СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Имя прилагательное"»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг.момент.

Прежде чем мы начнём нашу работу, я прочту вам высказывание Уильяма Сомерсета Моэма: «Медик знает о человеке все самое худшее и самое лучшее. Когда человек болен и испуган, он сбрасывает маску, которую привык носить здоровый. И Врач видит людей такими, как они есть на самом деле – эгоистичными, жестокими, жадными, малодушными; но в то же время – храбрыми, самоотверженными, добрыми и благородными. И, преклоняясь перед их достоинствами, он прощает им недостатки».

Какую мысль хотел донести до нас писатель? Молодец, с помощью чего автор создаёт образ человека?

Значит имя прилагательное- важная часть речь, которая помогает нам дать оценку увиденного, описать предмет, человека, явление.


Юля:Человек, когда болеет, думает о том, чтобы его быстрее вылечили и может быть жестоким, эгоистичным, но многие люди не боятся боли и борются с болезнью, и писатель называет их храбрыми.

−С помощью прилагательных.


II Целеполагание.

Ребята, в школе вы уже изучали эту часть речи, цель нашего сегодняшнего занятия: повторить теоретический материал об имени прилагательном как части речи и закрепить знания на практике.


III Повторение изученного.

1)Беседа об имени прилагательном как части речи.

Для того, чтобы систематически повторить имя прилагательное, давайте запишем план: 1)определение, морфологические признаки, их выражение;

2) разряды прилагательных по значению: а) качественные (форма, степень сравнения);

б) относительные;

в) притяжательные;

3) склонение прилагательных;

4) словообразование прилагательных;

5) морфологический разбор имени прилагательного;

6) правописание прилагательных:

а) правописание –н-,-нн-;

б) правописание –к-, -ск-, -ов-,-ев-;

в) правописание не с прилагательными;

г) правописание сложных прилагательных.


Давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном. Дайте определение имени прилагательному как части речи.







Хорошо, какие морфологические признаки мы можем выделить у прилагательных? Чем эти морфологические признаки выражаются?



Какую роль в предложении выполняет прилагательное?



2 пункт нашего плана: разряды прилагательных.

Итак, что обозначают качественные прилагательные?









Какие формы имеют качественные прилагательные?





Давайте запишем предложение и узнаем, какую роль в предложении выполняет краткая форма прилагательного.

Какие степени сравнения имеют качественные прилагательные, что они обозначают?







Хорошо, сейчас вы самостоятельно поработаете с таблицей «Сравнительная и превосходная степени», затем я назову любого из вас, кто расскажет нам о её содержании.

2) Самостоятельная работа с таблицей №1.

Кто расскажет нам?

А теперь придумайте предложения, чтобы в них были разные степени сравнения. Помните, что у сравнительной и превосходной степени есть простая и составная формы (то есть по 2 предложения на каждую степень)







Молодцы. Следующий пункт нашего плана- относительные прилагательные. Что они обозначают?











Притяжательные прилагательные.







Ребята, но вы должны помнить, что определение разряда прилагательного зависит ещё и от его семантического (смыслового) значения, например: золотое кольцо− относительное прилагательное, так как выражает отношение к материалу, из которого сделан предмет. Но в таких выражениях, как: золотые руки мастера, золотая голова и т.д., мы даём качественную оценку предмета (человека), поэтому такие прилагательные будут выступать в роли качественных. А также в роли качественных могут выступать и притяжательные, например: лисий хвост, но лисья хитрость будет качественным прилагательным.

Хорошо, теперь запишем в тетрадях вид нашей работы−распределительный диктант.

4) Распределительный диктант.

Вы проводили такой вид диктанта? Кто скажет о правилах его проведения?

Верно, разделите тетрадь на три столбика (качественные, относительные, притяжательные), я прочитаю 2 раза. 1 раз послушайте, когда я начну читать 2 раз, вы распределяете прилагательные по столбикам.

Учитель читает, учащиеся слушают. Теперь пишем: сладкий чай, молодой работник, золотые серёжки, узкая тропинка, осиное гнездо, жадный сосед, детская сказка, сестрин платок, утренняя прохлада, синее небо, Мишин портфель, летний зной, отцовский ремень, рыбий хвост, деревянный пол.

Проверим. Андрей, читай, что у тебя получилось в первом столбике.

Молодец. Ирина, читай, что ты записала во втором.

Молодец. Катя, читай, какие прилагательные ты отнесла к притяжательным.

Молодец, всё правильно.


Так, переходим к 3 пункту плана: склонение прилагательных.

Мы помним, что падежная форма прилагательного зависит от формы существительного, с которым оно согласуется.

А что нужно сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания прилагательного?



Но вопросом какой? нельзя проверить окончание прилагательного в форме муж.р. ед.ч.И.п. Что нам делать в этом случае?

Давайте вспомнить какие окончания при склонении имеют притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-, -ов- для этого начертим таблицу (смотреть таблицу 3), поделимся на 4 варианта, каждый заполняет колонку номера своего варианта.

Работа у доски

Давайте проверим. (учитель вызывает к доске 4 учащихся, где они заполняют пустую таблицу).

Хорошо, но мы помним, что есть притяжательные прилагательные с суффиксом –ий, при склонении перед окончанием пишется ь. Заполняем таблицу 4 (также по вариантам и проверяем у доски)

Словообразование прилагательных.

Какими способами образуются прилагательными?

Правильно, сейчас подробнее поговорим об этих способах. Суффиксальным способом прилагательные образуются:

а) от основ существительных (записываем). Я буду называть вам существительные, ваша задача образовать от них прилагательные и назвать суффикс, с помощью которого образованы прилагательные:

  • Лето, интерес;

  • Полоса, борода;

  • Лёд, кожа;

  • Француз, враг;

  • Золото, глина;

  • Утка, лебедь;

  • Мужество, солома.

б) от основ прилагательных.

Проделываем ту же работу.

  • Серый, синий;

  • Лёгкий, белый.

в) от основ глаголов.

  • Доверять;

  • Играть;

  • Загореть.

г) от основ числительных.

  • Двое.

д) от основ наречий.

  • Сегодня, всегда.

Приставочный способ.

Докажем, приведя насколько примеров.

Приставочно- суффиксальный способ.

Сложение основ.

а) соединительные гласные (о и е);

б)дефис.

Молодцы, следующий пункт нашего плана: морфологический разбор имени прилагательного является показателем усвоения материала.

Давайте вспомним, как проводить морфологический разбор.







Хорошо запишем предложение, Лена поработаем с тобой у доски.

Сделаем морфологический разбор прилагательного врачебное ( искусство)

Хорошо, спасибо.







6 пункт нашего плана: правописание прилагательных.

(Работа по таблицам)

Хорошо, а сейчас мы проверим ваши знания работой по тексту. На ваших столах лежат карточки. Прочитайте текст про себя и подумайте о чём он.

О чём текст?


Каков герой, о чем он думает?


Хорошо, а вы знаете, откуда взят этот фрагмент?

Этот фрагмент взят из сборника рассказов М. Булгакова «Записки юного врача», где рассказывается, как молодой врач после университета попадает в провинциальную больницу и, несмотря на свою молодость, прекрасно справляется со своей работой. Книга очень интересная, я надеюсь, что со временем вы её прочитаете. И так ваша задача: выполнить задания по тексту, Маша прочитай задания.


Если нет вопросов, выполняем работу самостоятельно до конца занятия, за неё вы все получите оценку.



























−Имя прилагательное− самостоятельная часть речи, выражающая грамматическое значение признака предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?: пасмурный день, вкусная ягода, милое лицо, горные вершины; чей? чья? чьё? чьи? девичий смех, овечья шерсть, мамино пальто, телячьи нежности.

−Морфологическими признаками прилагательных является изменение по родам, числам, падежам. Морфологические признаки прилагательного выражаются окончаниями. Например: красный, большой, любимые, вкусная.

−В предложении прилагательные выполняют роль определения и сказуемого.




−Обозначают качество предмета, которое мы можем воспринимать органами чувств: красный, круглый, громкий, сладкий, резкий. А также пространственные близкий; временные долгий; физические признаки предметов, лиц, животных сильный, быстрый; качество характера или умственного склада умный,добрый,прилежный.

Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму: зелёный- зелен, красивый-красив.

Краткая форма изменяется по родам и числам: тонок, тонка, тонки, но не склоняется.

Его походка была небрежна и ленива.


−Положительная степень обозначает признак предмета без сравнения с другими предметами: свежее сено; сравнительная степень показывает большую и меньшую степень проявления признака: правый берег выше левого; превосходная степень обозначает высшее проявление признака: самый умный.








(устные ответы нескольких учащихся )

− Простая форма сравнительной степени: Летние яблоки вкуснее осенних.

Составная степень сравнительной степени: Сегодня он был менее веселый.

Простая форма превосходной степени: Он сегодня рассказал мне интереснейший случай.

Составная форма превосходной степени: Мама- самый дорогой человек.

Называют признак через отношение к предмету или другому признаку. Характер выражаемых отношений очень разнообразен: обозначение признака по материалу (деревянный пол, металлический кубок), по назначению (детская книга, школьные пособия), по свойственности (осенние дожди, вечерняя прохлада). Относительные прилагательные называют признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности.


Характеризуют предмет по его принадлежности какому-либо живому существу или другому предмету: заячьи следы, пастуший рожок, мамино платье.

Обозначают постоянный признак, степени сравнения нет.






















−Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся распределяют их по столбикам.


















Андрей: Сладкий чай, молодой работник, узкая тропинка, жадный сосед, синее небо.

Ирина: Золотые серёжки, детская сказка, утренняя прохлада, летний зной, деревянный пол.

Катя: Осиное гнездо, сестрин платок, Мишин портфель, отцовский ремень, рыбий хвост.







−Задать вопрос от существительного к прилагательному.

Сквозь прошлогоднюю (какую?) листву кое-где растут высокие (какие?)травы.

−Действует правило: под ударением пишется окончание -ой, без ударения –ый/-ий: смешнОй, дОбрый, нИзкий.





















−Суффиксальным, приставочным, приставочно- суффиксальным, сложением основ (с помощью соединительных гласных о и е и дефиса)









−Летний, интересный;

−Полосатый, бородатый;

−Ледяной, кожаный;

−Французский, вражеский;

−Золотистый, глинистый;

−Утиный, лебединый;

−Мужественный, соломенный.
















−Весёлый- превесёлый, скоростной- сверхскоростной.


Негасимый, безразмерный.


−Синеглазый, бледнолицый.

− Серо- зелёный цвет.





−1) Выписываем прилагательное из предложения, ставим в начальную форму.

2) Постоянные признаки: определяем разряд по значению; Непостоянные признаки: род, число, падеж (у качественных форма, степень сравнения);

3) Определяем синтаксическую роль в предложении.

Лена: Любовь к врачебному искусству — это и есть любовь к человечеству.

Гиппократ.

I Врачебное (искусство) н.ф. врачебный;

II Пост: относител;

Непост: ед.ч., ср.р., Д.п.

III В предложении выполняет роль согласованного определения.








−О том, как молодой врач едет из столицы в деревенскую больницу.

− Он тоскует о Москве, мысленно прощается с ней.

−Нет.













−Маша: 1) выпишите прилагательные, определяя их разряд, форму, степень сравнения ( если есть), род, число, падеж, укажите с помощью чего прилагательное образовано;

2) объясните написание –н- и –нн- в словах: деревянными (губами), синий, облупленный, небелёные (стены);

3) сделайте морфологический анализ двух прилагательных разных разрядов.

IV Подведение итогов и оценивание.

Мы сегодня плодотворно поработали, Марат, Анжелика, Даша, Таня получают «5», Настя, Алёна- «4», все остальные получат оценку за самостоятельную работу.


V Задавание на дом.

Повторите теоретический материал об имени числительном и местоимениях.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!