СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Имена существительные женского, мужского и среднего рода" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Имена существительные женского, мужского и среднего рода" (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Имена существительные женского, мужского и среднего рода" (5 класс)»

Тема урока: Род имен существительных

Цель: формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; уметь определять род имен существительных; правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.   

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умение работать с текстом, выполнять логические операции анализа, классификации; извлекать нужную информацию.

Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему урока, цели урока; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, эвристический, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: учебник, раздаточные карточки.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Другие учащиеся записывают их в тетрадях, графически выделяя орфограмму «Прописная буква в собственных именах существительных».

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока.

-Итак, в тетрадях запишите число. Формулировка темы урока учениками

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала.

Игра "Да - нет"

  • Имя  существительное - это часть речи? (Да!)

  • Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)

  • Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

  • Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

  • Имена существительные обозначают   предмет? (Да!)

Словарный диктант по материалам параграфа:

Простор, высокогорье, портфель, карабкаться, песчаный, мгновенье, драгоценный, нехотя, гардероб, бриллиант, прийти, перламутр, длина, длинный, балаган, виноград, будто, металлолом, класс, тетрадь, солома, экспедиция, капитан, лейтенант.



Изучение нового материала:

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке.

Особенности категории рода существительных

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

  • Мужской (он). Существительные мужского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Примеры существительных мужского рода: папа, дядя, нож, стол, ястреб.

  • Женский (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Примеры существительных женского рода: жена, няня, ночь, слава, пустыня.

  • Средний (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. имеют окончания -о, -е.

Примеры существительных среднего рода: болото, золото, солнце, озеро, варенье.

Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде

(зануда, неженка, плакса, умница, жадина).


Категория рода не определяется у слов, которые употребляются только во множественном числе (брюки, сани, сливки).

Как определить род существительного?

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица (отец, собеседник – м.р., подруга, сплетница – ж. р).

У всех существительных род может определяться по грамматической форме прилагательного, которое согласуется с существительным:

  • Мужской род. Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чей? какой? (белый снег, добрый совет);

  • Женский род. Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чья? какая? (свежая газета, веселая подруга);

  • Средний род. Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чье? какое? (зеленое поле, высокое здание).

Слово кофе строгая литературная норма предписывает употреблять как существительное мужского рода: крепкий кофе уже остыл. Однако в непринужденной устной речи допустимо согласование по среднему роду: кофе остыло.

Закрепление изученного

Упражнение 276

Упражнение 280

Трехтонный грузовик – м.р, пластмас, совая крышка – ж.р., кремлевские куранты – мн. ч., хоровое пение – ср. р., канцелярские ножницы – мн. ч., отрывной календарь – м.р. тонкая паутина – ж.р, весенние каникулы – мн. число, ласковая улыбка – ж.р., вишневое варенье – ср.р., пчелиный улей – м.р.,

Физминутка для глаз

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю тебе повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

Раздаточные карточки


5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

  • Что нового узнали об имени существительном?

  • Какого рода они бывают? Как определить род?

Оценивание ответов учащихся.Выставление отметок.

Домашнее задание: упражнение 283 (письменно).