СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме"Кладовая солнца"-сказка-быль. Жанровые особенности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 6 классе "Кладовая солнца"- сказка-быль. Жанровые особенности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме"Кладовая солнца"-сказка-быль. Жанровые особенности.»

Тема. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра.

Цель:

  • познакомить учащихся с историей создания произведения «Кладовая солнца»; выявить жанровые особенности сказки-были;

  • формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками; развивать устную речь учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к слову.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.


I. Проверка домашнего задания.

1.Устный портрет М.М.Пришвина.

2. Выявление первоначального восприятия.

• Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?

• Какие эпизоды похожи на сказку?

• В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?


II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. История создания произведения. Слово учителя.

Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте.

«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.

Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.


3. Выявление особенностей жанра. Слово учителя.

Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка - и этому небольшому по объему произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «...я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось...»

Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника.

• Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

• Чтение статьи учебника «Поговорим о прочитанном».


4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

4.1. Беседа.

• Назовите героев повести.

Митраша, Настя, Травка.

Мать и отец детей, Антипыч.

Живая природа — елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д.

• На какие группы можно условно разделить героев произведения?

«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

• Где и когда происходит действие сказки-были?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.

• Сколько лет героям?

Насте двенадцать, а Митраше десять.

• Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.

• Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?

«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того, Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.

«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

• Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?


4.2. Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать... до слов «...и, наверное, что-то смекает».

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

■ Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».

■ Как относились дети друг к другу?

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».


4.3. Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно...» до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.


IIІ. Подведение итогов урока.

• Как можно назвать эту часть произведения — сказкой или былью?

Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.


IV. Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

2.Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».









3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!