Тема: Главная мысль в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце».
Цели:
-умение работать с текстом, определение главной мысли текста, формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения,
-развитие грамотной устной речи.
- воспитание нравственных качеств,
Планируемые результаты:
Научиться определять особенности народных сказок в авторском тексте, характеризовать героев на основе их поступков, обучать чтению по ролям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов (разноцветные кружочки)
Ход урока
I. Орг.момент.
II.Речевая разминка.
Мы купили кошке к празднику сапожки
Причесали ей усы, сшили новые трусы.
Только как их надевать? Хвостик некуда девать!
( прочитать глазами, хором, весело, грустно, скороговоркой без выражения)
III. Постановка темы и целей урока:
Найдите лишнее слово:
Копытце, клыки, рожки, головка
Как догадались?
- Определите тему урока ?
[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст, определять главную мысль текста ,составим характеристику героев, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]
IV. Работа по теме урока.
Дома вы прочитали это произведение до конца.
- К какому жанру относится это произведение?
- Почему вы думаете, что это сказка?
- Такое произведение называется сказом.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова,
Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: .серебряное копытце
Придумайте синонимы к слову сказ.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
Анализ текста.
- Как ты думаешь, почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
-Давайте прочитаем по ролям часть сказа, в котором говорится о том, как Кокованя пришёл за сироткой?
С.181-182.
Работа в парах. Восстановите текст. ( работа в парах). Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)
Прочитать восстановленный текст.
Прочитать по ролям , как они разговаривали по вечерам.
С.183-184
V. Физминутка.
VI. Работа по теме урока
Вопрос №4, С. 192.
Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
VII. Закрепление изученного.
А сейчас вернемся к героям нашего сказа.
1) Угадайте слова, добавив гласные буквы. и назовите главных героев сказа.
Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл
- Давайте охарактеризуем главных героев сказа.
- Опишите волшебных животных.
Найдите подтверждение в тексте.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах
Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах:
Даренка | Кокованя |
1. Семейное положение. Сирота | 1. Семейное положение. Одинокий |
2. Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. | 2. Внешность Старик большой да бородатый. |
3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. | 3. Характер Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. |
4. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. | 4. Чем занимается Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
- Для раскрытия пункта «черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
Чтение характеристик.
Как вы охарактеризовали. Что ещё можно добавить?
- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)
- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)
- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)
- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)
Какие из пословиц и поговорок подходят к содержанию сказа?
Черствое сердце не знает благодарности.
Каких только чудес не бывает.
Добра себе желаешь – делай добро.
VIII. Рефлексия
На доске изображение лесного балагана.. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова, нарисуйте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то нарисуйте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш балаган, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.
X. Итог урока
1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку. ( на слайде)
А) человек должен любить животных.
Б) очень важно быть скромным.
В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
XI. Домашнее задание
Перечитать сказ; подготовить пересказ