№ | Этапы урока | Содержание этапа. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
1 | Организационный момент (2 мин.) | "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен). - Как вы понимаете эти слова? | Ответы учащихся. | мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. |
2 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Этап осмысления. (5 мин.) | - Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к нашему уроку? - Да, вы дома дочитали рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы». Какие вопросы вы приготовили по содержанию рассказа? (прием «Тонкие и толстые вопросы») | Ответы детей (связывают с содержанием рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы) Примеры вопросы учащихся (тонкие вопросы по содержании): -Что случилось с зайцем? -Почему Ваня пришел к ветеринару? - Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца? - Кто участвовал в спасении зайца? - Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа? - Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю? - Каким ты представляешь зайца из этого рассказа? И т.д. | Личностные: Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка. Регулятивные: контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. Коммуникативные: организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. Познавательные: смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. |
3. | Словарная работа (3 мин.) | - Так как это произведение было написано давно, в нем много старинных слов, значение которых требуют объяснения. Назовите слова, значение которых вам было непонятно. - Итак, мы сейчас поиграем в игру «Объяснялки». У вас на столах карточки. Вам нужно соединить слово с его значением. Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Коновал Ураган | Углубление на вершине вулкана, похожее на воронку. Знахарь, лечащий лошадей. Говорить непонятно, пришепетывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка. Ветер разрушительной силы. Обмотки, портянки. Очки без дужек, укрепленные на переносице. Сухой, горячий ветер. | Проверка по слайду. | Дети называют слова. Работа в парах. | Личностные: эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. Коммуникативные: активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте. |
4. | Определение темы, постановка целей урока. (4 мин.) | На доске рисунки детей. - Вы узнали их? Кто они? - Можете ли вы определить жанр ваших рисунков? - Что такое портрет, дайте определение. - Портрет – это только картина? Можно ли создать портрет, не рисуя? Портрет – это образ литературного героя, описание внешнего вида героя, его характера. - О каком портрете идет речь? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Составление плана работы над словесным портретом. - Чтобы составить характеристику героя, что мы должны знать о нем? Составление кластера «Способы характеристики героя» - Имя. - Возраст. - Портрет (описание внешнего вида) - Где живет. - Черты характера. - Особенности речи. - Отношение к окружающим и отношение окружающих к герою. - Чем занимается. Увлечения. | - Главные герои, действующие лица рассказа «Заячьи лапы» - Портрет. (Ответы учащихся) - Это словесный портрет. Формулируют тему урока, определяют цель. - Сегодня мы будем составлять словесный портрет каждого героя, определим главные черты характера, особенности речи. План работы: -
Читаем текст. -
Выбираем нужные слова. -
Заполняем таблицу. -
Составляем рассказ – описание героя. - Ответы, варианты детей. Коллективная работа. | Личностные: эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. Коммуникативные: активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте. |
5. | Открытие новых знаний. Составление словесного портрета героя. (15 мин.) | Выбор формы организации работы: -Групповая. - Парная. - Индивидуальная. Выбор героя по жребию. | Выбирают форму работы. Делятся на группы, делят обязанности. Выбирают героя по жребию. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. Коммуникативные: активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| Самостоятельная работа. | -
Внимание на экран. Ну что же! Давайте скорее читать. Героев нам надо поближе узнать. Раскрыть характер персонажей. Идею автора понять. -
Работа в группах. Составление характеристики героя. -
группа: Ветеринар. Аптекарь. -
группа: Ваня. -
группа: Карл Петрович. -
группа: Дед Ларион. -
группа: Бабка Анисья. Заяц. -
Защита групповой работы. | Самостоятельная работа в группах. Работа с текстом. Заполнение карточек. Читают составленные рассказы о своем герое. | Личностные: смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона, Коммуникативные: активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое. |
| Физминутка. | Дыхательная гимнастика. - Представьте, что ваши ладошки замерзли. Наберите воздух в легкие. Подуйте на ладошки (3 раза) | | |
6. | Обобщение и систематизация знаний. (3 мин.) | - Как вы думаете, кто же главный герой рассказа? Докажите. - О чем хотел сказать нам автор? (О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль, о милосердии) - Какой же вопрос вы хотели бы задать еще? ( Прием «Толстые и тонкие вопросы» «Толстый вопрос») Возврат на начало урока. "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" - Как же связаны эти слова с рассказом К. Паустовского? Чего хочет К. Паустовский? (Чтобы люди были добрыми, любили жизнь, ценили красоту природы, бережно относились к ней. Каждый герой рассказа проходит проверку на доброту и человечность) | Ответы детей. - Какова главная мысль рассказа? (Ответы детей) Ответы детей с опорой на содержание произведения. | Личностные: установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение. Регулятивные: Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. Коммуникативные: активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. Познавательные: Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. |
7. | Рефлексия. (4 мин.) | Составление синквейна -
Ключевое слово. -
Два прилагательных. -
Три глагола. -
Фраза, несущая определенный смысл. | (Каждая группа о своем герое) | Личностные: установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение. Регулятивные: Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. Коммуникативные: активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. Познавательные: Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. |
| Самооценка и оценка работы. (2 мин.) | - Оцените свою работу. Что было трудно? | Оценивают свою работу. Делают выводы. |
8. | Домашнее задание. (2 мин.) | - В этом рассказе есть еще один герой, о котором мы будем говорить на следующем уроке. Как вы думаете, о каком герое идет речь? - Дома перечитать отрывки, связанные с природой. Как природа реагирует на действия людей. | - Это природа. | |