4 КЛАСС ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Урок № 46
Тема: Иван Третий
Цель: узнать о том, как закончилась зависимость Руси от Орды; выяснить, когда
появилось название Россия; узнать о перестройке Кремля; познакомиться с новой
личностью – Иваном III
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель проводит опрос вызванных к доске двух учеников. По очереди задаёт им вопросы:
- Какую тему мы прошли на прошлом уроке?
- Как звали князя, который перестал платить дань Орде?
- Что приказал возвести Дмитрий Иванович, готовясь к борьбе с Ордой?
- Кто такой был Мамай?
- Когда стало известно, что на Русь с огромным войском идёт Мамай?
- Куда отправился князь, узнав об этом?
- Кто благословил князя на борьбу с врагом?
- Кто победил в Куликовской битве?
III. Постановка темы и целей урока
Учитель записывает на доске тему урока
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Какие цели, исходя из темы урока, мы можем поставить перед собой?
(Учитель выслушивает ответы детей.)
IV. Изучение нового материала
- Чтобы совсем освободиться от зависимости от Орды потребовалось ещё сто лет после окончания Куликовской битвы. В то время на Руси правил Иван III. Он правил 43 года с 1462 по 1505 год. В Орде был хан Ахмат. Иван III отказался платить дань хану Ахмату.
- Как вы думаете, понравилось ли это Ахмату? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- Конечно же, нет. И в 1840 году во главе огромного войска хан пошёл на Русь. Бояре и крестьяне просили Ивана III быть непреклонным в борьбе с ханом.
- Откройте учебники на странице 73 и найдите на карте реку Угру. Именно на ней и встретились противники. Орда пыталась переправиться через реку, но безуспешно. Русские обстреливали их из пушек и из луков.
- Как вы думаете, ребята, отступил ли хан? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- Хан отступил вместе со своим войском. Вот так вот и закончилась зависимость Руси от Орды. После этого вокруг Москвы были объединены многие княжества и земли, которые входили до этого в состав Древней Руси. Так сложилось единое государство. Именно тогда появилось название Россия. Правителя стали величать Государем всея Руси.
- Как вы думаете, нуждался ли государь в помощниках? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- Конечно же, нуждался. Управлять государю помогала Боярская дума. Боярская дума – совет из знатных людей, которые помогали государю с принятием важных для государства решений. Единое Российское государство было многонациональным. Некоторые народы входили ещё в состав Древней Руси. В состав России вошли коми – зыряне, коми – пермяки, ненцы. Они проживали на Северном Урале и в Западной Сибири.
V. Самостоятельное изучение материала
- Ребята, откройте учебники на странице 76. Сейчас давайте прочтём пункт «Путешествие в Древнюю Москву».
Учащиеся читают по очереди пункт по абзацу
VI. Закрепление знаний
Учитель проводит опрос вызванного к доске ученика. По очереди задаёт им вопросы:
- Когда правил Иван III?
- Почему отступил хан Ахмат?
- Как перестраивали Кремль?
- Чему дивились посланцы иностранных государей?
- На чём впервые появился двуглавый орёл?
VII. Рефлексия
Учитель проводит опрос
- Что вы узнали на этом уроке?
- О чём вам хотелось узнать больше?
VIII. Домашнее задание
* Страница 75 – 81 читать, отвечать на вопросы
* Написать сообщение о Иване Грозном или о Иване Фёдорове.
IX. Оценивание