Тема урока: «Если возможности ограничены»
Цели: сформировать представление об «особых людях» – инвалидах, создать мотивацию детей на здоровый образ жизни. Найти методы решения проблемы, помощи в социализации людей с ОВЗ.
Задачи: познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей, развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тест «Потребности человека»
Целеполагание, постановка проблемы
На слайде выведены фото.
(ответы детей)
Потребности наши бесконечны и не исчисляемы, об этом мы говорили на предыдущем уроке. Потребности можно условно разделить на категории по их первостепенности для человека. Также можно разделить на реальные и мнимые по отношению к здоровью самого человека и окружающей среде.
Но сегодня мы поговорим об особенных потребностях людей, без удовлетворения которых их полноценное существование в мире невозможно.
Определяемся с темой урока – речь пойдет о людях с ограниченными возможностями.
В тетради тема: «Если возможности ограничены».
Слово возможность означает средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь.
Вслушайтесь в него: возможность. Оно образовалось от слова «можно».
Слово помогает понять, когда, при каких условиях можно сделать то, что человеку хотелось бы.
Чтобы купить младшему брату игрушку, нужны деньги. Или, по-другому говорят, нужны средства.
Чтобы рассмотреть звёзды, например, нужен специальный прибор — тоже средство выполнения работы.
Давайте попробуем перечислить причины ограниченных возможностей здоровья:
тяжелое неизлечимое заболевание,
травма в результате аварии, военных действий, при исполнении воинского долга и т. п.,
приобретенные пороки,
наследственная предрасположенность к заболеваниям, синдром Дауна.
Давайте посмотрим видеоурок и запишем основные термины.
(просмотр видеоурока)
В тетради:
Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Реабилитация – комплекс медицинских мероприятий, направленный на максимально возможное восстановление функций человеческого организма.
Слепота – медицинский термин, подразумевающий полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение.
Глухота – полное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.
Тугоухость – частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.
Глухонемой – лишённый слуха и способности речи.
ДЦП – детский церебральный паралич – поражение нервной системы в период рождения, при котором нарушена координация движений, также возможны нарушения зрения, речи и умственного развития.
«Доступная среда» - программа по созданию условий для удобства людей с ОВЗ.
Инклюзивное образование – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Как вы думаете, схожи ли желания и потребности людей с ограниченными возможностями с желаниями и потребностями обычных людей?
Конечно, желания и потребности у них точно такие же, но воплотить их в жизнь им гораздо сложнее. Но есть люди, которые несмотря на трудности добиваются успеха, известности. Например:
Эдуард Аркадьевич Асадов
Зиновий Гердт
Андрей Востриков
НО! Помните, что без помощи других людей человек с ограниченными возможностями очень часто просто не может осуществлять многое из того, что нужно для жизни.
Поэтому в школах создают для таких ребят специальные условия обучения.
Обратимся к фактам.
В начале XX в., ещё при царской власти, в России для людей, которые не слышали и поэтому, как правило, не разговаривали, стали устраивать встречи — с чаепитием, обсуждением новостей, любительскими спектаклями.
Среди приходивших выделялись выпускники Арнольдо-Третьяковского училища. Они были грамотными и умели говорить.
Это училище основал в Москве на собственные средства художник и педагог Иван Карлович Арнольд. В два года он потерял слух из-за травмы, но смог получить образование. Стал художником и специалистом по обучению глухонемых детей.
Попечителем училища был Павел Михайлович Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Это училище - одна из первых школ для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Как и все, люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в любви, поддержке, одобрении. Они хотят общаться, играть, петь, читать стихи, решать интересные задачи, помогать другим, быть в чём-то полезными. Им хочется быть вместе со всеми.
Вот только не все другие хотят того же. Бывает, что люди их обижают, оскорбляют, не хотят с ними общаться. А ведь доброе отношение, внимание окружающих — это то, в чём больше всего нуждаются люди с ограниченными возможностями.
Что мы можем сделать, чтобы мир стал лучше?
Задание: В лепестках «Цветика-семицветика» запишите те качества, в которых нуждаются дети-инвалиды от окружающих их людей.
Вывод
Сделайте вывод:
Люди с ограниченными возможностями другие, или такие же, как все?
Проверим себя.
Задание 1
Жан Ванье – канадский и французский основатель общин-поселений для умственно отсталых людей, называемых «Ковчег». В своей книге «Из глубины» он написал такую фразу: «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».
Объясните, как вы понимаете это высказывание?
Чему нас могут научить эти люди?
Задание 2
3 декабря – Международный день инвалидов
Внесите свои предложения о проведении этого дня в вашей школе.
Подведение итогов
Домашнее задание
§ 5. Выполнить на отдельном листе письменное задание на выбор:
рассказ об известном человеке в России с ограниченными возможностями здоровья, пользуясь доп. источниками (интернет), литературой.
Рассказ о том, как в России (или в Иркутской области, или в г. Ангарске) организована помощь детям – инвалидам? Есть ли специализированные школы, сколько их? В чем заключается проблема организации образования для таких детей.