СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока будет полезен при работе по учебнику "Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" под редакцией Б.М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"»

Урок ИЗО в 5-м классе по программе Б.М. Неменского

"Народные промвслы. Гжель"

Урок разработала Бородкина Марина Владимировна,

учитель ИЗО высшей квалификационной категории

Тип урока: урок закрепление умений и навыков.

Форма проведения урока: мастер-класс.

Цели:

 Формирование у учащихся навыков практической работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

 Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков групповой работы, умений и навыков работы с гуашевыми красками.

 Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре.

 Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.

Материалы: гуашь, кисти, заготовки в форме тарелок (виньетки), бумага для эскизов.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Зрительный ряд:

 Стенд-выставка “Сказочная Гжель”.

Изделия гжельской керамики.

 Работы учащихся предыдущих лет.

Презентация “Гжель”.

Музыкальный ряд:

  • Песня Гладкова "Незабудковая гжель" в исполнении Надежды Филатовой.

  • Музыка на тему «Я на горку шла…» в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Сударушка»



 Ход урока

1. Организационный момент

Учитель

Здравствуйте. Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Сообщение темы и цели урока.
Что ж, давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.

(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).

Сине-голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).

Слайд №1, 2.

Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с историей развития этого промысла, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Гжель”, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики небольшими группами.

3. Повторение

Давайте обобщим материал, который изучили на предыдущем уроке, отгадав кроссворд.

Слайды № 3-9

4. Практическая работа

Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.

(Учитель напоминает правила работы с красками, кистью). Параллельно с демонстрацией основных мазков гжелевой росписи на экране ведётся повторение техники мазков.

Учитель: Какой прием работы используют гжельские мастера?

Учащиеся: “мазок с тенями”.

Учитель: В чем его особенность?

Учащиеся: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик

Учитель: Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть. Как вы это будете делать? Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.

(Учитель выполняет рисунок на мольберте).

Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование?

Ответы учащихся.

Учитель: Положите второй лист бумаги перед собой. На нем вы выполните эскиз рисунка, который затем перенесете на объемную форму – виньетку.

Учитель: Как будет расположен ваш узор?

Учащиеся: В центре изделия.

Учитель: с чего вы начнете писать узор?

Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.

Учитель: узор может состоять из одного цветка?

Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.

Учитель: А зачем нужны бордюры?

Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.

Слайды №10-15.

Сегодня я покажу вам мастер-класс по росписи виньетки. У вас на столах лежат заготовки для росписи. Постарайтесь вместе со мной выполнить роспись на заготовке. В процессе работы можете добавлять свои эленменты, придерживаясь заданного стиля.

Приступаем к работе.

Звучит музыка Гладкова "Незабудковая гжель" в исполнении Надежды Филатовой.

Во время работы учитель показывает мастер-класс, работая параллельно с учениками, а ученики работают небольшими группами (3-5человек) расписывают виньетку такую же как и учитель (если испытывают затруднения) или придумывают свой узор для росписи.

5. Итог урока

а) Экспресс- выставка выполненных работ

Дети выставляют свои работы.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?

А какое практическое применение можно найти вашей виньетке?

Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?

Ответы учащихся.



б) Выставление оценок.

При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

Учитель:

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

Спасибо за урок!