СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии 7 класс "Свойства тканей из химических волокон"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие расчитано на 2 урока (90 минут), урок комбинированный, сопровождается мультимедийной презентацией

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии 7 класс "Свойства тканей из химических волокон"»

Урок технологии в 7 классе

Тема урока: Свойства тканей из химических волокон

Цель: изучить свойства тканей из химических волокон.

Задачи:

1. Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них.

2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.

3. Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.



Наглядные пособия и техническое оснащение:


Коллекция тканей, раздаточный материал, карточки,

схема «Классификация текстильных волокон»

Компьютеры, мультимедийная установка.


Тип урока: комбинированный



План занятия:


Урок № 1

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее изученных знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.


  1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Подготовка учащихся к восприятию урока.

II. Актуализация ранее изученных знаний.

Вводная беседа.

1. Вы любите красиво одеваться?

2. А с чего начинается создание одежды ?

С эскиза модели и приобретения ткани.

3. Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?

Ответы учащихся:

1. Понравилась какая-то модель в журнале (или на ком-нибудь) и нужно купить ткань, подходящую для этой модели.

2. Понадобилась вещь определенного назначения, например зимняя юбка, и для этого необходимо подобрать ткань с соответствующими качествами.


Чтобы научиться разбираться в тканях, необходимо знать их свойства, тогда вы научитесь правильно ухаживать за своими вещами и будете всегда самыми модными, красивыми и практичными.


В 5 и 6 классе вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.

Давайте вспомним что это за ткани?

Блиц-опрос:

(слайд 5,6) Хлопок, лен, шелк

Закончите предложения:

1. Хлопок и лен относятся к волокнам …. (растительного происхождения)

2. К волокнам животного происхождения относятся… (шерсть и шелк)

3. Составьте последовательную цепочку изготовления ткани:

Растение – волокно – пряжа – ткань

4.Вставьте пропущенные слова.


Самое тонкое волокно (шелк)

Самое гладкое волокно (лен)

Самое короткое волокно (хлопок)

Самое пушистое волокно (шерсть)

5. Значительной гигроскопичностью обладают … (все ткани из натуральных волокон)

6. Большой пылеемкостью обладают … (шерстяные ткани)

7. Лучше других драпируются … (шелковые ткани)


III. Изучение нового материала.


Натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство

- трудоемкий и дорогостоящий процесс.


Запишите тему сегодняшнего урока:


«Свойства тканей из химических волокон»


Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон). Ткани из химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.

Экономическая выгода применения химических волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Например, для получения одинакового количества хлопка и льна надо затратить труда в 10 раз больше, чем для получения того же количества вискозного штапельного волокна, и почти в 50 раз больше, чем для получения натурального шелка.


Когда же появились ткани из химических волокон?


Историческая справка:


  • Оказывается, еще в УII веке англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна.

  • Промышленным путем его получили только в конце XIX века.

  • В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.







Химические волокна делятся на искусственные и синтетические. Посмотрите на таблицу: (слайд 10)

Характеристика тканей из химических волокон.


Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.

Что же является сырьем для производства синтетических и искусственных тканей?

Слайд 10

Сырьем для производства вискозных волокон является древесина хвойных деревьев – еловая щепа, отходы хлопка, из которых после обработки получают целлюлозу в виде листов картона. Растворенная целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу; продавливая ее через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка. Вискозные волокна вырабатывают не только в виде непрерывных нитей, но и коротких отрезков, т.е. штапельных волокон, пригодных для изготовления как однородной вискозной пряжи, так и смешанной, с добавлением разных волокон для придания разнообразных свойств тканям.


Раздаю образцы тканей и объясняю свойства вискозных тканей:

+ Ткани из вискозных волокон имеют красивый внешний вид, высокую прочность, на ощупь они имеют шероховатую поверхность.

- Отрицательными качествами этой ткани являются потеря прочности во влажном состоянии.

Способ получения ацетатных волокон такой же, как и способ получения вискозного волокна. Отличие заключается только в том, что целлюлоза, вырабатываемая из древесины и отходов хлопка, обрабатывается уксусной эссенцией или серной кислотой. Уксус по-латыни «ацетум», от этого слова и произошло название волокна – ацетатное.



(слайд 11)

Схема получения ткани из химических волокон.


Древесина – еловая щепа

Целлюлоза (в виде листов картона)

Приготовление вискозы (жидкость)

Формирование волокон из раствора

Текстильная обработка волокон (вытягивание, кручение, перемотка)

Ткацкое производство (производство ткани)

Отделочное производство (отделка ткани)



Рассматриваем образцы.

Рассказываю о свойствах ацетатных тканей:

+Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.

-Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии , они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.



Плакат: «Где применяют искусственные ткани?» слайд 11


Блузки, текстиль, юбки, брюки


Для производства синтетических волокон в качестве сырья используют простые вещества (мономеры), являющиеся продуктом переработки каменного угля, нефти и природного газа (фенол, этилен, ацетилен, метан и др.) Синтетические волокна получают путем реакции соединения (синтеза) мономеров с образованием сложного вещества полимера («поли» - много), поэтому эти вещества называются синтетическими. В этом их отличие от искусственных волокон, для получения которых используются сложные вещества (полимеры), находящиеся в природе в готовом виде (древесина, хлопковый пух).


К синтетическим тканям относятся:

Капрон – самое прочное волокно на разрыв и на истирание.

К недостаткам капроновых тканей относится: скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, поэтому ткани из капроновых нитей сложны в обработке.

Лавсан – очень прочное и упругое волокно. Его смешивают с различными волокнами для увеличения прочности и упругости тканей. В чистом виде лавсан применяют для изготовления ниток, кружев, технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.


Нитрон – самое стойкое и «теплое» волокно, пушистое, матовое, по виду напоминает шерсть. Волокна нитрона использую при изготовлении трикотажных изделий и искусственного меха.

Шерстяные ткани с волокнами нитрона прочны, незначительно мнутся, но недостатком является сильная усадка при намачивании и осыпаемость.


+Синтетические волокна обладают рядом свойств, которых нет у натуральных волокон: высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию химических веществ, малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Все эти свойства относятся к положительным, поэтому синтетические волокна добавляют к натуральным, чтобы получить ткани с улучшенным качеством.


-Отрицательными свойствами синтетических волокон являются пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке, поэтому не рекомендуется носить одежду из этих тканей детям и людям с повышенной чувствительностью к синтетическим волокнам.


Работа с учебником:

Предлагаю девочкам выписать из учебника положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон.


Работа учащихся:


Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк

Положительные качества Отрицательные качества

Имеют красивый внешний вид Подвержены электризации

Хорошо драпируются Не пропускают воздух

Мало сминаются Во влажном состоянии теряют прочность

Прочные

Синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон

Положительные качества Отрицательные качества

Самые прочные Пониженная гигроскопичность

Высокая упругость Низкая воздухопроницаемость

Хорошие теплозащитные свойства Высокая электризуемость

Стойкость к действию

химических веществ и

микроорганизмов


IV. Закрепление изученного материала.


Девочки делятся на две группы. Первая группа заполняет корссворд на компьютере,

вторая группа заполняет тесты, а затем они меняются местами.



Итак, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке

и подведем итог.

Вывод:

умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.

А на следующем уроке во время лабораторной работы вы на практике убедитесь, какие свойства у тканей из химических волокон и как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.




Урок № 2

  1. Организационный момент.

Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы.

Вводный инструктаж.

Мы с вами изучили свойства тканей из химических волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять

природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.

Повторяю с ученицами правила техники безопасности.

Предлагаю девочкам открыть учебник и ознакомиться с заданием.


2.Лабораторная работа.

Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам. Для определения сырья ученицы пользуются органолептическим методом распознавания волокон.

По ходу работы провожу текущий инструктаж и слежу за соблюдением правил

техники безопасности.

Завершив лабораторную работу, приходим к следующему выводу:


умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.

А теперь послушаем учащихся, которые подготовили нам сообщения.



Как определить: из какого волокна изготовлена ткань?

(выступление учащихся)

Итак, вы купили классную блузку и вам необходимо сразу определить, из какого волокна сделана ткань.

Выдерните из запасного лоскутка, который прикреплен в шве, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой.

Ткань растительного происхождения ( хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.

Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженой кости; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.

Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.

Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.










Как ухаживать за тканями?

(выступление учащихся)


Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Ткани из химических волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают вручную или в стиральной машине , используя функцию «щадящий режим» при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом. Существуют

международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.





  1. Заключительная часть.

Оцениваю работу учащихся на уроке.

Подведение итогов.


В нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки, а уж теплая искусственная шубка, на которую нет необходимости убивать животных, просто необходима любой, уважающей себя, девушке. Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.

Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство.

Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!