СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.»

Конспект урока по русскому языку

1 «Г» класс

Тема: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

Типу рока: Открытие нового знания.

Цель: сформирование у учащихся умения определять количество звуков и букв в слове, характеризовать звуки; умения объяснять значение слова; умения читать статью из толкового словаря.

Задачи:

Образовательная:

  1. создать условия для усвоения новых знаний;

  2. способствовать развитию у школьников умения созвездия.

Развивающая:

  1. содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

Воспитывающая:

  1. учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя;

  2. формировать самооценку школьников.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различных источников – презентации и учебника;

Коммуникативные: умеет слушать и понимать речь других, умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеет диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: умеет определять количество звуков и букв в слове, характеризовать звуки; умения объяснять значение слова; умения читать статью из толкового словаря.

Использованная литература: учебник по русскому языку для 1 класса по программе «Школа России», поурочные разработки.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки.



Этапы урока

Содержание урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Актуализация знаний









Чистописание.

– Как называется наш урок?

– Чему мы будем учиться на уроках русского языка?

– С какого упражнения мы начинали прошлый урок?

– Чем полезны упражнения в чистописании? – Просмотрите образцы, данные в тетради на с. 4.

– Написание каких букв мы повторим?

– Какие зверюшки нам в этом помогут?

– Что напоминает вам линия на верхней строке? Поймайте её конец и продолжите до конца строки, она не должна выходить за границы, а должна вписываться в строку.

2. – Поиграем в «поезд». Сначала один вагончик – буква л, затем вагончики присоединяем по одному, и получился самый длинный состав – из трёх букв л. Но в путешествие собрались и буква м, и буква я.

– Какие элементы их объединяют?

– Как соединены буквы-вагончики? Напишите.

3. – Прочитайте слова. Объясните их значение.

– Написание какого слова надо запомнить? Прочитайте его по слогам.

– Запишите слова. Подчеркните те из них, в которых одинаковое количество звуков, а количество букв – разное.

4. Самоконтроль.

– Мы повторили написание строчных букв л, м, я.

– Назовите животных. Определите, какая буква им нравится.

Крокодил, медведь, змея

Любят буквы л, м, я.

Лучшие буквы им подари –

С нужными животными соедини.

Словарная работа.

1. Чтение и запись по памяти:

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2. Обозначение ударения в каждом слове, подчёркивание безударных гласных в словах.

– Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Формулирование темы урока.

– Сколько в русском языке букв гласных?

– Запишите пары столбиком.

Учитель диктует: а о э у ы

я ё е ю и

– По какому принципу разбиты буквы на две группы?

– Сформулируйте тему урока.

– Составим план урока.

1. Буквы гласных звуков, обозначающие твёрдость согласных звуков.

2. Буквы гласных звуков, обозначающие мягкость согласных звуков.

– Что мы сейчас делали?


Отвечают на вопросы учителя








Змейку









Нижнее соединение.






Мель, мел.




Крокодилу – буква л, медведю – м, змее – я.

Ученики синим карандашом соединяют свою лучшую букву л с рисунком крокодила, букву м – с рисунком медведя, я – с рисунком змеи.





Буквы гласных, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.


Планировали свою деятельность.



Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.



Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.








Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.



Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

I. Работа в учебнике.

1. Упр. 6, с. 8.

После чтения слогов ставится проблемный вопрос.

– Мы знаем, что звуки – это невидимки. Но как их показать в книге, в тетради, если их нельзя увидеть, нельзя написать?


– На помощь пришли квадратные скобки. Мы как будто увидели звуки, и теперь мы можем записать слово так, как оно звучит.

Учитель показывает такую запись на доске, выполняя следующее задание упражнения.


Вопросы после выполнения:

– Какой согласный звук в этих слогах?

– Дайте ему характеристику.

– Будут ли в этих слогах буквы И, Ю обозначать мягкость согласного звука?

– Почему?

– Что нового мы для себя сейчас открыли?

– Когда нам это пригодиться?

2. Упр. 7, с. 8.

– Прочитайте слова в правом столбике.

– Как вы их понимаете?

– Где можно найти объяснение значения слова? Прочитайте на с. 9.

– Прочитайте 1-е незаконченное предложение, добавьте подходящее слово.

– Соедините линией это слово с предложением.

– Назовите согласные звуки.

– Закончите моё предложение:

«Если согласные звуки твёрдые, то после них пишутся буквы гласных... ..., а если согласные мягкие, то после них стоят буквы гласных...

Это не относится к согласным звукам [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц], потому что...

Есть согласные звуки, которые всегда мягкие. Это ...

Всегда твёрдые согласные звуки – это ...»


– Рассмотрите нижнюю картинку. Что показывает учитель Карандаш львице?

– Составьте своё предложение с этим словом.

– Что нового мы узнали из упражнения 7?

II. Работа в тетради.

Запись предложений 2-го и 3-го с комментированием.

Образец записи: [эх]эх, [ох]ох, [ах]ах, [ух]ух, [й’ух]юх, [их]их.





Не будут, так как стоят перед буквой согласного.










Отвечают на вопросы.









Ученики составляют все предложения.


Эстамп.



Выполнение

заданий после упражнения.

Физминутка

Давайте отдохнем и сделаем физминутку. (Включаю видеоролик).

Выполняют.

Р: контролируют свои действия под слова учителя.


ΙΙΙ. Применение знаний

I. Работа в тетради.

Игра «Поймай нужный звук».

Учитель читает слова с парными согласными по твёрдости-мягкости. Слова для диктовки:

нос – нёс,

вёл – вол,

вил – выл,

ряд – рад,

мил – мыл,

тюк – тук.

– Обозначьте точками соответствующие звуки.

II. Работа в учебнике (с. 9).

Упр. 8, с. 9.

– Прочитайте слова.

– Объясните значение каждого слова.

– А теперь прочитайте статью из толкового словаря, объясняющую слово этикет.


– А какой этикет должен знать ученик?

– Какое слово помогает понять обезьянка?

Зачем нужны этикетки? На каких предметах вы их видели?

– Являются ли однокоренными слова этикет и этикетка? Почему?


III. Работа в тетради.

Ученики списывают слова этикет и этикетка. Схемы к этим словам даны на доске.

__________ / __________/

● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●

Ученики подбирают соответствующие слова, обосновывают свой выбор, выполняют звуко-буквенный анализ слова. Запись в тетради:

/

Э ти кет [эт' ик'э/т], 6 б., 6 зв.

/

Э ти ке тка [эт' ик'э/тка], 8 б., 8 зв.

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– А букв гласных?

– Прочитайте вывод в тетради.

– Напишите все буквы гласных.

– Что нового вы узнали?

– Какое умение формировали?

Ученики 1-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта – с мягкими согласными.









Читают статью.




Отвечают на вопросы



Читают статью про себя, затем вслух.



Этикетка.
















Умение работать с информацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.








ΙV. Итог

– Что нового узнали?

– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных? Твёрдость согласных?

– А можно сказать так: «Гласный звук [и] мягкий, а [ы] – твёрдый»? Почему?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?



Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе)

  1. Рефлексия


 «Солнышко». Детям предлагается закончить предложение: «Моѐ настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

Высказывают свое мнение