Мотивация учебной деятельности. Слайд 1 Слайд 2 | (Звучит аудиозапись звуков природы). - Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно. - Прислушайтесь… нас окружает удивительный, сказочный мир, мир звуков. Шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Мы только проснулись, и уже слышим, как тикают часы, журчит в умывальнике вода, пыхтит на плите чайник. Давайте на одно мгновение закроем уши. -Что наступит? Да, наступит тишина, беззвучие; и нет уже тех прекрасных нот мира, которые нас окружали. | Ученики встали, настраиваются на плодотворную работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Наступит тишина. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассника, в том числе и отличную от своей. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. | - Как вы думаете, могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы? -Звуки играют важную роль в нашей жизни. Звук – начало в человеческой жизни. В библии есть выражение: « В начале было слово». А я бы сказала, что в начале был звук. - А какие звуки нам помогают в общении? - Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка. чтение, письмо и др. - Существует две формы общения – это устная речь и письменная. - Чем отличается устная речь от письменной? | Люди не могут общаться друг с другом при помощи звуков, они лишь могут передавать свои эмоции. Звуки речи. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: применяют и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют свою точку зрения и обосновывают ее. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Слайд 3 | - Из чего ребята состоит устная речь? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? - Правильно, а какой раздел науки о языке изучает звуки речи – фонетика. - Сформулируйте тему урока. - Запишем дату и тему нашего урока. «Что изучает фонетика». - Исходя из темы урока, сформулируйте его цели... - Мы сегодня научимся выделять звуки речи, поговорим о их роли, посмотрим, как же образуются гласные и согласные звуки; будем развивать умение отличать буквы от звуков. | Устная речь состоит из звуков. Будем говорить о звуках речи. Рассуждают, выказывают свои предположения, участвуют в диалоге с учителем. Ученики оформляют записи в тетради. Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности. Продолжить знакомство с «фонетикой»; выяснить, как образуются гласные и согласные звуки; развивать умение отличать буквы от звуков. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Практическая деятельность (открытие нового материала). Выявление места и причины затруднения. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | -Итак, мы определили тему урока? - Так что же изучает фонетика? Давайте поработаем с учебником. Откроем стр. 67. Упражнение 177 Самостоятельно изучите теоретический материал упражнения. - Расскажите, что вы узнали, прочитав параграф? - О чем говорится в каждом абзаце? - Письменно составьте план этого текста. - Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень «фон» со значением «звук». Объясним значение этих слов. Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); Микрофон (прибор для усиления голоса); Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); Фонотека (собрание звукозаписей); Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); - На какие группы делятся звуки речи в русском языке? - Какими знаками обозначаются звуки на письме? - Чем же различаются звуки и буквы? - Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Только вместо станков на «заводе» – органы речи. - Проанализируйте схему речевого аппарата на стр. 67, и скажите, какие органы речи участвуют в образовании звуков? - А теперь я предлагаю вам провести опыт. Давайте попробуем произнести звуки и попытаемся угадать, какие наши органы участвуют в произношении звуков? - Произнесем гласные звуки. Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? - А теперь произнесем согласные. Ощущается ли преграда, когда мы произносим согласные звуки. Какое препятствие встречает этот звук? - Сформулируйте вывод об образовании звуков речи. - Ребята, как вы думаете, какую роль играют звуки в речи? - Давайте прочитаем небольшое стихотворение, и попробуем ответить на этот вопрос. (Стихотворение лежит у вас на партах). Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам! -Что произошло? Почему получилась путаница? - К какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения? - Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя — фонема. | Обдумывают ответы на вопросы, осваивают лингвистические термины, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Узнали, что такое фонетика и как возникают звуки речи. Составляют план текста. Выполняют задание в паре, записывая слова с корнем –фон- ( граммофон, магнитофон, фонотека, саксофон и т.д.) Вспоминают, что эти слова называются сложными. Звуки делятся на согласные и гласные. Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы пишем, читаем, а звуки слышим или произносим. Учащиеся анализируют, делают выводы. Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. [а], [о], [и], [ы], [э], [у] Нет. [б] – [п] Сомкнутые губы [д] - [т] Прижатый к зубам язык. При произношении этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык Читают стихотворение. Звуки поменялись местами. Каждый звук помогает различать слова по смыслу. Записывают слово Фонема — [н]. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Физкультминутка Слайд 7 | Вновь у нас физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Дети выполняют элементарные физические упражнения. | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | А теперь поиграем с фонемами. Замените в словах одну согласную фонему. Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Полученные пары слов запишите в тетрадь. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Самопроверка по эталону Всласть-власть, краска-каска, склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Самопроверка по эталону Рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад, оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Полученные пары слов ученики записывают в тетради: | Личностные: Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно – познавательных задач. |