Тема: Одежда народов России. ТБ.(03.02)
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цель: познакомить с особенностями народных костюмов России, основными частями женского (рубаха, юбка, понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) костюма; с основными материалами, из которых изготавливалась национальная одежда (лён, хлопковая ткань); повторить: виды натуральных тканей; развивать у учащихся наглядно-образное мышление, развивать моторику рук, познавательный интерес; воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты: предметные - познакомить с особенностями народных костюмов России, основными частями женского (рубаха, юбка, понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) костюма; с основными материалами, из которых изготавливалась национальная одежда (лён, хлопковая ткань); повторить: виды натуральных тканей; учить изготавливать модели национальных костюмов; метапредметные - организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; личностные - поощрять интерес к культурным традициям, истории моды народов мира, народным традициям России, своего региона, края; стимулировать дружеские отношения, взаимопонимание, готовность к взаимопомощи при работе всем классом и по группам.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: картон, ножницы, ткань.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
III. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
- На уроках окружающего мира мы уже говорили о древних славянах. Сейчас мы познакомимся с традиционными русскими костюмами. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит.
Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).
Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.
Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.
Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.
Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.
Русский национальный костюм носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
2. Беседа
— Каковы особенности национальной одежды и головных уборов народов России (составные части, отделка, её значение)?
- Есть ли сходство в национальной одежде разных народов России?
- Как назывался самый распространенный в России головной убор?
- Как отличались прически девушек и замужних женщин?
3. Инструктаж по ТБ
Правила безопасной работы с ножницами
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Выполнение проектного задания (с. 75)
Творческий процесс
1) Рассмотри конструкции. Назови их особенности.
2) Придумай свое изделие.
3) Подбери материалы.
Технологический процесс
1) Продумай способы выполнения каждого этапа изготовления изделия (памятка 2).
2) Составь план работы.
3) Изготовь изделие.
2. Защита проекта.
А) Общая эстетичность изделия.
Б) Подбор материала.
В) Оригинальность элементов, выявление и решение конструкторско-технологических проблем.
Г) Использование средств художественной выразительности.
VI. Подведение итога урока
- Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
- Какие знания и практические умения помогли вам сделать свои изделия красивыми, качественными и удобными в использовании?