План – конспект урока по технологии,
проводимого в рамках Дня единого текста
Дата:
Класс: 5в
РАЗДЕЛ: МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Тема урока: Бумага и ее свойства. Декорации к пьесе «Петровский маяк»
Цели и задачи деятельности педагога:
формировать навыки работы с бумагой; продолжить работу по отработке знаний и умений соблюдать правила гигиены труда и правила ТБ; проверить умение самостоятельно подготовить рабочее место;
развивать потребность в том, чтобы результаты трудовых усилий – изделия каждого – были красивыми, развивать конструктивные способности, воображение, мелкую моторику рук, развивать монологическую речь, внимание, мышление; умение работать самостоятельно и в паре, сотрудничать, анализировать;
воспитывать аккуратность при выполнении работы, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения:
практический, объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная.
Оборудование для учащихся:
листы плотной цветной бумаги, карандаш, шаблон деревьев, развертка восьмигранника, ножницы, клей, влажные салфетки.
Оборудование для учителя:
ИКТ, фон для декораций, слайд-презентация, листы плотной цветной бумаги, ножницы, клей, влажные салфетки.
Планируемые результаты:
Предметные:
-закреплять умение конструировать из бумаги, владение умением вырезать ножницами;
-размечать, сгибать, правильно резать бумагу;
-уметь соединять части поделки.
Личностные:
- воспитывать любовь к природе;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
Метапредметные :
Регулятивные: умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на занятии.
Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение работать в группах.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Ход урока
«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
В. Г. Белинский
1. Организационный этап
Здравствуйте , ребята! Сегодня я начну урок с загадки.
Отгадайте что это:
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
Ответ: Маяк
Правильно, ребята
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Бумага - это уникальный материал. Из него можно изготовить любые предметы из окружающего нас мира.
Сегодня у нас необычный урок. Вы попробуете себя в роли художников – бутафоров. Будем создавать декорации к пьесе «Петровский маяк». И для этого мы изучим с вами историю одного из маяков России. А , именно, Петровский маяк города Махачкала и узнаем много интересных фактов о нем.
Петровский маяк в городе Махачкала построен в 1866 году. Больше века он исправно выполнял свои функции, указывая капитанам судов путь в гавань порта. Шестигранная башня стала неотъемлемой частью городского пейзажа. По преданию, башенка с фонарем появилась на том самом месте, где некогда Петр I заложил камень в основание будущего города.
3. Постановка целей и задач урока. Самоопределение к деятельности
- Для того, чтобы снять фильм или поставить пьесу в театре, по мимо героев нам необходимы декорации к сюжету постановки.
Среди множества профессий в театре существует такая как бутафор – изготовитель декораций. Художник-бутафор — производит имитацию в готовых декорациях всех видов поверхностей: штукатурки, кирпичной кладки, мраморных колонн, мороза на окнах и т. п Сегодня на занятии мы прикоснемся к методам работы бутафора.
Первый маяк представлял собой башню с фонарем наверху с восемью лампами с рефлекторами.
Современный же - полосатый красно-белый восьмигранник высотой 27 метров, на высоте 84 метра над уровнем моря, построили в 1866 году. Выше маяка в Махачкале лишь телебашня. Наверх ведет крутая винтовая лестница с 117 ступенями.
4. Объяснение учебного задания.
Маяк хорошо виден из любой части Старого города. Направленный свет прожектора махачкалинского маяка не позволяет кораблям заблудиться в каспийских просторах. Капитан и команда корабля по частоте световых проблесков узнают его. И даже сегодня, когда навигационное оборудование на кораблях позволяет обходиться без береговых световых ориентиров, маяк продолжает выполнять свою работу, указывая дорогу.
Главным элементом нашей композиции будет бутафорный маяк. А для этого мы с вами из бумаги создадим развертку правильного восьмигранника с красными полосами. А дальше уже все дело в вашей фантазии.
Инструктаж по технике безопасности.
- Прежде, чем начать работать, повторим правила работы с ножницами и клеем.
Правила безопасной работы с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
5. Физминутка.
6. Творческая практическая деятельность учащихся. Выполнение поделки.
Вводный инструктаж.
- Ребята, сегодня вы работаете по группам. Каждая группа создает определенные предметы , а затем вы их объедините в композицию, создавая декорации к пьесе.
- У вас на столе вот такие инструкционные карты , а также развертки, при помощи которых мы создадим наше сооружение . Давайте, вспомним, как пользоваться шаблоном, как накладывать на лист. ( Нужно прижать шаблон к бумаге. Экономно использовать бумагу, накладывая шаблон близко к краю).
- Верно, теперь, мы аккуратно обводим шаблон развертки карандашом. Убираем шаблон в сторону. Теперь мы готовы вырезать детали для нашей поделки. Берем ножницы и вырезаем детали, помним, что работаем аккуратно. Все наши детали готовы, можем приступить к их склеиванию. Склеиваем поочередно.
(Учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, помогает затрудняющемся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасности)
7. Рефлексия.
- Что мы узнали нового? Чему вы научились? С каким настроением работали?
Довольны ли вы своим результатом и комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения у вас возникли?
(Ответы детей).
8. Анализ работ.
- Отличные работы у вас получились! Спасибо за урок.
Подведение итогов. Выставление отметок.
Рефлексия