Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. Ребята, сегодня у нас с вами урок окружающего мира, а как вы понимаете, что такое окружающий мир? | - Это все, то, что нас окружает, это природа вокруг нас. | ЛУУД Развитие учебной мотивации Развитие саморегуляции (что надо сделать, чтобы найти ответ на проблему) Умение преодолевать импульсивность |
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам | | |
Ребята, природа бывает живая и неживая, назовите признаки живой природы: - Что относится к живой природе? Сегодня мы с вами отправимся у путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. (слайд 2) - Но мы отправимся непросто в лес, а на лесную лужайку, которая находится около небольшой реки. (слайд 3)
- Кто нам встретился на лужайке? - Как, одним словом можно назвать все эти живые существа?
Правильно ребята, мы сегодня будем говорить о животных. И тема урока: «Какие бывают животные?». - Можно ли этих животных разделить на группы? - На какие группы можно разделить этих животных? - А знаете ли вы отличительные признаки каждой группы? Хотите узнать?
| - Это все что двигается, растет, развивается….. - Мир растений и животных…. - Лес.
-Лиса, заяц, бабочки, муха, ворона….. - Животные. Вывод: учащиеся формулируют тему урока. -насекомые, рыбы, птицы, звери - Да. | Регулятивные УУД - организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке |
3. Объяснение нового материала. | | |
- Сегодня, на уроке, мы будем настоящими маленькими исследователями и научимся выделять отличительные признаки каждой группы. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Такой план составим и мы с вами. (запись появляется на доске). Первую группу, которую мы будем изучать это: 1. насекомые; 2. рыбы; 3. птицы; 4. звери. (слайд 4) | | Познавательное УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные УУД. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему урока с помощью учителя |
- Кто готов работать? Сели красиво и приготовились внимательно слушать. Знакомство с группой насекомые. - Первым пунктом нашего плана стоит изучение насекомых. Вспомните знакомых вам насекомых, отгадав загадки: 1. Осенью в щель заберется, а весною проснется. (муха) Правильно, дети, это муха, а вы знаете, что у мухи на лапках есть специальные подушечки, с помощью которых она может ползать кверхногами!!! Рассматриваем в микроском, с выведением на интерактивную доску. 2. Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (бабочка). -Верно, ребята, это бабочка. 3. На ромашку у ворот Опустился вертолет- Золотистые глаза Кто же это…. - Как же одним словом мы можем назвать эту группу животных? (слайд 5) Работа в парах. У вас на столах представители насекомых (макеты) - Сколько ножек у вашего насекомого? - На сколько частей разделено тело? Посмотрите на брюшко насекомого, что вы там заметили? - Правильно, молодцы, там есть поперечные полоски, словно брюшко чем-то насечено, поэтому и название этой группы насекомые. - Что есть у насекомого, но нет у представителей другой группы? Вывод: отличительный признак насекомых от других представителей животных – это 6 ножек и насечки. Рассматривание насечек, ввод понятия. 2 группа. Знакомство с группой «рыбы» - Бабочка долго – долго кружилась над водой. Как вы думаете, кого она могла увидеть? Вы узнаете, если отгадаете загадку. - В воде они живут, Нет клюва, а клюют. (слайд 6) -Да , ребята, следующий пункт нашего плана – рыбы. - Где живут рыбы, что вы можете о них сказать? Ребята, у нас есть такая поговорка. Рыба не клюет – к ненастью. - А что значит ненастье? Давайте, откроем учебник на стр.34-35 и рассмотрим строение рыбы, а вы знаете, что чешую показывает количество лет и зим рыбы? Поиграем в интерактивную игру, назовем и покажем части тела рыбы, и сделаем вывод, что же отличает рыб от других групп животных. | - Муха - Бабочка - Стрекоза - Шесть - Три, голова, грудь, брюшко. - Полоски, насечки - 6 ножек.
- Рыбы.
- Тело покрыто скользкой чешуей. Они водные обитатели. Передвигаться им помогает хвост и плавники. С помощью жабр они дышат кислородом, дышат только в воде. - Скользкая чешуя. - Ответы детей. | |
4. Электронная физкультминутка. | | |
3 группа. Птицы. Мы вновь отправляемся в путешествие на наш природный островок. Мне очень приятно путешествовать вместе с вами, а ваши улыбки говорят, что вы готовы работать дальше. - Сниться ночью пауку Чудо-юдо на суку Длинный клюв и два крыла. А кого паук боится? Угадали? Это (слайд 7) - Итак. следующие о ком мы говорит это птицы. - Ребята, на лугу мы сможем с вами встретить бабочку, белку-летягу, дятла. - Что умеют делать все эти животные? - Можем ли назвать их птицами - Следовательно, учение летать не является главным признаком для птиц, так как летать умеют не только птицы. - Подумайте. Что такого особенного есть у птиц, чего нет у остальных животных? - Назовите животных изображенных на слайде 7. Этих животных можно назвать птицами, так как у них есть перья, пингвин не умеет летать, но он птица! Тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, маленькие защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки. | - Птица - Летать. - Нет. - наличие перьев на теле - Стаус,пингвин.курица. | |
4 группа. Звери. Последним пунктом в плане стоит изучение зверей. Работа в парах. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением животных. Найдите лишнюю картинку. Правило работы в парах.(слайд 8) 1 парты (насекомые,белка) 2 парты (рыбы,лиса) 3 парты (птицы,кошка) 4 парты (насекомые,медведь) 5 парты (рыбы,собака). Назовите лишнее( - Как назвать этих животных одним словом? Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому иначе эту группу животных называют млекопитающими. (слайд 9) - Что помогает им выжить в наших условиях, пережить зиму? Вывод: отличительными признаками зверей является шерсть, так как ее нет у других представителей животного мира. | В парах- совместное решение заданий. - Шерсть | КУУД управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий -слушать и понимать речь других, участвовать в паре. ЛУУД -развитие умения проявить свой авторитет или формировать его. |
5. Физкультминутка. Игра «Прилетели птицы» - я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-нибудь другое, то нужно один раз хлопнуть. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… Прилетели птицы Голуби, синицы Аисты, вороны, Галки, макароны… Прилетели птицы Голуби, синицы Страусы, чижи Прилетели птицы Голуби, синицы Чибисы, чижи Галки и стрижи Комары, кукушки… Прилетели птицы Голуби, синицы Чибисы, чижи Аисты, кукушки Даже совы- сплюшки Лебеди, скворцы.. Все вы молодцы! | | |
6. Закрепление пройденного материала. Обобщение знаний, интерактивные таблицы.(слайд 10) Работа на листочках: разукрасить насекомое, просмотр под документ -камерой с выводом на интерактивную доску. Дети выполняют задание под музыку, на лугу. Интерактивная игра, определение частей рыбы. Работа в учебнике. Интеграция, связь с математикой задание. Ребята, мы с вами сказали, что отличительным признаком всех рыб является чешуя. А вы знаете, что чешуя растет вся жизнь, нарастая колечками?! Летом рыба быстро растет- колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет- колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким можно определить, сколько рыбе зим и лет. Задание. Интерактивная игра, Птицы, эксперимент с пером. Интерактивная игра. Звери. - А сейчас Алиса прочитает нам стихотворение. _ Ребята, как вы думаете, к чему нас призывает автор этих строк? | Ребята выходят по очереди к интерактивной доске. Алиса. Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Летать в одном полете…. Давайте сохраним Ромашку на лугу, И белочку в тайге, И цаплю на болоте. Ответы детей | Познавательные УУД. (Логические УУД) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные УУД Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи |
7. Домашнее задание. Нарисовать фантастическое животное - загадку, в котором были бы представлены разные группы животных, например, голова от одного животного, хвост от другого, крылья и т.д. Одним словом, такое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведем парад загадочных животных. Будем отгадывать, какие животные спрятались в одном. | Записывают домашнее задание. | |
8. Итог урока. Рефлексия. | | |
- Что нового узнали на уроке? - Цель достигнута нами? - Да, ребята. Вот мы и возвратились домой. На столах у вас есть звездочки. Возьмите их, если вам понравился наш урок, и вы узнали что-то новое, чего раньше не знали, то нарисуйте улыбку звездочке, а если нет, то изобразите грустную звездочку. Поднимите свои звездочки и покажите их друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и улыбки звездочек. Итак, наш урок подошел к концу. До свидания. | Ответы учащихся. Оформление звездочек. | Регулятивные УУД учиться давать эмоциональную оценку себе и деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД Понимать другие позиции (взгляды, интересы) |