СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Светской этике "Добрым жить на белом свете веселей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Добрым жить на белом свете веселей. Цель: Формирование представления о понятии добра как первостепенной нравственной норме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Светской этике "Добрым жить на белом свете веселей"»


Тема урока: Добрым жить на белом свете веселей.

Цель: Формирование представления о понятии доброта как первостепенной нравственной норме.

Задачи:

Образовательные:

- изучить основные понятия этические понятия «доброта и зло»;

 - сформировать умение применять их;

-  научить сопоставлять добро и зло;

Воспитательные:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.


Планируемые результаты:

Личностные:

- осознавать необходимость изучения темы, формировать нравственные качества: умение творить добро, ценить добрые отношения;

Регулятивные:

- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: - извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: - уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (воспитывать культуру общения).

Тип занятия: комбинированный.

Формы и методы проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик «Дорогою добра», учебник, карточки.

Ход урока.

IОрганизационный момент.

-Добрый день, ребята! Вы все уникальные, каждый из вас не похож на другого! В этом ваша изюминка!

-Взялись за руки и произнесите слова:

Я бесконечно добрый,

Феноменально умный,

Исключительно порядочный.

Кристально честный,

Не по годам развитый,

Сказочно щедрый человек!


2. Самоопределение к деятельности. Беседа.

Просмотр видеоролика «Дорогою добра»

-Ребята, посмотрите видеоролик и подумайте к чему он призывает и какая будет у нас тему урока?

(Учащиеся смотрят видеоролик и размышляют о теме урока)

-По какой дороге нас призывают идти?

-Где находится эта дорога?

-А как по этой дороге надо идти?

- Как вы думаете можно по этой дороге идти всем миром?

3. Сообщение темы урока, проблемы и задач.

-  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-  Сегодня на уроке будем говорить о доброте и каким в жизни быть веселее.

-Как вы думаете, какие будут стоять перед нами проблемы, что мы должны узнать?

(Учитель вместе с учащимися выдвигает проблемы.)

- В конце урока мы должны ответить на следующие вопросы:

1.Что такое доброта?

2.Почему добрым людям жить на свете веселей?

3.Готовы ли вы назвать себя добрым человеком и почему?

4. Планирование деятельности.

-Давайте, составим план нашей работы.

(Совместное составление плана.)

1.Дать определение слову - доброта.

2.Работа с учебником.

3.Работа в парах.

4.Ответы на вопросы

5.Работа в группах

6. Обобщение.

5. Работа по теме урока. Частично-поисковый метод.

- Ребята, на слайде записаны народные мудрости, давайте с вами их прочитаем и подумаем: почему же для слова «доброта» народом были выбраны именно такие сравнения? 

На слайде запись: «Доброта, что солнце», «Доброе слово, что ясный день», «Жизнь дана на добрые дела», «Добрый человек придёт, словно свету принесёт».

(Учитель с учащимися рассуждают)

-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит положительные эмоции окружающим людям. Согласитесь, что доброта так же, как и солнце, всех согревает, дарит всем своё тепло.

-Значит, доброта – это тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому.

- Вот мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, давайте посмотрим какое определение дано у нас в учебнике.

6. Работа с учебником.

- Давайте прочитаем определение хором.

(хоровое чтение)

- У детского писателя Александра Волкова есть замечательная сказка «Волшебник Изумрудного города». В ней рассказывается о путешествии девочки Элли, которой нужно было попасть к всемогущему волшебнику Гудвину. Волшебник, который жил в Изумрудном городе, должен был помочь Элли вернуться домой.
По пути в Изумрудный город девочка находит себе верных друзей: соломенное чучело – Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва, которые тоже отважились пойти к Гудвину, чтобы попросить у него ум, доброе сердце и смелость.

-А теперь представьте себе, что было бы, если бы у наших героев забрали какое-нибудь из этих качеств?

Если ум Страшилы будет действовать без доброты Железного Дровосека, он может быть направлен на недобрые дела. А смелость Льва без ума и доброты станет бессмысленной и никому не нужной лихостью. Да и сама доброта без ума и смелости принесёт мало пользы.

(Высказывания детей)

- Что же из этого следует?

(Высказывания детей)


-А то, что для любого из нас, точно так же, как и для сказочных героев, очень важно сочетание этих качеств, так как одно помогает проявиться другому. В те моменты, когда герои сказки были вместе, именно сочетание ума Страшилы, доброты Дровосека и смелости Льва помогало им выходить из, казалось бы, совершенно безнадёжных и безвыходных ситуаций. Согласитесь, очень важно, чтобы доброта сочеталась с умом, а её действие было своевременным и полезным, и со смелостью для преодолений стоящих на пути невзгод и препятствий.

-Доброта является одним из самых важных качеств личности, потому что несёт окружающим тепло, внимание и заботу. Доброта призвана объединять людей и помогать им в трудных жизненных ситуациях. Стремление к добру способствует появлению у человека уверенности в том, что он многое может, даёт возможность творить добро и не бояться зла.

- Почему же добро всегда побеждает зло?

- Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку».

(Учащиеся читают сказку)

- На какие важные моменты жизни человека ты обратил особое внимание в этой сказке?

-Что помогло принцу победить злые чары?

-Какие качества помогли принцу вернуться домой?


7. Работа в парах.

-Пришло время поработать в парах, у вас на столах лежат листочки со словами, вам необходимо заменить плохие(злые) слова на хорошие(добрые) и мы поместим в «Копилку добрых слов».

(Учащиеся работают в парах.)


Физкультминутка-игра.

- Я буду говорить слова, а если это слово относится к понятию "добро" хлопаете в ладоши, а если - к понятию "зло" топаете ногами: Обман, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, эгоизм.



8. Ответы на вопросы.

- Подумайте, добрый ли ты человек?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?


(Высказывания детей)

- А теперь я предлагаю вам послушать притчу и вы сами всё поймёте, как ответить на данный вопрос.

(Учитель читает притчу.)


В одной далёкой восточной стране когда-то жил всемогущий шах, который очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

– Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит награду.

Услыхав об этом, мальчишки наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились клетками с птицами.

Увидев это, придворный мудрец спросил у правителя:

– Зачем столько птиц?

Шах ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю птиц от смерти. Больше их не убивают, а приносят их мне живыми. Да и жить им во дворце в сытости, тепле и заботе, наверное, будет приятнее, чем на улице.

– А кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – удивился правитель.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не думал, – признался шах.

Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птичек, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый правитель.

На это мудрец заметил:

– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

- Вы согласны с выводом мудреца?

9.Инсценирование сценки «Опоздание»

- А теперь мы посмотрим сценку, которую вам приготовили ваши одноклассники.

(Участвует 5 учеников)

Действующие лица; Автор, Учитель, Дима, Витя, Анна.

А: Дима часто опаздывает на первый урок.

У: «Постарайся исправиться или я вызову родителей».

А: После уроков к Диме подошли Витя и Аня.

В: «Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, например, помогал бабушке через дорогу перейти».

А: «А давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу».

- Чей совет вам показался добрам?

10.Работа в группах. Обсуждение ситуаций.

-А теперь поработаем в группах, вам даны листочки на которых записаны ситуации, вы проанализируйте их и скажите, как вы поступите.

Ситуация 1

«Друг просит у тебя списать домашнее задание».

  • Дам списать, чтоб выручить товарища. 

  • Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

Ситуация 2

«Твой друг (подруга) хвастается телефоном перед другими учениками».

  • Остановлю друга, скажу, что некрасиво хвастаться.

  • Попрошу маму купить мне круче телефон.

Ситуация 3

«Приятель на урок физкультуры забыл лыжные палки».

  • Сделаю вид, что не заметил.

  •  Дам ему одну свою, если даже мы придём последними и не получим по пятёрке.

10. Закрепление изученного материала.


-А теперь проверьте себя, решите тест.

Индивидуальная работа

1) Что считается добрым поступком?

А. Помочь родителям, чтобы они потом дали поиграть в компьютере

Б. Дать списать домашнее задание

В. Помочь соседу по парте разобрать задачу

2) Укажите поступки, которые одобряет общество

А. обман

Б. взаимопомощь

В. унижение

3) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

Б. жить в мире

В. Дружить

Игра «Угадай героя». Фронтальная работа.

- Отгадайте сказочных героев, которые делали добрые дела.

1.Я очень люблю свою бабушку, которая живёт за лесом. Я часто ношу ей пирожки.

2.Я, несмотря на свой рост в дюйм спасла ласточку.

3.Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете совершать добрые поступки.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

- Ребята! Будьте добрыми и щедрыми.

11. Итог урока.

- Давайте ответим на наши вопросы, поставленные в начале урока.

1Почему добрым людям жить на свете веселей?

2.Готовы ли вы назвать себя добрым человеком? Почему?

- Помните ребята: Добрые слова-корни,

Добрые мысли-цветы,

Добрые дела-плоды,

Добрые сады-это ваши сердца.



2. Игра «Передай сердечко» (передача однокласснику сердечка с добрым словом в его адрес).

12. Домашнее задание.

Записать 4 пословицы о доброте и нарисовать героя, который мог бы быть твоим советчиком в жизни.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!