СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Инфляция и семейная экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Инфляция и семейная экономика"»

Класс: 8

Тема урока: «Инфляция и семейная экономика»

Цель урока: формирование знания о причинах, сущности и последствиях инфляции, влиянии на доходы и жизнь граждан.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся объяснять сущность понятий инфляция, номинальный, реальный доход и др,

- научатся исследовать виды сбережений, выявлять наиболее эффективные в современных экономических условиях виды сбережений

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- оценивание результатов работы на уроке.

Познавательные УУД:

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование в опорный конспект;

- научатся сравнивать информацию, полученную из разных источников (из текста, презентации,);

- научатся формулировать и анализировать проблему.

Коммуникативные УУД:

- научатся слушать и понимать одноклассников, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность.

Личностные УУД:

сумеют проявить самостоятельность в высказывании и отстаивании собственной точки зрения;

- научатся понимать и принимать точки зрения окружающих;

- сформируют экономическую грамотности, активную гражданскую позицию;

- сумеют ответственно относиться к пользованию кредитными продуктами банков;

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.

Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.

План:

I. Номинальные и реальные доходы.

II. Формы сбережения граждан.

III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам.

  1. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?

  2. Какова связь между доходом и потреблением?

  3. Назовите различные виды страховых услуг.

  4. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

(ученик зачитывает сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья).

  1. Мотивация

Я расскажу Вам историю, а Вы попытается установить тему сегодняшнего урока.

В   России из-за резкого увеличения количества денег в обращении в 1991 г. цены выросли на 230%, в 1992 г. – на 1730%, в 1993 г. на 1020%. О чем свидетельствует данный факт?

– Ответы учащихся (инфляция)

Подумайте, как сберечь и увеличить свои доходы?

- Ответы учащихся( эффективно распоряжаться своими ресурсами, в первую очередь денежными. Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

4. Целеполагание и планирование

Определите цели урока, используя алгоритм определения целей урока.

  • Сегодня на уроке мы сможем:

- узнать: что такое инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.

понять: все новые термины, влияние инфляции на общество.

усвоить: материал урока.

  • Работать будем по этому плану:

  1. Номинальные и реальные доходы

  2. Формы сбережения граждан

  3. Банковские услуги, предоставляемые гражданан

5.Изучение новой темы

Запишите тему урока: « Инфляция и семейная экономика»

  1. Номинальные и реальные доходы.

Врыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении - их рост.

  • Работа над определением:

Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.

(записывают определение в тетрадь)

  • Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учительставит и обсуждает следующие вопросы:

1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике?

2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей?

3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.

(учащиеся приводят примеры)

  • Игра «Да, нет».

Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:

  • Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).

  • Увеличение денежной массы (причина инфляции).

  • Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).

  • Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).

  • Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).

  • Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).

  • Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).

  • Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?

Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.

  • Работа над определением:

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.

(записывают определение в тетрадь, с последующим коментированием)

Люди последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.

  • Работа с учебником, стр. 216-217

Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?

(ученики отвечают на вопрос, примерный ответ)

Ответ:Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.

  1. Формы сбережения граждан.

  • Сообщение учащегося (о формах сбережения)

Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

  • Работа над определением:

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

(записывают определение в тетрадь)

  • Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)

(ученики обдумывают и высказывают свои точки зрения)

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

  • Работа с документом стр. 219

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

  • Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221

(ученики разбирают ситуацию)

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.

  1. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

  • Работа с текстом учебника стр. 221-223.

Составить развернутый план по теме "Виды банковских услуг"

1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?

2. Открытие и ведение банковского счета.

3. Предоставление кредитов.

4. Формы кредита.


6. Закрепление


  • Разбор ситуаций:

  1. Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

  2. Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:

1)        Выбери верное утверждение.
Инфляция — это

а)        кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг

б)        массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен

в)        долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г)        повышение цен на социально значимые виды товаров

2)        Какие социальные группы несут потери от инфляции?

а)        представители малого бизнеса

б)        сотрудники коммерческого банка

в)        государственные служащие

г)        собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья

д)        работники страховой компании


7. Итог.


Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Что для вас сегодня было важным и нужным в теме урока? Оценки получают ученики, которые приняли участие в работе на уроке.

В конце урока заполните карты самоконтроля учащихся.

Карта самоконтроля

ФИ _______________________________

Класс ______________________________



Тема урока




Момент урока, вызвавший интерес



Что бы я изменил в уроке.



Моя активность

( по 5-ти бальной системе)



Самооценка



( по 5-ти бальной системе)




















8.Домашнее задание.


§ 20; написать мини – сочинение: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!