Открытый урок по математике. 3 класс (2010г)
Тема урока: «Доли»
Оборудование:
Яблоко
Мандарин
Шоколадка
Слово «Доли»
Геометрические фигуры
Доли (демонстрационный материал)
Задания на смекалку
Прямоугольник разных цветов
Цели урока:
Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур.
Научить практически получать долю числа (путем сгибания)
Закрепить табличные случаи умножения
Повторить решение неравенств и уравнений
Закреплять навыки логически анализировать условия текстовых задач и решать их.
Развивать речь, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня вновь нас ждут открытия,
Стремитесь сами мир познать.
Открытие сделал – удивись
Скорей с друзьями поделись.
Актуализация знаний. Устные вычисления.
Цели на урок каждый ставит сам. Для чего пришел на урок? Накие качества необходимы, чтобы добиться поставленной цели?
III. Постановка проблемы. Тема урока.
- Тема урока зашифрована. Сумеете выполнить задания, узнаем тему урока.
1) Проверьте числовые выражения (+-)
1. 5*7=45
2. 9*7=63
3. 48:6=8
4. 56:7=7
5. 81:9=8
6. 9*8=72
7. 4*8=36
8. 8*8=64
9. 36:6=7
10. 9*0=9
Чтение числовых выражений
(Д)
2) Поставьте нужный знак в равенстве или неравенстве
7дм5см _57см
8м _ 80дм
76*8 _ 76*3+76*7
61*1 _ 61*0
(О)
3) Выберите верный корень уравнений:
30+х=54 2. у- 36=28
А) х=14 А) у=74
Б) х=24 Б) у=54
В) х=84 В) у=64 (Л)
4) В кладовке 4 мешка моркови по 6 кг в каждом и 3 мешка капусты по 8 кг. Сколько всего кг овощей лежит в кладовке?
(И)
На доске тема урока: “Доли”.
- Кто знает, что это такое?
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?
IV. Открытие детьми нового знания.
1) Работа у доски.
- Согласны ли вы с тем, что отрезок АВ разделён пополам? (Нет, т.к. части не равны.)
 |
А | В |
- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)
- Проведите отрезок 10 см и разделите его на 2 равные части. Как вы это сделали?
- Как называется каждая часть? (Половина.) Закрасьте половину зелёным цветом.
 |
А | В |
- Молодцы!
Работа с демонстрационным материалом.
Загадка: Само с кулачок,
Красный бочок
Тронешь пальцем – гладко
А откусишь – сладко!
-Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?
Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.
- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей сестрой.
- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя сёстрами?
- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)
Яблоко разрезаю на 2 равные части.
- Что сделали с яблоком?
- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)
- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?
- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)
- А как записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)
На доске дети видят следующую запись:

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)
- А число над чертой? (Мнения детей.)
- Верный ответ мы найдём в учебнике на странице 65.
Р

абота с геометрическим материалом. Практическая работа.
Посмотрите, у вас на парте лежат три геометрические фигуры.
- Как они называются?
- Какие основные свойства прямоугольника и квадрата вы знаете?
-Какая из фигур является лишней?
- Положите перед собой прямоугольник. Разделите его на 2 части (сгибанием)
- Как можно назвать эту часть? (Одна вторая, т.к. прямоугольник поделили на 2 доли, а закрасили одну.)
- А как записать? 
- Разделите круг на 4 части. Отрежьте одну часть.
-Сколько осталось?
Что больше – одна четвертая или три четвертых?
Чтение дробей с доски
- При чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна , а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья , четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
Вывод, Закрепление изученного
- Так, что же такое “доли”?
С





равните доли:


Одна вторая Одна третья Одна четвёртая
-Задание на смекалку
1) Лена на дне рождения разрезала яблоки пополам, у неё получилось 10 половинок.
Сколько целых яблок было в вазе?
2) У Миши было 20 руб., четвертую часть денег потратил на пирожок.
Сколько стоил пирожок и сколько денег осталось?
3) Чему равно число, если его 6 часть равна 9?
Домашнее задание: стр 81 №5, №6
Вывод: Добились ли мы поставленной цели? Является ли тема важной? Пригодиться ли в жизни?
Пояснение: Новый материал дается не в готовом виде, а выводится детьми на практике.