СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус"»

Класс: Предмет: Биология. Тема урока: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Цель урока: Изучить различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции.

Задачи урока:

1. Углубить знания об анализаторах, их взаимодействии на примере кожно-мышечной чувствительности, вкусового и обонятельного анализаторов, сформировать знания о необходимости соблюдения гигиенических правил для сохранения обоняния, осязания и вкуса.

2. Развитие творческого мышления, мыслительной способности учащихся; развить навыки работы в группе.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, фронтальная работа, работа в группах, с раздаточным материалом; работа по карточкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; портрет Сеченова И.В.; бутылка с холодной, горячей водой, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Мы воспринимаем мир с помощью зрения, слуха, а с помощью каких чувств мы его ещё воспринимаем? Так какова тема нашего урока?

Название органа чувств, определение

Где находятся рецепторы

Какие раздражители воспринимают (то есть что мы чувствуем при помощи этого чувства)

Значение

Мышечное чувство - это способность человека воспринимать и оценивать изменение в относительном положение частей тела и их перемещение.

Во всех мышечных волокнах, сухожилиях и суставах

Сигнализирует человеку о положении тела и его частей

Координация движений

Кожная чувствительность – это комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи.

В коже

Осязательные - комплекс ощущений (прикосновений)

Защита от внешних воздействий, а также постигать её.

Терморецепторы – тепло, холод

Болевые - боль

Обоняние - процесс, который обеспечивает восприятие запахов

В верхней части носовой полости

Восприятие запахов

Позволяет определить качество вдыхаемого воздуха, обнару­жить опасные вещества или недоброкачественные продукты.

Вкус - определяет формирование вкусовых ощущений.

В ротовой полости (слизистой языка, глотке)

Написать какие зоны языка воспринимают тот или иной вкус.

Восприятие:

+сладкого (кончик языка),

+горького (корень языка),

+соленого (выше кончика языка),

+кислого (боковые стороны языка),

Позволяет различать вкусы


Оказывается ощущение расстояния до предметов, их высоты, скорости их движения – все это проявление мышечного чувства. Без него мы не могли бы сделать ни одного координированного движения. Мышечное чувство – это способность человека воспринимать и оценивать положение частей тела и их перемещение.

Сеченов Иван Михайлович (учитель показывает портрет) назвал его «тѐмным чувством», поскольку оно замаскировано зрительными, слуховыми и другими ощущениями.

Я предлагаю вам прямо сейчас почувствовать свое мышечное чувство.

Для этого вам нужно закрыть глаза, и выполнить несколько моих просьб:

- вытяните правую руку вперед,

- прикоснитесь ею к левой щеке,

- поднимите левую руку вверх,

- положите руки на парту,

- откройте глаза.

Кожный анализатор по-другому ещё называют – тактильным, осязательным.

Учитель.

На стр. 93 учебника (первый абзац) найдите определение «осязание» - это…И зачитайте его. Осязание – это комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи.

Поверхность нашего тела на 95% покрыто волосками. В волосках тоже содержатся тактильные рецепторы, то есть и волоски являются органом осязания.

Кожа это самый большой орган. Общий вес кожи взрослого человека — около 3 кг, а площадь — около 2,5 кв. м. Кожа за все время жизни человека обновляется примерно 1000 раз. Общий вес кожи, сбрасываемой в течение жизни человека около 18 кг. Тактильное чувство появляется у людей самым первым, по отношению к другим основным видам чувств, и угасает последним.

А как Вы думаете, на какой части нашего тела расположено максимальное количество осязательных рецепторов? Максимальное число осязательных рецепторов расположено на руках.

А почему именно на руках?

Ученики. Потому что большую часть работы мы делаем при помощи рук.

Учитель.

Правильно. В мире много людей, у которых по каким-то причинам не развить орган зрения, и они вынуждены даже читать с помощью пальцев.

Сейчас я попрошу четырёх добровольцев выйти к доске.

Эксперимент.

- учитель прикладывает к коже ученика бутылку №1 с холодной водой, а ученик должен говорить, что он чувствует (что чувствуешь? холод)

- прикладывает бутылку №2 с теплой водой (что чувствуешь? тепло)

- осторожно прикладывает листочек к руке (что чувствуешь? прикосновение)

- ткнуть карандашом (что чувствуешь? боль).

Назовите, так какие раздражители воспринимает кожа.

Ученики. Ощущения (прикосновения), холод, тепло, боль.

В коже выделяют три группы рецепторов: 

- осязательные

- терморецепторы

- болевые

Что значит осязательные рецепторы? Осязательные рецепторы воспринимают комплекс прикосновений.

Тактильные рецепторы делятся на две группы: реагирующие на лёгкое нажатие, реагирующие на сильное нажатие

А что воспринимают терморецепторы? Терморецепторы – воспринимают холод и тепло.

Холодовых рецепторов на теле человека около 250 тысяч, а тепловых – 30 тысяч. Поэтому, что мы ощущаем «острее»? Ученики. Холод.

А что воспринимают болевые рецепторы? Ученик. Болевые рецепторы воспринимают боль.

Учитель.

Ещё в Древней Греции говорили, что «боль — это сторожевой пес здоровья». Что это значит? Ученики. То есть боль сигнализирует нас об опасности.

Если вам закрыть глаза и дать в руки какой-либо предмет. Что с помощью осязательных рецепторов можно узнать о нём?

Ученики. форму размеры характер поверхности

Давайте выясним это в ходе следующего эксперимента.

Сейчас я попрошу по одному добровольцу с каждой группы выйти к доске. Вы должны закрыть глаза. Я вам раздаю различные предметы, с помощь рук вы его обследуете и закрытыми глазами должны описать его форму, размер, характер поверхности. А затем ответить, что это за предмет. Затем ученик открывает глаза.

При помощи кожной чувствительности мы можем много и это необходимо нам в жизни.

Учитель. Обоняние – процесс, который обеспечивает восприятие запахов.

Площадь обонятельных анализаторов 4-5 кв.см.

Обонятельные клетки имеют специальные выросты – волоски. Эти волоски и улавливают молекулы пахучих веществ. Далее возбуждение передаётся по нервам к головному мозгу, где и происходит анализ информации. Человек может различать до четырёх тысяч запахов. Основных запахов, которые может различать человек – шесть. Учитель переключает слайд 9.

  1. Фруктовый

  2. Цветочный

  3. Пряный

  4. Смолянистый

  5. Запах гари

  6. Зловонный (гнилостный)

Именно из них всех формируется этот удивительный ароматный мир, который нас окружает.

Запахи запоминаются надолго. И способны вызывать у человека приятные или неприятные ощущения. Один и то же запах кому то может нравиться, а кому то нет.

Учитель.

Проведём эксперимент «Обладаете ли вы обонянием?»

Сейчас я попрошу четырём добровольцам выйти к доске. Вы должны закрыть глаза. Учитель раздаёт каждому ученику по одному пронумерованному конверту. Ученик, закрытыми глазами должен его понюхать и определить характер запаха.

Ученики. Вкусовой анализатор - определяет формирование вкусовых ощущений.

Вес языка примерно 50 грамм. Имеет 17 мышц, которые помогают нам переворачивать и проталкивать пищу в глотку. Свою работу вкусовые клетки выполняют только в жидкой среде. Вот почему, если во рту пересохло, или кусочек пищи достаточно сухой, мы не чувствуем его вкуса, до тех пор, пока тщательно не пережуём.

В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные, тактильные рецепторы. Например, когда у нас заложен нос, то мы не чувствуем вкуса.

На языке расположены небольшие вкусовые сосочки, которые чувствуют вкус разной пищи. Сейчас с помощью эксперимента мы это докажем.

Эксперимент «Вкусовые зоны языка».

Учитель приглашает выйти к доске четырём добровольцам. После этого учитель просит учеников закрыть глаза и даёт им попробовать продукты.

1 ученик – лимон

2 ученик – солёный огурец

4 ученик – шоколад

3 ученик – зёрна кофе

Учитель.

То есть существуют зоны языка. Кончик языка определяет сладкую пищу. Чуть выше кончика язык определяет соленую пищу. Боковые стороны языка дают нам возможность чувствовать кислую пищу. Самая глубокая часть языка определяет горькую пищу. Так, например, сладкое мороженое нам приятнее лизнуть. А таблетка кажется горькой, именно в тот момент, когда мы не запиваем её достаточно большим количеством воды и не можем проглотить, и она застревает у нас в области корня языка.


Учитель.

Теперь заполните соответствующий раздел в вашей таблице, пользуясь страницами учебника 91-99, исходя из жизненного опыта и той информации, которую вы уже имеете.

III. Закрепление изученного материала.

С какими рецепторами вы сегодня познакомились? Мы воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса. Но эти анализаторы могут давать сбои, если человек не ведёт здоровый образ жизни.

1 группа – Почему вредно вдыхать ядовитые вещества?

Ответ: потому что ядовитые вещества, попав носовую полость, могут повредить обонятельные клетки. Это может привести к снижению функционирования обонятельного анализатора.

2 группа – какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности чувствовать боль?

Ответ: Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

3 группа – почему при чистке зубов необходимо очищать язык.

Ответ: очищение языка помогает сохранять яркие вкусовые ощущения. Язык отвечает за восприятие вкуса. Чистый язык более отчетливо его воспринимает

4 группа – способен ли запах влиять на эмоциональное состояние человека?

Ответ: да, способен. Запахи запоминаются надолго. И способны вызывать у человека приятные ощущения, например, запах любимых цветов. Или неприятные ощущения, например, запах гари, гнилостный запах.

5 группа – для чего нужен уход за кожей?

Ответ: нужно соблюдать личную гигиену, ведь кожа – не только орган осязания, но ещё она защищает тело от вредных воздействий.

6 группа – почему при остром заболевании, например, гриппом, нужно обращаться в медицинское учреждение?

Ответ: грипп – это вирусное заболевание. Оно отрицательно воздействует на наш организм (системы органов, анализаторы). При заболевании снижается обоняние, вкус. И поэтому нужно правильно лечиться, чтобы не происходило, например, снижение функционирования анализаторов.

Домашнее задание: стр. 91-99