1. Актуализация знаний | Чистописание. – Как называется наш урок? – Чему мы будем учиться на уроках русского языка? – С какого упражнения мы начинали прошлый урок? – Чем полезны упражнения в чистописании? – Просмотрите образцы, данные в тетради на с. 4. – Написание каких букв мы повторим? – Какие зверюшки нам в этом помогут? – Что напоминает вам линия на верхней строке? Поймайте её конец и продолжите до конца строки, она не должна выходить за границы, а должна вписываться в строку. 2. – Поиграем в «поезд». Сначала один вагончик – буква л, затем вагончики присоединяем по одному, и получился самый длинный состав – из трёх букв л. Но в путешествие собрались и буква м, и буква я. – Какие элементы их объединяют? – Как соединены буквы-вагончики? Напишите. 3. – Прочитайте слова. Объясните их значение. – Написание какого слова надо запомнить? Прочитайте его по слогам. – Запишите слова. Подчеркните те из них, в которых одинаковое количество звуков, а количество букв – разное. 4. Самоконтроль. – Мы повторили написание строчных букв л, м, я. – Назовите животных. Определите, какая буква им нравится. Крокодил, медведь, змея Любят буквы л, м, я. Лучшие буквы им подари – С нужными животными соедини. Словарная работа. 1. Чтение и запись по памяти: Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. 2. Обозначение ударения в каждом слове, подчёркивание безударных гласных в словах. – Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твёрдые. Формулирование темы урока. – Сколько в русском языке букв гласных? – Запишите пары столбиком. Учитель диктует: а о э у ы я ё е ю и – По какому принципу разбиты буквы на две группы? – Сформулируйте тему урока. – Составим план урока. 1. Буквы гласных звуков, обозначающие твёрдость согласных звуков. 2. Буквы гласных звуков, обозначающие мягкость согласных звуков. – Что мы сейчас делали? | Отвечают на вопросы учителя Змейку Нижнее соединение. Мель, мел. Крокодилу – буква л, медведю – м, змее – я. Ученики синим карандашом соединяют свою лучшую букву л с рисунком крокодила, букву м – с рисунком медведя, я – с рисунком змеи. Буквы гласных, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме. Планировали свою деятельность. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы | I. Работа в учебнике. 1. Упр. 6, с. 8. После чтения слогов ставится проблемный вопрос. – Мы знаем, что звуки – это невидимки. Но как их показать в книге, в тетради, если их нельзя увидеть, нельзя написать? – На помощь пришли квадратные скобки. Мы как будто увидели звуки, и теперь мы можем записать слово так, как оно звучит. Учитель показывает такую запись на доске, выполняя следующее задание упражнения. Вопросы после выполнения: – Какой согласный звук в этих слогах? – Дайте ему характеристику. – Будут ли в этих слогах буквы И, Ю обозначать мягкость согласного звука? – Почему? – Что нового мы для себя сейчас открыли? – Когда нам это пригодиться? 2. Упр. 7, с. 8. – Прочитайте слова в правом столбике. – Как вы их понимаете? – Где можно найти объяснение значения слова? Прочитайте на с. 9. – Прочитайте 1-е незаконченное предложение, добавьте подходящее слово. – Соедините линией это слово с предложением. – Назовите согласные звуки. – Закончите моё предложение: «Если согласные звуки твёрдые, то после них пишутся буквы гласных... ..., а если согласные мягкие, то после них стоят буквы гласных... Это не относится к согласным звукам [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц], потому что... Есть согласные звуки, которые всегда мягкие. Это ... Всегда твёрдые согласные звуки – это ...» – Рассмотрите нижнюю картинку. Что показывает учитель Карандаш львице? – Составьте своё предложение с этим словом. – Что нового мы узнали из упражнения 7? II. Работа в тетради. Запись предложений 2-го и 3-го с комментированием. | Образец записи: [эх] – эх, [ох] – ох, [ах] – ах, [ух] – ух, [й’ух] – юх, [их] – их. Не будут, так как стоят перед буквой согласного. Отвечают на вопросы. Ученики составляют все предложения. Эстамп. Выполнение заданий после упражнения. |
ΙΙΙ. Применение знаний | I. Работа в тетради. Игра «Поймай нужный звук». Учитель читает слова с парными согласными по твёрдости-мягкости. Слова для диктовки: нос – нёс, вёл – вол, вил – выл, ряд – рад, мил – мыл, тюк – тук. – Обозначьте точками соответствующие звуки. II. Работа в учебнике (с. 9). Упр. 8, с. 9. – Прочитайте слова. – Объясните значение каждого слова. – А теперь прочитайте статью из толкового словаря, объясняющую слово этикет. – А какой этикет должен знать ученик? – Какое слово помогает понять обезьянка? Зачем нужны этикетки? На каких предметах вы их видели? – Являются ли однокоренными слова этикет и этикетка? Почему? III. Работа в тетради. Ученики списывают слова этикет и этикетка. Схемы к этим словам даны на доске. __________ / __________/ ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Ученики подбирают соответствующие слова, обосновывают свой выбор, выполняют звуко-буквенный анализ слова. Запись в тетради: / Э ти кет [эт' ик'э/т], 6 б., 6 зв. / Э ти ке тка [эт' ик'э/тка], 8 б., 8 зв. – Сколько гласных звуков в русском языке? – А букв гласных? – Прочитайте вывод в тетради. – Напишите все буквы гласных. – Что нового вы узнали? – Какое умение формировали? | Ученики 1-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта – с мягкими согласными. Читают статью. Отвечают на вопросы Читают статью про себя, затем вслух. Этикетка. Умение работать с информацией. | Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |