова на хорошие(добрые) и мы поместим в «Копилку добрых слов».
(Учащиеся работают в парах.)
Физкультминутка-игра.
- Я буду говорить слова, а если это слово относится к понятию "добро" хлопаете в ладоши, а если - к понятию "зло" топаете ногами: Обман, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, эгоизм.
8. Ответы на вопросы.
- Подумайте, добрый ли ты человек?
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
(Высказывания детей)
- А теперь я предлагаю вам послушать притчу и вы сами всё поймёте, как ответить на данный вопрос.
(Учитель читает притчу.)
В одной далёкой восточной стране когда-то жил всемогущий шах, который очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит награду.
Услыхав об этом, мальчишки наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились клетками с птицами.
Увидев это, придворный мудрец спросил у правителя:
– Зачем столько птиц?
Шах ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю птиц от смерти. Больше их не убивают, а приносят их мне живыми. Да и жить им во дворце в сытости, тепле и заботе, наверное, будет приятнее, чем на улице.
– А кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – удивился правитель.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался шах.
Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птичек, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый правитель.
На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.
- Вы согласны с выводом мудреца?
9.Инсценирование сценки «Опоздание»
- А теперь мы посмотрим сценку, которую вам приготовили ваши одноклассники.
(Участвует 5 учеников)
Действующие лица; Автор, Учитель, Дима, Витя, Анна.
А: Дима часто опаздывает на первый урок.
У: «Постарайся исправиться или я вызову родителей».
А: После уроков к Диме подошли Витя и Аня.
В: «Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, например, помогал бабушке через дорогу перейти».
А: «А давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу».
- Чей совет вам показался добрам?
10.Работа в группах. Обсуждение ситуаций.
-А теперь поработаем в группах, вам даны листочки на которых записаны ситуации, вы проанализируйте их и скажите, как вы поступите.
Ситуация 1
«Друг просит у тебя списать домашнее задание».
Дам списать, чтоб выручить товарища.
Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.
Ситуация 2
«Твой друг (подруга) хвастается телефоном перед другими учениками».
Остановлю друга, скажу, что некрасиво хвастаться.
Попрошу маму купить мне круче телефон.
Ситуация 3
«Приятель на урок физкультуры забыл лыжные палки».
Сделаю вид, что не заметил.
Дам ему одну свою, если даже мы придём последними и не получим по пятёрке.
10. Закрепление изученного материала.
-А теперь проверьте себя, решите тест.
Индивидуальная работа
1) Что считается добрым поступком?
А. Помочь родителям, чтобы они потом дали поиграть в компьютере
Б. Дать списать домашнее задание
В. Помочь соседу по парте разобрать задачу
2) Укажите поступки, которые одобряет общество
А. обман
Б. взаимопомощь
В. унижение
3) Знания о добре и зле помогают людям
А. проявлять заботу о близких
Б. жить в мире
В. Дружить
Игра «Угадай героя». Фронтальная работа.
- Отгадайте сказочных героев, которые делали добрые дела.
1.Я очень люблю свою бабушку, которая живёт за лесом. Я часто ношу ей пирожки.
2.Я, несмотря на свой рост в дюйм спасла ласточку.
3.Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом.
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете совершать добрые поступки.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
- Ребята! Будьте добрыми и щедрыми.
11. Итог урока.
- Давайте ответим на наши вопросы, поставленные в начале урока.
1. Почему добрым людям жить на свете веселей?
2.Готовы ли вы назвать себя добрым человеком? Почему?
- Помните ребята: Добрые слова-корни,
Добрые мысли-цветы,
Добрые дела-плоды,
Добрые сады-это ваши сердца.
2. Игра «Передай сердечко» (передача однокласснику сердечка с добрым словом в его адрес).
12. Домашнее задание.
Записать 4 пословицы о доброте и нарисовать героя, который мог бы быть твоим советчиком в жизни.