СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка развернутого конспекта урока русского языка в 3 классе обобщение по теме: «Имя прилагательное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Школа России». Русский язык, 3 класс.

Авторы УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Обобщение по теме: «Имя прилагательное».

Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме: «Имя прилагательное».

Цели урока:

  • на основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени прилагательного как части речи;
  • грамотно использовать изобразительные средства языка в устной и птсьменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Разработка развернутого конспекта урока русского языка в 3 классе обобщение по теме: «Имя прилагательное»»

Разработка развернутого конспекта урока русского языка в 3 классе

обобщение по теме: «Имя прилагательное»

для открытого урока


Урок: русский язык.

Класс: 3

УМК: «Школа России». Русский язык, 3 класс.

Авторы УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема: обобщение по теме: «Имя прилагательное».

Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме: «Имя прилагательное».

Цель урока:

  • на основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени прилагательного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся воспроизведут в памяти знания о признаках имени прилагательного как части речи.

Образовательные и развивающие задачи:

Дифференцированная работа по развитию творческих и исследовательских навыков

  1. Использование метапредметных категорий.

  2. Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.

  3. Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.

  4. Поддержка мотивации учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

  2. Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.

  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

  4. Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.

  5. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.

  2. Развивать зрительную память, слуховое восприятие, логическое мышление.

  3. Обогащать словарный запас.

Методические задачи:

  1. Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.

  2. Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.





Здоровье-сберегающие технологии, используемые на уроке:


  1. Частая смена деятельности за счет разнообразия видов работы.

  2. Дозирование времени на выполнение заданий.

  3. Создание положительного психологического климата.

  4. Ориентация учащихся на успех.


Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;

  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • самоанализ и самоконтроль результата;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).


Коммуникативные УУД:

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • умение работать индивидуально и в группе, учитывая позицию собеседника;

  • организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция;

  • оценка.


Оборудование: раздаточный материал (карточки), маршрутные листы (двойные листы в широкую или в узкую линию), наглядность для доски, листы самооценки; презентация к уроку, проектор, экран.


Ход урока

  1. Организационный этап

Цели:

  1. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;

  2. воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.

  1. Приветствие

  2. Организация внимания школьников и ориентирование на успешность




Учитель:

  • Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем!

  • Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы на уроке.


  1. Постановка личностных целей

Учитель:

  • Ребята, а задумывались ли вы, с какой целью сегодня пришли на урок? Я постараюсь вам помочь в выборе. На экране Вы видите список личностных целей.


Личностные цели: (на экране)

1)​ приобрести способность иметь собственное мнение;

2)​ умение уверенно и легко выполнять различные задания;

3)​ умение правильно использовать терминологию;

4)​ умение учиться самостоятельно;

6)​ быть успешным на уроке.

Учитель:

  • Выберите из этого списка для себя одну или несколько формулировок цели и запишите их номер на полях. Постарайтесь поработать на эту цель (цели) в течение всего урока. В конце урока проанализируем, была ли цель (цели) вами достигнута.


Примечание для учителей

В списке личностных целей, который дублирует перечень личностных результатов, прописанных в цели урока, есть смысл из урока в урок менять количественное соотношение между целями, связанными с предметными результатами (например, под номером 2) и общечеловеческими (например, 1). Целесообразно дополнить список личностных целей самой прагматичной (5). Все это следует делать для того, чтобы пронаблюдать, какие цели чаще всего выбирают дети и почему. Тогда можно будет поразмышлять над проблемой мотивации и о ценностных ориентирах детей и их родителей (вместе с родителями на родительском собрании, с детьми на следующих уроках, а с коллегами на педсовете), чтобы оказывать влияние на формирование ценностных установок и мотивов младших школьников.


II.Этап актуализации опыта учащихся

Цели:

  1. обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.


    1. Постановка цели урока

Учитель:

  • Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку.


Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это за часть речи? [1]

(Ответы учащихся)


    1. Определение темы урока

Учитель:

  • Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учащиеся:

  • Мы будем повторять и обобщать знания по теме: «Имя прилагательное».



Учитель:

  • Верно. Мы с вами отправимся в путешествие по стране Имя прилагательное. Перед вами карта путешествия. Давайте с помощью этой карты составим план-маршрут наших действий на уроке. Посмотрите какие остановки нас ожидают впереди.

  • «Тропинка Чистописания» – «Дубрава Словарных слов» – «Сквер Имен прилагательных» – «Парк отдыха» – «Водопад ошибок» – «Цветочная поляна настроения».



Учитель:

  • Как вы думаете, что мы будем делать на этих остановках?

(Ответы учащихся)

Учитель:

  • Верно, мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, выполним много различных заданий. Поэтому в помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. В добрый путь за знаниями!

Учитель:

  • Сначала оформим маршрутные листы (запись числа на отдельных тетрадных листах).

Но на нашем пути встретились стражники. Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

Что такое имя прилагательное? Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

(Учащиеся рассказывают правило, приводят примеры).



    1. Орфографическая разминка

Учитель:

  • Молодцы! Справились с заданием. Стражники пропустили нас в страну «Имя прилагательное».

  • Отправляемся дальше в путь по тропинке Чистописания.

  • Что вы видите на тропинке? Что вам напомнили следы, которые состоят из букв?

(Следы – окончания имен прилагательных разбросаны на доске).

Учащиеся:

  • Следы нам напоминают окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода.

Учитель:

  • Какие окончания имеют имена прилагательные м.р.; ж.р.; ср.р.? Расположите карточки с окончаниями имен прилагательных в одну строку. На доске окончания имен прилагательных показаны печатными буквами, вы пропишите их в своих маршрутных листах прописными буквами до конца строки.

На доске и в тетрадных (маршрутных) листах запись:

Ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее.

Учитель:

  • Молодцы! Движемся дальше.


    1. Словарная работа

Учитель:

  • Вот мы уже и в дубраве Словарных слов.

  • Я буду загадывать загадки, вы отгадывать и записывать ответы на загадки в маршрутные листы и на доске в один столбик, работая над словами (ударение и орфограммы). Показ слайдов после ответа на загадку.


Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона.

Кто она? (ворона) [2]



Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (воробей) [3]






Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее ... (сорока) [4]



Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам,

Красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут тебя? (снегирь) [5]



Стучит по дереву с утра,

Слетают щепочки, кора.

Он леса старого приятель,

Жуков изловит пёстрый... (дятел) [6]



Кто в окошко к нам стучит –

За еду благодарит?

Желтогрудая пичужка,

Разноцветная игрушка.

Нас нисколько не боится

И на форточку садится

Очень миленькая птичка.

А зовут её ... (синичка) [7]



Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Но выводит трели – диво,

Удивительно красиво!

Кто поёт среди ветвей?

Догадались? …(соловей) [8]



На доске и в тетрадных (маршрутных) листах запись:

Ворона

Воробей

Сорока

Снегирь

Дятел

Синица

Соловей


Учитель:

  • Ребята, как можно назвать все словарные слова одним словом?

Учащиеся:

  • Это все названия птиц.

Учитель:

  • Хорошо. Движемся дальше. Следующая остановка – Сквер Имен прилагательных.


    1. Проверка понимания изученного.

Цели:

  1. установить правильность и осознанность изученного материала;

  2. выявить пробелы осмысления изученного материала;

  3. воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.

Учитель:

  • Подберите имена прилагательные к словарным словам.

(Учащиеся подбирают имена прилагательные, вывешивая их на доску – коллективная работа).


Примечание для учителей

Образец возможной записи на доске и в тетрадных (маршрутных) листах:

Ворона большая, черная, воровливая

Воробей шустрый, маленький

Сорока болтливая, длиннохвостая

Снегирь красногрудый, красивый

Дятел пёстрый

Синица маленькая, ловкая, желтогрудая

Соловей серенький, незаметный


Учитель:

  • Определите род имен прилагательных, выделите окончание.

(Учащиеся выполняют задания на месте. Один учащийся выполняет у доски).

Учитель:

  • Составьте небольшие тексты-описания (2 – 3 предложения) описания птиц и запишите в маршрутные листы.



Примечание для учителей

Учащиеся по вариантам составляют и записывают небольшие тексты-описания с помощью опорных слов. Всего 6 вариантов. После записи, учитель предлагает учащимся прочитать полученные тексты-описания. Учащимся с ОВЗ учитель дает готовый текст-описание.

Одно предложение записывается на доске. Выполняется разбор предложения. Двое учащихся выполняют задание на крыльях доски, остальные самостоятельно в тетради. Запись сверяется с помощью сигнальных карточек. Если кто-нибудь из учащихся поднимает карточку с красным цветом, он должен аргументировать свой ответ. Идет обсуждение, выявляется причина разногласия.

В это время одному из учащихся учитель дает индивидуальное задание по карточке – выполнить морфологический разбор имени прилагательного задание самостоятельно.


Учитель:

  • Молодцы! Хорошо поработали. Следующая остановка - Парк отдыха.

(Динамическая пауза)

Учитель:

  • Я называю высказывание, если вы с ним согласны, поднимаем руки вверх, если не согласны – хлопаем в ладоши один раз.

    • Имя прилагательное – часть речи.

    • Имена прилагательные отвечают на вопросы: Что? Где? Когда?

    • Имена прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

    • Имена прилагательные бывают мужского, женского и среднего рода?

    • Весна, цветок, облака, солнце – это имена прилагательные.

    • Имена прилагательные могут стоять, как в единственном, так и во множественном числе.

  1. Развитие умений – применение знания на практике в ходе самостоятельной деятельности (работа в парах)

Цели:

  1. обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для дальнейшей самостоятельной работы по изученному материалу;

  2. обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала.

Учитель:

  • Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – Водопад ошибок.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, почему следующая остановка называется водопад Ошибок?

  • (Ответы учащихся).

Учитель:

  • Я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу (см. Приложение 1).

  • После выполнения вы обменяетесь работами в паре и оцените работу друг друга. Для оценивания работ вам необходимо раскрасить цветок (5 – красным цветом, 4 – жёлтым цветом, 3 – синим цветом). После проверки, если наши мнения совпадут я выставлю отметки в дневник и журнал. Приступили к работе.


Примечание для учителей

Учащиеся выполняют задания. По окончанию обмениваются работами. Оценивают друг друга. Учащиеся с ОВЗ выполняют индивидуальное задание по карточке (списывают от 2 до 4 предложений, подчеркивают имена прилагательные, указывают число имен прилагательных). Учитель контролирует работу учащихся с ОВЗ, помогает.


  1. Подведение итогов. Словесное оценивание. Домашнее задание

Учитель:

  • Вот и подходит наше путешествие к концу, ведь сожалению, все хорошее, когда-нибудь заканчивается. Ребята, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем учащимся проявить себя. Поэтому вы большие молодцы! Последняя остановка – Цветочная поляна настроения.












Домашнее задание.

(индивидуальные карточки с заданием)

Рефлексия.

Цели:

  1. инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Учитель:

- Ребята, достиг ли каждый из вас поставленных целей перед собой в начале урока и почему?

(Учитель предлагает детям по желанию поделиться вслух сделанным выводом).

  • Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь. Волшебная пора, когда оживает природа, греет ласковое солнце, поют радостно птицы на ветках, все вокруг зеленеет, цветет, благоухает. Время прекрасного настроения…

  • У Вас на столе лежат наборы бумажных цветов. Давайте украсим нашу поляну яркими, красивыми, нежными цветами.

  • Красный тюльпан, если у вас все поучилось, и вы оцениваете свою работу на отметку: «отлично».

  • Жёлтый нарцисс, если все получилось, но встретились незначительные трудности, и вы оцениваете свою работу на отметку: «хорошо».

  • Подснежники, если вы старались, но допустили ошибки и нуждаетесь в помощи одноклассников и учителя.

















Учитель после подведения итога:

  • Ребята, спасибо за урок!

  • Пусть будет так, чтоб в жизни Вашей светлой, доброй

Всегда Вас окружали дети, как цветы,

Чтоб школа Вам была надежным домом —

Счастливым, светлым, полным доброты! [9]



Список использованных источников:


        1. Режим доступа: http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-chasti-rechi

        2. Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-voronu.html

        3. Режим доступа: https://skazkisameli.ru/zagadki/pro-ptits/item/324-zagadka-pro-vorobya

        4. Режим доступа: http://www.razumniki.ru

        5. Режим доступа: http://kidsclever.ru

        6. Режим доступа: http://mirdetstva5.ru/

        7. Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-sinitsu.html

        8. Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-solovya.html

        9. Режим доступа: http://gamejulia.ru/stihi-pozdravleniya-na-den-uchitelya.html

































Приложение 1.



Проверочная работа

«Имя прилагательное», 1 вариант.

Учени (ка, цы) ________________________

______________________________________


        1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:

______________________________________

______________________________________


        1. В предложении имя прилагательное является второстепенным членом предложения – _____________________.


        1. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные стоят в единственном числе:

  • маленький, шустрый, серый;

  • красная, большой, красивые;

  • высокие, смелые, добрые.


        1. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные женского рода:

  • большой, уютный, светлый;

  • красивая, яркая, солнечная;

  • большое, сладкое, зелёное.

  1. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания.

Наступила ранняя весна. Побежали быстрые ручьи. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!


Проверочная работа

«Имя прилагательное», 2 вариант.

Учени (ка, цы) ________________________

______________________________________


  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:

_____________________________________

_____________________________________


  1. В предложении имя прилагательное является второстепенным членом предложения – _____________________.


  1. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные стоят во множественном числе:

  • большой, пёстрый, чёрный;

  • красное, красивая, говорливая;

  • маленькие, смелые, шустрые.


  1. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные мужского рода:

  • большой, уютный, светлый;

  • жёлтая, яркая, солнечная;

  • пёстрое, маленькое, круглое.

  1. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания.

Пришла долгожданная весна. Небо чистое и ясное. Выглянуло яркое солнышко. Расцвели первые подснежники. Прилетели перелетные птицы.



Скачать

© 2018, 2361 49

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей