Информатика
Дата: 8.05.20
Класс: 6
Тема урока: «Исполнитель Робот».
Цели урока:
расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;
изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Ответьте на вопросы:
Дайте понятие алгоритма.
Что такое исполнитель?
Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).
Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).
Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).
Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).
3 . Устное задание
Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:
НАЧ
сместиться в точку (4; 4)
опустить перо
НЦ повторить 3 раза
сместиться на вектор (–3, –1)
сместиться на вектор (2, -1)
сместиться на вектор (2, 0)
КЦ
КОН
Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? Варианты ответов:
1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3)
3) сдвинь на вектор (-3, 6) 4) сдвинь на вектор (6, -3)
Правильный ответ: 3
Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».
2. Теоретическая часть. Объяснение нового материала
Исполнитель Робот (так же, как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:
Команда СКИ Робота | Пояснение движения Робота |
вверх | Робот переходит на 1 клетку вверх |
вниз | Робот переходит на 1 клетку вниз |
влево | Робот переходит на 1 клетку влево |
вправо | Робот переходит на 1 клетку вправо |
закрасить | Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз |
Следует заметить, что если вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «низ» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.
3. Пример алгоритма для Робота
Рассмотрим пример алгоритма движения Робота: Составить алгоритм движения Робота в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2)
Р ешение:
а
Рис. 2
лг Робот
нач
вниз
вправо
вправо
вниз
вниз
кон
4. Закрепление изученного материала. Итог урока.
Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.
Вопросы:
- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?
- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.
- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?
5. Домашнее задание.
Изучить материал.