СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Крестоцветные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.с использованием технологии  деятельностного подхода. Метод - проблемного изучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Крестоцветные"»


Тема урока: «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

Проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника.

Урок является продолжением темы «Деление покрытосемянных растений на классы и семейства»

Цель:

Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений через изучение особенностей строения типичных представителей семейства Крестоцветные.

Развивающая: развивать у учащихся умение распознавать типичные растения семейства Крестоцветные по характерным признакам.

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, сопереживания, ответственности друг за друга, работая в парах.

Тип урока: формирование новых знаний.

Средства обучения: гербарий, карточки, модель цветка капусты, презентация, компьютер.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесный, наглядный, практический;

  • по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;

  • по характеру деятельности учителя: проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: парная.


Ход урока:


I. Организационный момент (3 мин.)

- приветствие учащихся.

- отметка отсутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: не так часто к нам на уроки приходят гости. Но я уверена, что это только самым лучшим образом отразиться на вашей активности и работоспособности. А выполнить нам за этот урок предстоит немало. Работать вы сегодня будете в парах. Одна голова - хорошо, а две, как говорится, лучше. Результаты своей работы вы будете заносить вот в такой оценочный лист, который в конце урока мне сдадите. Поэтому подпишите их. Кто сегодня отсутствует? Остальные на месте. Очень хорошо.


II. Проверка д/з: (7 мин.)

- И для начала давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках.

- Мир растений удивительно многообразен и для того, чтобы разобраться в этом многообразии, существует определённая классификация, разделяющая растения на группы на основе их сходства и родства.

Задание 1. У вас у каждого на столе есть конверт, в котором находятся карточки с названиями систематических групп. Я сейчас буду говорить задания, а вы выполнять их, показывая ответ мне. За правильный ответ - 1 балл, за неверный ответ - 0. Мысль понятна?



  1. Расположите систематические категории в порядке возрастания, т.е. от самой наименьшей систематической группы до самой крупной;

Задание 2. По описанию определите, о какой систематической группе идёт речь. Карточку с ответом, показываете мне, подняв её.

1) Как называется группа, объединяющая особей, происходящих от общего предка, имеющих сходное строение и жизнедеятельность (вид);


Задание 3. Перед вами, ребята, на партах лежат гербарии растений. Распределите эти растения таким образом: слева от вас – представители класса Двудольные, а справа – Однодольные. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.

- Закончили. А теперь давайте проверим. (2 мин.)

- Поднимите растения, которые вы отнесли к классу Двудольные? По каким признакам вы это определили? (провожу опрос нескольких пар).

- Поднимите растения, которые вы отнесли к классу Однодольные? Почему вы так решили?

- Давайте подведем итог. Итак, к классу Двудольные относятся растения, для которых характерны следующие признаки, какие? А какие признаки характерны для класса Однодольные? Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя пользоваться только одним признаком?


III. Постановка проблемной ситуации (3 мин).

Пришла весна. На пришкольном участке ребята занимались посадкой семян лекарственных культур: горчицы белой, сумочника пастушьего и редиса. Но накануне посадки учащиеся 6 класса: Саша и Вася случайно рассыпали семена, и чтобы об этом никто не узнал, решили посадить все семена вместе, на одну грядку. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что появившиеся всходы внешне не отличались друг от друга. «Может быть, мы ничего не перепутали?», - спросил Вася у Саши. «Возможно », - ответил Саша. Но осенью мальчики поняли, что все-таки ошиблись.


IV. Осознание проблемной ситуации (1 мин)

Как вы думаете, чего не учли мальчики, сделав такое предположение? Ваши предположения (гипотезы)?


V. Выдвижение гипотез (3 мин)

1. растения относятся к одному семейству;

2. растения относятся к одному классу;

3. растения имеют общие признаки.

А что необходимо сделать, чтобы это доказать? (рассмотреть эти растения и описать их). Этим мы с вами сейчас и займемся, выполнив лабораторную работу «Особенности строения растений семейства ……. класса……… », цель, которой - через изучение особенностей строения растений, определить класс и семейство, к которым они относятся. Работа с тетрадью.




VI. Решение проблемы (15 мин.)


Работа в парах (5 мин): Ребята, вам сейчас предстоит в течение 5 минут рассмотреть гербарий растения, который лежит у вас на столах (редис, капуста, горчица) и описать его по плану. Недостающую информацию, возьмёте из информационного листа, который вложен в гербарий.

Полученные данные занесёте в таблицу.


признаки

горчица

редька

сумочник

Жизненная форма




Тип корневой системы




Тип жилкования листьев




Тип соцветия




Формула цветка




Тип плода




Ответы учащихся (10 мин)

-Вы описывали горчицу? Пожалуйста, назовите признаки, которые характерны для горчицы?

-Кто еще описывал редьку? Так у вас? У кого по-другому?

- Вы описывали пастушью сумку? Назовите признаки, которые характерны для пастуший сумки?.

-Кто еще описывал пастушью сумку? У вас получилось также? У кого по-другому?

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

-Что вы заметили? (что все растения имеют одинаковые признаки)

-Какие? (повторяют). Какие можем мы сделать выводы?

Итак, ребята, мы с вами увидели, что данные растения имеют общие признаки. По этим признакам мы можем объединить их в одну группу? Укажите, к какому классу относятся описанные вами растения (дописывают тему).

А теперь давайте попытаемся с вами обозначить название этого семейства. Поможет нам в этом стихотворение-загадка. Она поможет вам догадаться и дать название семейства самостоятельно.

Что за чудное семейство?

Догадаться ты сумей-ка!

Плод стручочек иль стручок,

Необычен и цветок:

Белый, желтый и лиловый,

Лепестки лежат крестом.

Редька, репа, брюква тут

Как семейство то зовут? СЕМЕЙСТВО КРЕСТОЦВЕТНЫЕ

В название данного семейства положен один из его признаков, который отражен в стихотворении.

-Что это за признак? (о расположенных крестообразно лепестках и чашелистиках цветка). Как будет называться это семейство? Записали в тетрадь полностью тему.


VII. Формулировка выводов (3 мин.)

Почему мальчики ошиблись, что ввело их в заблуждение?

К какому семейству относились данные растения? Учащихся ввело в заблуждение то, что они не учли принадлежность этих растений к одному семейству. Именно поэтому внешне эти растения были схожи. Это растения

семейства Крестоцветные. Откройте учебник на стр.225 п.47. Обратите внимание, какие ещё растения относятся к этому семейству, другое название которого ….Капустные.


VIII. Закрепление полученных знаний на практике (5 мин)

А теперь давайте, ребята, с вами закрепим полученные знания и выполним следующее задание 4. После изучения новой темы проводится первичный контроль полученных знаний обучающихся.


IX. Итог урока (1 мин.)

Назовите мне тему нашего сегодняшнего урока и цель его.

Достигли ли вы цели урока?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое значение имеет для вас эта информация?

- Подведение итогов, оценки за урок..

А остальные ребята получат отметки после проверки работ.

- поблагодарить учащихся за работу на уроке.


X. Домашнее задание (1 мин.)


§ 47 стр. 208-211, выписать в тетрадь значение растений семейства Крестоцветных в природе и жизни человека. Выполнить мини-проект: «Знакомые незнакомцы», выбрав и отразив лечебные свойства растения семейства Крестоцветные для проекта «Лечебный огород».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!