План занятия
по техническому труду в 6 классе
Тема занятия: технология работ на сверлильном станке
Оборудование: вертикально-сверлильный настольный станок 2М112; учебные таблицы; свёрла
Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и принципом работы сверлильного станка 2М112
Задачи:
1. Образовательная:
Создать условия для ознакомления учеников с процессом сверления, процессом установки сверла, технологии сверления, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков при сверлении при помощи сверлильного станка.
2. Развивающая:
Способствовать развитию умений и навыков пользования сверлами, сверлильным станком, научить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы, продолжить развитие сенсорной и двигательной деятельности учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук при сверлении).
3. Воспитательная:
Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской, формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к работающему человеку.
Ход урока:
I. Организационная часть
Отметить явку учащихся
Проверить готовность к уроку
II.Текущий инструктаж
Изложение нового материала
Учитель. Качественное выполнение отверстий в тонколистовом металле обычно производят на сверлильных станках. Сверление выполняют с помощью специального инструмента — сверла (рис. 85). Просверлить отверстие — значит удалить из заготовки часть материала, получая при этом углубление круглой (цилиндрической) формы.

Рис. 85. Сверло с коническим хвостовиком: 1 — режущая часть; 2 — рабочая часть; 3 — шейка; 4 — хвостовик; 5 — лапка.
Учитель показывает, как правильно закреплять сверло с коническим и цилиндрическим хвостовиком в патроне сверлильного станка. Уточняет, что при сверлении необходимо плавно опускать рукоятку подачи шпинделя с патроном (рис. 87).

Рис. 86. Установка сверла: а — с коническим хвостовиком (1 — сверло, 2 — шпиндель); б — с цилиндрическим хвостовиком (/ — сверло, 2 — ключ, 3 — сверлильный патрон, 4 — шпиндель).
Учитель. Почему сверло режет металл?
Во время работы станка сверло вращается вокруг оси — это движение резания (V на рис. 88). В то же время оно совершает поступательное движение вдоль оси — это движение подачи (S на рис. 88). Совокупность этих движений приводит к срезанию слоя материала в виде стружки и образованию отверстия (см. рис. 88).

Рис. 87. Сверление: Рис. 88. Сверление сверлом: 1 — подкладная
1 — сверло; 2 — сверлильный патрон; доска; 2 — заготовка; V — движение резания;
3 — шпиндель; 4 — керн; 5 – заготовка. S — движение подачи
Учитель.
Как вы думаете, какую роль выполняет ключ в процессе установки сверла в патрон сверлильного станка?
Для чего накернивается металл?
Какова роль струбцины? (Ответы учащихся.)
Учитель знакомит учащихся с правилами безопасности при сверлении.
Правила безопасности при сверлении.
Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.
Перед началом работы следует убедиться в наличии защитного кожуха.
Убрать волосы под головной убор.
При сверлении надо обязательно пользоваться защитными очками или экраном.
При сверлении нельзя держать заготовку в руках без струбцины. Запрещается работать на станке в рукавицах или с забинтованными пальцами.
Во время работы запрещается трогать вращающиеся части станка.
Отходя от станка, необходимо его выключать.
По окончанию работы стружку следует убирать с помощью щётки.
III. Практическая работа учащихся
Установка и закрепления сверла и пробное сверление отверстия
Во время работы проверяю:
а) Правильность организации рабочего места
б) Правильность приёмов работы
в) Соблюдение ТБ
г) Контроль качества выполнения работ
д) Оказываю помощь учащимся, которые затрудняются в выполнении данной операции.
IV. Заключительный инструктаж
а) подвести итоги урока
б) организовать уборку станка
V. Рефлексия.