СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Антонимы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Антонимы"»

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Антонимы.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.

2.Развивать умение подбирать антонимы, акцентировать внимание на многозначности слова во время подбора антонимов, раскрыть роль антонимов в речи.

3. Воспитывать интерес к изучению лексики.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, развитие умения выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.

Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи.

Метапредметные:

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.

Планируемые достижения учащихся: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи, аргументировано отвечать, делать выводы, анализировать, сравнивать, доказывать своё мнение.

Тип урока: урок – открытия новых знаний

Технологии: игровая технология, технология сотрудничества.



Ход урока

1.Организационный момент.

2. Лексическая игра « Угадай слово»

1. Группа специалистов, которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

2. Красная строка, отступ вправо в начале строки.

3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.

4. Слова, одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.

3. Открываем новые знания.

Лингвистическая загадка.

-Угадайте, кто они?

Один высокий, другой низкий. Один толстый, другой тонкий, один грустный, другой высокий.

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

Записываем тему урока. Формулируем цель.

- Что вы хотите узнать об антонимах?

Назовите антонимы (Солнце – …, близко – …, низко –…)

Что же такое антонимы?

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

3.Открытие новых знаний.

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

4. Игра «Наоборот». ( Учитель читает начало предложения, учащиеся продолжают).

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «Плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «Кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «Пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «Нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял - нашёл).

5.Игра « Эстафета». Работа в группах. Написать антонимы к словам. Лист передается по кругу.

1

2

3

богатый

больше

да

первый

здоровый

горький

плохой

мало

правда

умный

вперед

белый

хорошо

веселый

лучше

черный

война

вверх

дешево

радость

тишина



6.Решение грамматических задач.

А) Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Б) Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

Г) Устная работа. В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

7.Работа в парах. Подберите антонимы к приведённым словам.

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

-Возникли ли у вас затруднения? Почему?

(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

8. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

8.Устная работа.

СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

Рефлексия.

- Что вы узнали, чему научились?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?