Урок 6. Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм.
Цели для учителя: Создать условия для формирования умения строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы
Цели для ученика
1.Закрепить представление о разных диаграммах: столбчатой, круговой, графической;
2. Овладеть умением строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы
Задачи:
Обучающие:
Закрепить понятие диаграммы, различные виды диаграмм;
способствовать выработке навыков и умений в построении диаграмм;
формировать умение грамотно читать диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм;
Развивающие:
развивать математическую речь, наглядно-действенное мышление;
развивать навыки построения диаграмм разного вида;
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, культуру общения, интерес к предмету.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Коммуникативные: контролировать действие партнёра
1.Организационный момент
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация (проверка домашнего задания)
Цель: Установление глубины и осознанности знаний, выявление пробелов и их коррекция.
Учебник 2020 г №60
Указание. Измерить градусную меру секторов и перевести в проценты.
Ответ: 2,4
3. Самостоятельная работа
Цель: проверка первичного понимания прочтения диаграмм (см.приложение)
4.Работа в малых группах. Чтение диаграмм
Цель: выработать навыки чтения диаграмм. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
А теперь будем учиться читать диаграммы. Это необходимо при сдаче экзамена ГИА и ЕГЭ.
1.Внимательно прочитайте условие и ответьте на вопрос.
П
ример 1. Четыре друга решили скинуться на пиццу, которая стоит 360 рублей. Ваня внес 50 рублей, Петя – 80, Коля – 100 и Саша – 130рублей. Постройте круговую диаграмму, показывающую долю каждого в оплате пиццы (которую они, конечно, поделят поровну).
5. Физкультминутка
Цель: организация релаксации. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Пример 2. Боксеру Николаю для снижения веса перед соревнованиями рекомендуется диета, в которой определенное соотношение питательных веществ (белков, жиров и углеводов). Белки должны составлять около половины, а жиры – более четверти общего количества питательных веществ. Николай подсчитал, сколько каких питательных веществ содержал его рацион за прошедшую неделю:
за неделю | белки | жиры | углеводы |
масса, г. | 1628 | 811 | 971 |
Постройте по этим данным круговую диаграмму и ответьте на вопрос: удовлетворяет ли питание Николая рекомендованной диете?
Решение. Общая масса белков, жиров и углеводов в недельном рационе 3410 г, поэтому расчеты углов будут сложнее, чем в первой задаче. Заносим предварительные расчеты заносить в таблицу.
за неделю | белки | жиры | углеводы |
масса, г. | 1628 | 811 | 971 |
угол сектора | | | |
В точности такие углы трудно построить, но в этом нет необходимости. Человеческий глаз обычно не замечает отличия в 1–2 градуса. Округление до целых градусов (а в случае, когда углы большие, даже до пяти градусов) не помешает основной цели диаграммы – наглядному сравнению данных.
Попросите учащихся рядом с диаграммой указать чему соответствует каждый цвет (такое указание называется легендой). Легенда упрощает чтение и понимание диаграммы. После построения проанализируйте диаграмму на соответствие условиям диеты. Белкам соответствует сектор, близкий к полукругу – в рационе их около половины. А жиров меньше четверти. Четверть соответствует прямому углу, а сектор «жиры» чуть меньше. По построению мы знаем, что этот угол
. Легко убедиться при помощи угольника или транспортира, что этот угол чуть меньше
.Возможно, Николаю следует несколько увеличить долю жиров в рационе.
6.Знакомство с демографическими диаграммами.
Цель: познакомить с еще одним видом диаграмм
Учебник 2022 г. стр.41-42
7. Дома: № 67