СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Что изучает фонетика». 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Что изучает фонетика». 5 класс.»

Конспект урока по теме «Что изучает фонетика». 

5 класс.

Цели урока:
Образовательные:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика»;

  • сформировать понятия: устная и письменная речь, фонетика, звуки речи;

  • сформировать умение пересказывать научный текст, различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки.

  • научить понимать, какую роль играют звуки в речи.

Развивающие:

  • развить орфографическую грамотность на основе фонетического анализа слова;

  • обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

  • создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • развивать навыки самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения;

  • продолжить развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи;

  • воспитывать у обучающихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

  • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии.

Задачи:

  • создать условия для восприятия, усвоения и закрепления материала по теме урока;

  • формировать умение применять полученные знания на уроках русского языка;

  • создавать условия для привития любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.


Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений , обозначать свое понимание или непонимание вопроса.


Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.


Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Формы работы учащихся: самостоятельная работа, беседа по вопросам, наблюдения над языковыми явлениями; эвристический метод;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха).

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (наблюдение над языковым материалом). Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: обеспечить условия для осознания учащимися темы и ведущей проблемы урока.

4. Практическая деятельность (открытие нового материала). Цель: построить новый способ действий и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.

5. Физкультминутка Цель: школа работает в здоровьесберегающем режиме: сохранение здоровья детей; развитие умения видеть, слышать прекрасное.

6. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием. Цель: знать смыслоразличительную функцию фонем.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: формирование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

8. Домашнее задание. Цель: понимание учащимися домашнего задания.

9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения(УУД)

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1


Слайд 2

(Звучит аудиозапись звуков природы).



- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.





- Прислушайтесь… нас окружает удивительный, сказочный мир, мир звуков. Шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Мы только проснулись, и уже слышим, как тикают часы, журчит в умывальнике вода, пыхтит на плите чайник.

Давайте на одно мгновение закроем уши.

-Что наступит?

Да, наступит тишина, беззвучие; и нет уже тех прекрасных нот мира, которые нас окружали.

Ученики встали, настраиваются на плодотворную работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем.






Наступит тишина.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассника, в том числе и отличную от своей.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.



- Как вы думаете, могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы?


-Звуки играют важную роль в нашей жизни. Звук – начало в человеческой жизни. В библии есть выражение: « В начале было слово». А я бы сказала, что в начале был звук.

- А какие звуки нам помогают в общении?

- Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка. чтение, письмо и др.

- Существует две формы общения – это устная речь и письменная.

- Чем отличается устная речь от письменной?

Люди не могут общаться друг с другом при помощи звуков, они лишь могут передавать свои эмоции.





Звуки речи.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

применяют и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют свою точку зрения и обосновывают ее.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 3

- Из чего ребята состоит устная речь?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Правильно, а какой раздел науки о языке изучает звуки речи – фонетика.

- Сформулируйте тему урока.

- Запишем дату и тему нашего урока. «Что изучает фонетика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его цели...




- Мы сегодня научимся выделять звуки речи, поговорим о их роли, посмотрим, как же образуются гласные и согласные звуки; будем развивать умение отличать буквы от звуков.

Устная речь состоит из звуков.

Будем говорить о звуках речи.


Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем.

Ученики оформляют записи в тетради.

Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности.

Продолжить знакомство с «фонетикой»;

выяснить, как образуются гласные и согласные звуки;

развивать умение отличать буквы от звуков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Практическая деятельность (открытие нового материала).























Выявление места и причины затруднения.












Слайд 4


Слайд 5












Слайд 6

-Итак, мы определили тему урока?

- Так что же изучает фонетика? Давайте поработаем с учебником. Откроем стр. 67. Упражнение 177

Самостоятельно изучите теоретический материал упражнения.

- Расскажите, что вы узнали, прочитав параграф?

- О чем говорится в каждом абзаце?

- Письменно составьте план этого текста.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень «фон» со значением «звук». Объясним значение этих слов.

Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

Микрофон (прибор для усиления голоса);

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

Фонотека (собрание звукозаписей);

Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);


- На какие группы делятся звуки речи в русском языке?

- Какими знаками обозначаются звуки на письме?


- Чем же различаются звуки и буквы?

- Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Только вместо станков на «заводе» – органы речи.


- Проанализируйте схему речевого аппарата на стр. 67, и скажите, какие органы речи участвуют в образовании звуков?


- А теперь я предлагаю вам провести опыт. Давайте попробуем произнести звуки и попытаемся угадать, какие наши органы участвуют в произношении звуков?


- Произнесем гласные звуки. Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете?


- А теперь произнесем согласные. Ощущается ли преграда, когда мы произносим согласные звуки.

Какое препятствие встречает этот звук?


- Сформулируйте вывод об образовании звуков речи.


- Ребята, как вы думаете, какую роль играют звуки в речи?

- Давайте прочитаем небольшое стихотворение, и попробуем ответить на этот вопрос. (Стихотворение лежит у вас на партах).

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам!


-Что произошло? Почему получилась путаница?

- К какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?

- Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя — фонема.


Обдумывают ответы на вопросы, осваивают лингвистические термины, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.


Узнали, что такое фонетика и как возникают звуки речи.

Составляют план текста.

Выполняют задание в паре, записывая слова с корнем –фон-

( граммофон, магнитофон, фонотека, саксофон и т.д.) Вспоминают, что эти слова называются сложными.











Звуки делятся на согласные и гласные.

Звуки на письме обозначаются буквами.

Буквы мы пишем, читаем, а звуки слышим или произносим.



Учащиеся анализируют, делают выводы.

Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи.





[а], [о], [и], [ы], [э], [у]

Нет.


[б] – [п] Сомкнутые губы

[д] - [т] Прижатый к зубам язык.

При произношении этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык




Читают стихотворение.














Звуки поменялись местами.

Каждый звук помогает различать слова по смыслу.



Записывают слово

Фонема — [н].

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Физкультминутка


Слайд 7


Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Дети выполняют элементарные физические упражнения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием.



Индивидуальная работа

Выполните упражнения № 179 по заданию.


Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного :

[ком] - …[том], [дом]


- Ответьте на вопрос: какую роль играют звуки в речи?

Выполняют упражнение на основе текста учебника. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о необходимости знать смыслоразличительную функцию фонем.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.


Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

 А теперь поиграем с фонемами. Замените в словах одну согласную фонему.

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Полученные пары слов запишите в тетрадь.

Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Самопроверка по эталону

Всласть-власть, краска-каска, склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Вот так: роза - гроза.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

Самопроверка по эталону

Рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад, оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Полученные пары слов ученики записывают в тетради:


Личностные:

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные

Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Домашнее задание.

Запишите в дневник домашнее задание на выбор:

1. Написать сказку о звуках речи или « Мое путешествия по стране «Фонетика».

2. Параграф 27. Упражнение 178.

Выбирает учащийся.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретённых на уроке знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подошёл к концу.

- Можем ли мы ответить на вопрос урока: что изучает фонетика?

- На какие две группы делятся звуки речи?

Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

- Добились ли мы своих целей?

- Дайте оценку нашей работе на уроке: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.



Слушают ответы, оценивают работу, отвечают на вопросы.


При подготовке к уроку были использованы:

1. Русский язык: Учебник для 5 классов общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2015.

2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2017.

3. http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200502201

4. http://relax-cd.ru/page333799




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!