Урок ИЗО в 5-м классе по программе Б.М. Неменского
"Народные промвслы. Гжель"
Урок разработала Бородкина Марина Владимировна,
учитель ИЗО высшей квалификационной категории
Тип урока: урок закрепление умений и навыков.
Форма проведения урока: мастер-класс.
Цели:
Формирование у учащихся навыков практической работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков групповой работы, умений и навыков работы с гуашевыми красками.
Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре.
Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Материалы: гуашь, кисти, заготовки в форме тарелок (виньетки), бумага для эскизов.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Зрительный ряд:
Стенд-выставка “Сказочная Гжель”.
Изделия гжельской керамики.
Работы учащихся предыдущих лет.
Презентация “Гжель”.
Музыкальный ряд:
Песня Гладкова "Незабудковая гжель" в исполнении Надежды Филатовой.
Музыка на тему «Я на горку шла…» в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Сударушка»
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и цели урока.
Что ж, давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).
Сине-голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).
Слайд №1, 2.
Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с историей развития этого промысла, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Гжель”, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики небольшими группами.
3. Повторение
Давайте обобщим материал, который изучили на предыдущем уроке, отгадав кроссворд.
Слайды № 3-9
4. Практическая работа
Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.
(Учитель напоминает правила работы с красками, кистью). Параллельно с демонстрацией основных мазков гжелевой росписи на экране ведётся повторение техники мазков.
Учитель: Какой прием работы используют гжельские мастера?
Учащиеся: “мазок с тенями”.
Учитель: В чем его особенность?
Учащиеся: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик
Учитель: Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть. Как вы это будете делать? Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.
(Учитель выполняет рисунок на мольберте).
Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование?
Ответы учащихся.
Учитель: Положите второй лист бумаги перед собой. На нем вы выполните эскиз рисунка, который затем перенесете на объемную форму – виньетку.
Учитель: Как будет расположен ваш узор?
Учащиеся: В центре изделия.
Учитель: с чего вы начнете писать узор?
Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.
Учитель: узор может состоять из одного цветка?
Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.
Учитель: А зачем нужны бордюры?
Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.
Слайды №10-15.
Сегодня я покажу вам мастер-класс по росписи виньетки. У вас на столах лежат заготовки для росписи. Постарайтесь вместе со мной выполнить роспись на заготовке. В процессе работы можете добавлять свои эленменты, придерживаясь заданного стиля.
Приступаем к работе.
Звучит музыка Гладкова "Незабудковая гжель" в исполнении Надежды Филатовой.
Во время работы учитель показывает мастер-класс, работая параллельно с учениками, а ученики работают небольшими группами (3-5человек) расписывают виньетку такую же как и учитель (если испытывают затруднения) или придумывают свой узор для росписи.
5. Итог урока
а) Экспресс- выставка выполненных работ
Дети выставляют свои работы.
Учитель: Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?
А какое практическое применение можно найти вашей виньетке?
Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?
Ответы учащихся.
б) Выставление оценок.
При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.
Учитель:
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Спасибо за урок!