Тема урока: Род имен существительных
Цель: формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; уметь определять род имен существительных; правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать умение работать с текстом, выполнять логические операции анализа, классификации; извлекать нужную информацию.
Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему урока, цели урока; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, эвристический, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточные карточки.
Ход урока:
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Другие учащиеся записывают их в тетрадях, графически выделяя орфограмму «Прописная буква в собственных именах существительных».
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока.
-Итак, в тетрадях запишите число. Формулировка темы урока учениками
Восприятие и первичное осознание нового материала.
Игра "Да - нет"
Имя существительное - это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Словарный диктант по материалам параграфа:
Простор, высокогорье, портфель, карабкаться, песчаный, мгновенье, драгоценный, нехотя, гардероб, бриллиант, прийти, перламутр, длина, длинный, балаган, виноград, будто, металлолом, класс, тетрадь, солома, экспедиция, капитан, лейтенант.
Изучение нового материала:
Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.
Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.
Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке.
Особенности категории рода существительных
В русском языке выделяют три рода имен существительных:
Примеры существительных мужского рода: папа, дядя, нож, стол, ястреб.
Примеры существительных женского рода: жена, няня, ночь, слава, пустыня.
Примеры существительных среднего рода: болото, золото, солнце, озеро, варенье.
Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде
(зануда, неженка, плакса, умница, жадина).
Категория рода не определяется у слов, которые употребляются только во множественном числе (брюки, сани, сливки).
Как определить род существительного?
У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица (отец, собеседник – м.р., подруга, сплетница – ж. р).
У всех существительных род может определяться по грамматической форме прилагательного, которое согласуется с существительным:
Мужской род. Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чей? какой? (белый снег, добрый совет);
Женский род. Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чья? какая? (свежая газета, веселая подруга);
Средний род. Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чье? какое? (зеленое поле, высокое здание).
Слово кофе строгая литературная норма предписывает употреблять как существительное мужского рода: крепкий кофе уже остыл. Однако в непринужденной устной речи допустимо согласование по среднему роду: кофе остыло.
Закрепление изученного
Упражнение 276
Упражнение 280
Трехтонный грузовик – м.р, пластмас, совая крышка – ж.р., кремлевские куранты – мн. ч., хоровое пение – ср. р., канцелярские ножницы – мн. ч., отрывной календарь – м.р. тонкая паутина – ж.р, весенние каникулы – мн. число, ласковая улыбка – ж.р., вишневое варенье – ср.р., пчелиный улей – м.р.,
Физминутка для глаз
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю тебе повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
Раздаточные карточки
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Оценивание ответов учащихся.Выставление отметок.
Домашнее задание: упражнение 283 (письменно).