СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Человек в религиозных традициях мира»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по теме «Человек в религиозных традициях мира»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Человек в религиозных традициях мира»»



Конспект урока по теме

«Человек в религиозных традициях мира»


Цель: освоение учащимися знаний об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.

Задачи:

  1. Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.

  2. Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.

  3. Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.

  5. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.

Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, электронное приложение, раздаточный материал, аудиозаписи молитв, иллюстрации по теме, толковый словарь.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка и формулировка проблемы. Вступительная беседа.

Работа в парах.

- Догадайтесь, о чем пословицы? Как вы их понимаете?

… (Жизнь) дана на добрые дела.

… (Жизнь) дороже всех сокровищ.

…. (Жизнь) прожить — не поле перейти.

… (Жить) с народом в ладу — не попасть в беду.

- Верно, пословицы говорят о жизни людей, их любви друг к другу, к труду, о ценности жизни.

- А что помогает человеку в трудные минуты жизни? (молитва)

- Вспомните стихи М.Ю.Лермонтова…

Молитва

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…




М. Ю. Лермонтов, 1839 г.

- Догадались, о чем мы сегодня будем на уроке говорить?

- Прочтите тему урока на с.28

- С чем познакомитесь? (Что такое молитва, таинства, намаз, мантра).


  1. Изучение новой темы.

- Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.

Моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

1) Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.

- В христианстве молитва – это естественный путь общения с Богом, разговор с ним.

В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

- Прочтите 1-4 абзацы текста. О каких важных частях жизни христианина говорится?

. Чтение Библии, Евангелия.

. Таинства: Крещение и Евхаристия (Свято́е Прича́стие)

(Дополнительная информация.

Крещение — погружение в воду или обливание водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин; Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу; Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа; Брак (венчание) Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать); Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).

Однажды одного человека спросили: что ты приобрёл регулярно молясь Богу?
Он ответил: я могу сказать что я потерял, я потерял злобу, эгоизм, жадность, депрессию.
Очень часто мы не приобретаем, а теряем. И это является величайшим приобретением.

Притча.


Преосвященнейший Владыка Николай Салаватский и Кумертауский




Один монах так объяснял, что такое молитва:

- Представь, что с неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, будто притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.


Господь посылает людей, Он дает встречи, Он указует пути. Нет ничего случайного в людских отношениях, люди созданы друг для друга. Молись за любящих тебя и друзей, молись за ненавидящих, молись за тех, кто сами о себе не молятся, отягченные и ослепленные. Ведь для всех нужна твоя молитва...

Протоиерей Сергий Булгаков. «Дневник духовный».


2) Религиозные традиции в исламе. Намаз.

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:

1.Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.

2.Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:

Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан.

Пророк Мухаммед сказал: «Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».

- Прочтите 3 абзац на с.29. О чем вы узнали? (Значение слова намаз)

Пророк Мухаммед установил все обряды, касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети, имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).

Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:

1.на рассвете (до восхода солнца),

2.в полдень (на 15 мин позже полудня, чтоб не уподобляться солнцепоклонникам),

3.во второй половине дня,

4.после заката солнца,

5.ночью (через 1,5-2 часа после заката).

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.



Муфтий — помощник главного муфтия МДУМ России Рамиль-хазрат Насыров.


(Дополнительная информация. Каждый мусульманин должен совершать пятикратную молитву (намаз Обязательные условия для совершения молитвы Намаз Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения). Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы. Кибла — человек должен стоять лицом по направлению к Кибле. см. также Кааба Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву. Изар — концы одежды не должны свисать ниже щиколоток. Одежда — человек должен быть одет в чистую (то есть не запачканную нечистотами, например, мочой) одежду, которая соответствует шариату. Трезвость (алкоголь, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе — всё это харам).

3) Религиозные традиции в иудаизме.

- Прочтите 1 абзац на стр.29.

- Что сказано о молитве в иудаизме?

Амида́  — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» ( ‏שְׁמוֹנֶה עֶשְׂר‏‎‎‎ — Восемнадцать) по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва»

4) Религиозные традиции в буддизме.

- Прочтите 4 абзац на стр.29.

- Что вы узнали о традициях в буддизме?

Работа с мантрами – одна из важнейших составляющих буддизма и тантры. Существует множество различных мантр, которые можно классифицировать по различным категориям, но каждая молитва имеет ряд основных универсальных признаков.


Произнося священные слова, человек пропускает их энергию через свое материальное и духовное тело, входит в резонанс с этой энергией. Именно поэтому буддийские мантры обязательно нужно произносить самому, а не только слушать. Известный и почитаемый лама Говинда говорил, что мантра способна дать любому человеку громадные духовные блага, помочь в жизни, но только в том случае, если человек сможет войти в резонанс с произносимыми словами, а потому недостаточно записать и прослушивать мантры, каждое слово нужно произносить и чувствовать.

Мантру можно назвать внутренним звуком и внутренней вибрацией энергии, даже внутренним чувством, потому физический звук молитвы и не имеет важного значения и достаточно силы для того, чтобы воздействовать на живое существо.

4. Прослушивание аудиозаписи.

- Послушайте, как по-разному звучат молитвы. Догадайтесь, к какой религии они принадлежат.

1) Православная молитва «Символ веры»»

2) Намаз (Коран)

3) Мантра «Ом мани падме хум». Она олицетворяет чистоту тела, слов и разума Будды. Цитируя эту мантру, буддисты надеются пробудить природу Будды, которая, как они верят, есть в каждом человеке.

4) Иудейская молитва.

  1. Обобщение.

- Жизнь каждого человека, культура каждого народа – огромные ценности. Религиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы вместе живем, трудимся, учимся, гордимся своей Родиной.

  1. Рефлексия.

- Дорогие ребята, заканчивается наш урок, что нового вы узнали? О чем бы вам хотелось продолжить разговор с родителями и друзьями?

- Перед вами лежат карточки со словами, выберите одну из них для характеристики чувства, которое вы сейчас испытываете.

тоска

удовольствие

умиротворение

любопытство

грусть

безразличие

скука

легкость

тревога

покой

удивление

удивление и т.д.


(Дети приклеивают карточки к двум «солнышкам», одно из которых веселое, оптимистичное, другое – грустное)

- Пусть в вашей памяти останется наш урок, в вашем сердце живет доброта. Уважайте друг друга.

  1. Домашнее задание: подготовить сообщение о том, какие религиозные традиции есть в вашей семье.