Урок русского языка 6 класс
Тема «Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
Учитель русского языка и литературы Чурсанова О.И.
Цели урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи:
Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;
Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.
Оборудование:
интерактивная доска, Презентация, карточки с заданиями, листочки с заготовками «Новогодние елочки с шарами», цветные карандаши или фломастеры
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, гости! Я рада видеть вас на нашем уроке.
- Внимательно посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово.
Т Е С И Т П Е В У Ш Е
8 6 7 10 3 1 11 9 2 5 4
- Правильно, загаданное слово – ПУТЕШЕСТВИЕ (Слайд № 1)
2. Сообщение цели и правил урока:
Сегодня у нас необычный урок.
Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили об имени существительном.
На ваших столах рисунки елочек с шарами. За каждое правильно выполненное задание закрашиваем шар. В конце урока посмотрим, у кого елочка будет сиять разноцветными шарами. Итак, в путь!
(Слайд 2) Начнём мы путешествие с России.
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).
Слайд 6. Задание: спишите текст, раскрыв скобки.
Текст.
(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? (Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или противопоставление с союзом а)
Объяснение учащихся.
Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья (беды)) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).
Слайд Германия.
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.
Задание По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите . ( Один ученик выписывает слова с суффиксом
- ЧИК
Кто ремонтирует фонари? -ЩИК
Кто ходит в разведку?
Кто работает в забое?
Кто переписывает бумаги?
Кто делает доклад?
Кто кладет камни?
Кто работает в бане?
Кто ремонтирует водопровод?
Кто работает на погрузке и выгрузке?
Физминутка (дидактическая игра)
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко.
- Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.
Теперь перенесёмся в Италию.
В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.
-ЕК-ИК- Золотой ключ и к,
Маленький кусоч е к,
надувной мяч и к,
душистый горош е к,
зеленый источ е к,
сели за стол и к,
игрушечный чайнич е к,
вареный грибоч е к.
Слайд 12. Шотландия.
В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
Слайд 13. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?
Разбор выполняется на доске.
Слайд 14. Франция.
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.
Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.
Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)
Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)
Слайд 15. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).
Тёплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, строгое жюри, красивый тюль, крепкий кофе, сладкое какао, весёлый какаду.
Слайд 16. Россия.
И заканчиваем своё небольшое путешествие мы в России.
Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена, Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на ёлках лакомства.
Задание ( Карточки)
№1. Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси. (СЕМЯ,СТРЕМЯ)
№ 2. Из данных слов выписать несклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси. (ДЕПО,КОФЕ,ПАЛЬТО,ТАКСИ)
№3. Из данных слов выписать имена существительные общего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси. (НЕПОСЕДА,ЗАЗНАЙКА)
№4. Из данных слов выписать имена существительные среднего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси. (ОКНО,ДЕПО,СТРЕМЯ,ПАЛЬТО,ТАКСИ)
№5. Из данных слов выписать имена существительные мужского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси. (СПОРТСМЕН,СПОРТ,АВТОМОБИЛЬ,ПУТЬ,КОФЕ)
№6. Из данных слов выписать имена существительные женского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси. (РЕЙКА,АКАДЕМИЯ,НЕЛЕПОСТЬ)
Слайд 18. Вот и закончилось наше путешествие.
Подведём итоги!
Что мы повторили об имени существительном?
Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
А для чего знакомиться с традициями других стран?
Домашнее задание. Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание ( Карточки)
№1. Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
№ 2. Из данных слов выписать несклоняемые имена существительные:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
№3. Из данных слов выписать имена существительные общего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
№4. Из данных слов выписать имена существительные среднего рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
№5. Из данных слов выписать имена существительные мужского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
№6. Из данных слов выписать имена существительные женского рода:
Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.
ПОЯСНЕНИЕ
К разработке урока прилагается
Презентация
Приложение (карточки к уроку)
Шаблоны для урока (Рисунки Елочки для раскрашивания)
Рабочий лист по теме (можно использовать в качестве домашнего задания, особенно в слабых классах)