Технология 5 класс.
Мерки для построения чертежа выкройки фартука.
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Урок-практикум.
Цели и задачи:
1.Сформировать у учащихся знания и умения снимать мерки для построения чертежа фартука.
2.Развивать самостоятельность, наблюдательность в работе.
3.Воспитывать культуру труда и чувство ответственности.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек и раскроя ткани, определять размеры швейного изделия, производить правильное снятие мерок по конструктивным линиям фигуры.
Познавательные: виртуально и натурально моделировать технические объекты, продукты и технологические процессы; проявлять инновациионный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Регулятивные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими её участниками; объективно оценивать вклад своей деятельности в решении общих задач коллектива;
Коммуникативные: формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций.
Личностные: Умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
Оборудование: рабочие тетради, учебники, сантиметровые ленты, компьютер, экран, проектор,
Дидактическое обеспечение: эскизы моделей фартуков различного назначения и покроя, манекен, презентация.
Раздаточный материал: маршрутная карта урока.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная (практическая) работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, мотивационный настрой. Проверка готовности к уроку.
2. Повторение ранее изученного материала.
1. Беседа по пройденной теме «Материаловедение»:
- Что изучали? Что научились делать?
- Что такое волокно?
2. Проверка полученных знаний (по группам):
- Работа с тестами (на листочках)
- Задание «Восстанови цепочку получения ткани»
- Игра и задания в презентации.
3. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока. Беседа:
- Объясните значение слов «швейная фабрика», «ателье».
- Что делают на «швейной фабрике», а в «ателье»?
- В чем различие?
Сегодня мы начинаем путешествие в ателье «Сам закройщик, сам портной». Мы не только будем путешествовать по ателье, знакомясь с его работой, но и сами будем учиться выполнять многие операции.
2. Работа по теме урока:
Профессии:
- Люди каких профессий работают там?
На швейных фабриках и ателье работают люди различных профессий:
Художник-модельер – рисует эскизы моделей одежды, создает новые.
Инженер-конструктор – на основе эскизов изготавливает выкройки (лекала) для заданной модели.
Закройщик – по выкройкам (лекалам) раскраивает изделие из ткани.
Швея – выполняет отдельные операции пошива изделия на потоке на фабрике.
Портной – работает в ателье и полностью шьет изделие.
Наше путешествие начинается со станции «Конструирование».
Конструирование швейных изделий - это построение чертежа изделия и изготовление выкройки для раскроя и пошива одежды.
В конструировании работа начинается по созданию чертежа изделия.
- Чтобы одежда пришлась человеку по размеру, как вы думаете, перед созданием выкройки, что необходимо сделать?
- Чтобы выполнить чертеж изделия нужно знать: Мерки (для одежды), Размеры (для предметов быта).
Для построения чертежа изделия (одежды) необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Сегодня мы с вами будем учиться снимать мерки для построения чертежа фартука.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре: Линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колена, линия середины переда и линия середины спины.
Инструменты и приспособления:
Для снятия мерок используют:
Сантиметровая лента - лента длиной 150 см с сантиметровыми делениями. Изобрел ее французский портной в 1810 году. Обычно она делается из нерастяжимого материала и заканчивается металлическими закрепками. Шкала на ней должна быть нанесена с двух сторон. Измерительный инструмент необходим для снятия мерок и измерения расстояний на выкройках. Чтобы одежда хорошо сидела на фигуре, все мерки должны сниматься очень точно, а потому измерительный инструмент всегда необходимо иметь под рукой. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно при шитье какой-либо вещи пользоваться одной и той же лентой.
Манекен – для примерки изделия и исправления ошибок.
Обозначения мерок:
Мерки обозначаются заглавными буквами русского алфавита
О - обхват
С - полуобхват
Ш - ширина
В - высота
Ц - центр
Д – длина
Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения:
С т – полуобхват талии
Правила при снятии мерок:
Мерки снимаются по определенным правилам .
1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.
3. При снятии мерок измеряемый должен сто ять прямо без напряжения.
4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
5.Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука.
Демонстрация снятия мерок:
1. На манекене показываю детям, как правильно снимать мерки для построения фартука:
Ст – полуобхват талии
Сб – полуобхват бедер
Днч - длина нижней части фартука
Дн – длина нагрудника
2. Закрепление: просмотр слайдов на презентации.
4. Физкультминутка
Упражнения для снятия утомления.
Помогают быстро восстановить силы после тяжёлой нагрузки. Их выполняем при первых признаках усталости.
1.Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь.
Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд и стало жарко. Повторить 3 раза.
2.Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд.
Подтянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно - так, чтобы было приятно. 10-15 секунд.
5. Практическая работа
«Снятие мерок и запись результатов измерения в таблицу».
1.Практическая работа выполняется по парам.
2. Мерки записываются в таблицу.
Условное обозначение мерки | Название мерки | Как снять мерку | Типовая фигура см. | Свои мерки см. |
Ст | Полуобхват талии | Сантиметровая лента проходит точно по контрольному шнуру по линии талии. | | |
Сб | Полуобхват бёдер | Сантиметровая лента проходит сзади по выступающим точкам ягодиц, а спереди замыкается на выпуклости живота. | | |
Дн | Длина нагрудника | Измеряем от контрольного шнура на линии талии вверх до желаемой длины нагрудника. | | |
Днч | Длина нижней части | Измеряем от контрольного шнура на линии талии вниз до желаемой длины нижней части фартука. | | |
Целевой обход: С целью предупреждения ошибок, контролирую правильность работы, снятия мерок.
6. Подведение итогов, закрепление изученного:
Беседа по вопросам.
1.Для чего снимают мерки?
2.Как правильно снять мерки?
3. Почему мерки длины записываются полностью, а обхватов – в половинном размере?
4. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?
Устные ответы по тесту «Снятие мерок».
7. Анализ урока, рефлексия.
1.Замечания по уроку.
2. Выставить оценки за практическую работу.
8. Домашнее задание
Конспект, Линейка - закройщика, рабочая тетрадь, чертёжные принадлежности.
6