СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Механическая работа. Мощность. Механическая энергия и ее виды. Закон сохранения энергии в механике».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 10 классе,на котором повторение понятий «механическая работа», «мощность», «энергия», изучение закона сохранения энергии, применение приобретенных умении для описания преобразования энергии при движении тел

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Механическая работа. Мощность. Механическая энергия и ее виды. Закон сохранения энергии в механике».»


10 класс

Тема урока: «Механическая работа. Мощность. Механическая энергия и ее виды. Закон сохранения энергии в механике».

Цель: повторение понятий «механическая работа», «мощность», «энергия», изучение закона сохранения энергии, применение приобретенных умении для описания преобразования энергии при движении тел

Задачи:

Обучающие: формировать умения, обеспечивающих самостоятельное успешное применение формул, определений и закона к решению задач

Развивающие: продолжить формирование умения анализировать и делать выводы; продолжить формирование навыков применения полученных знаний для решения задач.

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, стремления к глубокому освоению теоретических и практических знаний, системы взглядов на мир.

Предполагаемые результаты:

Личностные: формирование познавательной мотивации к учению.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно распределять и контролировать своё время.

Коммуникативные:

построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальный опрос, объяснение, беседа, индивидуальная.

Оборудование: шарик, подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность.

Дидактический материал: технологическая карточка - задания

Ход урока

1.Организационный момент (1-2 мин.): проверка отсутствующих.

Взаимные приветствия учителя и учащихся;

Фиксация отсутствующих; (отметить отсутствующих)

Организация внимания и внутренней готовности.

Сегодня на уроке закрепим понятия, о котором вы узнали в 9 классе(механическая работа, мощность, механическая энергия) и раскроем в ходе урока, смысл закона сохранения энергии и преобразования энергии из одного вида в другой.

Для того, чтобы сформулировать цель нашего урока, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке. Сегодня мы работаем в тетрадях и с технологической картой.

II. Повторение раннее изученного материала. Нужно заполнить пустые строки таблицы(2б)

Название

Единица измерения СИ

Формулы

Сила тяжести

H

Fтяж=…

Сила упругости


… = - k x

Сила трения


Fтр = …mg

Импульс тела


p=…*v

Импульс силы

H*c

∆p=…*∆t

Закон сохранения импульса для неупругого удара

-

Постарайтесь выполнить это задание за 3 минуты. Взаимопроверка в парах

III. Объяснение нового материала и решение задач. Тему урока записали, прочитали. Как вы думаете какие у нас цели урока?

То, что понимают под мех. работой – не то, что мы понимаем по работой в жизни. Мы работаем – решаем задачи (с точки зрения физики работа не совершается)

Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения точки приложения силы и косинуса угла между ними.

А=FScos; [A]=1Дж

N


S

Fnnnmnmm

Fгя



Fтyyyyyyттяжтяж



Выполнение задания на определения работы силы тяжести. Выбрать правильный ответ.(2б)

1.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально влево

А0, AA=0

2.Подъемный кран опускает плиту вниз

А0, A

3.Подъемный кран поднимает плиту вверх

А0, A, A=0

4.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально вправо

А0, AA=0

Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы?(Одинаковую)В чем отличие от работы ,которую выполнит экскаватор и человек?(в затраченном времени)

Мощность – отношение работы к интервалу времени, за который эта работа совершена.

N=A/t N= FScos/t= Fvcos [N] =1Вт

Решить задачу(3б)

Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу в 10 кН. За 10 мин он проходит путь 1,2 км. Определить мощность, развиваемую трактором.

Дано СИ Решение

F=10кH 10000Н

t=10мин 600с

S=1,2км 1200м

N-? N=A/t=FS/t=10000H 1200м/600с=20000Вт Ответ: 20000Вт

Вы знаете, что механическая энергия – это способность тела совершать механическую работу. В жизни тоже видим связь энергии и работы. Есть энергия (отдохнули ,поспали, поели) можем совершить работу. Е-энергия

Полная механическая энергия равна сумме кинетической и потенциальной.


Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

определение

– это энергия, которой обладает тела вследствие своего движения.


– это энергия, которая определяется взаимным расположением тел или частей одного тела.

формула

Ек= mv2/2.


Еп = mgh, Еп = kx2/2.

пример

Например, летящая птица, пуля, выпущенная из ружья, ветер обладают кинетической энергией.

Например, вода, поднятая и удерживаемая плотиной, сжатая или растянутая пружина.

зависит

Она зависит от скорости, ее изменение равно работе, совершенной силой, действующей на тело.

Она является характеристикой состояния тела, на которое действуют потенциальные силы (сила тяжести и сила упругости).

физический смысл

Следовательно, А= ∆Ек или А=Ек2- Ек1 = mv22/2- mv12/2.

Ее изменение связанно с работой потенциальных сил, иначе говоря, А=-∆Еп ,т.е. А=- (Еп2- Еп1) = - (mgh2- mgh1) или А= - (kx22/2 – kx12/2).

Знак «минус», стоящий перед уравнением, означает, что при положительной работе силы тяжести, т.е. когда тело падает, эта энергия уменьшается, и наоборот.

Механическая работа – это мера изменения энергии, в этом и заключается ее физический смысл. , А=∆ Ек или А=-∆Еп

Выполняем задание

Наименьшую потенциальную энергию относительно поверхности земли имеет тело (обвести)(1б)

Энергия, как и импульс, обладает свойством сохранения. В замкнутой системе взаимодействующие тела могут обладать одновременно кинетической и потенциальной энергиями.

Энергия в природе не исчезает и не появляется из ничего, а только превращается из одного вида в другой.

Закон сохранения энергии: Полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения и упругости, остается неизменной Еполн=Ек+Еп=const. Пример: натянута тетива лука имеет потенциальную энергия, которая преобразуется в кинетическую энергию стрелы.

Запомнил ли ты единицы измерения физических величин? Установи соответствие(1б)

Ек

Дж

А

Вт

N

кг*м/с

p

Дж

Демонстрация. Оборудование: шарик подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность.


Учащиеся выполняют тест, затем проверяют друг у друга и сверяют ответы, написанные на доске.(3б)

Тест. Закон сохранения энергии в механике

1. Закон сохранения энергии записывается следующим образом:

А) A=mgh2 - mgh1

Б) A= mv22/2 – mv12/2

В) Е =Екп=const

Г) m1V1 + m2V2= m1V3 + m2V4

Д) F∆t= m1V1 - m2V2

2.

Парашютист спускается с постоянной скоростью. Kaкие преобразования энергии при этом происходят?

А. Потенциальная энергия парашютиста преобразуется полностью в его кинетическую энергию

Б. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется в его потенциальную энергию

В. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется во внутреннюю энергию парашютиста и воздуха

Г. Энергия взаимодействия парашютиста с Землей преобразуется во внутреннюю энергию взаимодействующих тел из-за сил сопротивления воздуха

3.Пуля вылетает из пружинного пистолета вертикально вверх. Какие превращения энергии происходят

А. Потенциальная энергия пули преобразуется полностью в её кинетическую энергию

Б. Кинетическая энергия пули полностью преобразуется в её потенциальную энергию

В. Потенциальная энергия пружины превратилась в потенциальную энергию пули

Г. Кинетическая энергия пули преобразуется в потенциальную энергию пружины


Ответы

1.в

2 а

3. в


V. Итог урока (2 мин.): обобщение урока.


VI. Домашнее задание (2 мин.): выставление и комментирование оценок, инструктаж по домашней работе: прочитать параграф § 40-43 с.145 А1-А5



































Технологическая карта

1.Нужно заполнить пустые строки таблицы (2б)

Название

Единица измерения СИ

Формулы

Сила тяжести

H

Fтяж=…

Сила упругости


… = - k x

Сила трения


Fтр = …mg

Импульс тела


p=…*v

Импульс силы

H*c

∆p=…*∆t

Закон сохранения импульса для неупругого удара

-


2. Выполнение задания на определения работы силы тяжести. Выбрать правильный ответ.(2б)

1.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально влево

А0, A

2.Подъемный кран опускает плиту вниз

А0, A

3.Подъемный кран поднимает плиту вверх

А0, A

4.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально вправо

А0, A

3. Решить задачу(3б)

Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу в 10 кН. За 10 мин он проходит путь 1,2 км. Определить мощность, развиваемую трактором.

Дано СИ Решение

F=10кH

t=10мин

S=1,2км

N-? Ответ:


4.Наименьшую потенциальную энергию относительно поверхности земли имеет тело (обвести)(1б)

m=2кг

m=4кг


m=3кг


8ммммммм

m=5кг


2ммммммм

6ммммммм

3ммммммм




1 2 3 4

5. Запомнил ли ты единицы измерения физических величин? Установи соответствие(1б)

Ек

Дж

А

Вт

N

кг*м/с

p

Дж

6. Тест. Закон сохранения энергии в механике(3б)

1. Закон сохранения энергии записывается следующим образом:

А) A=mgh2 - mgh1

Б) A= mv22/2 – mv12/2

В) Е =Екп=const

Г) m1V1 + m2V2= m1V3 + m2V4

Д) F∆t= m1V1 - m2V2

2. Парашютист спускается с постоянной скоростью. Kaкие преобразования энергии при этом происходят?

А. Потенциальная энергия парашютиста преобразуется полностью в его кинетическую энергию

Б. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется в его потенциальную энергию

В. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется во внутреннюю энергию парашютиста и воздуха

Г.Энергия взаимодействия парашютиста с Землей преобразуется во внутреннюю энергию взаимодействующих тел из-за сил сопротивления воздуха

3.Пуля вылетает из пружинного пистолета вертикально вверх. Какие превращения энергии происходят

А. Потенциальная энергия пули преобразуется полностью в её кинетическую энергию

Б. Кинетическая энергия пули полностью преобразуется в её потенциальную энергию

В. Потенциальная энергия пружины превратилась в потенциальную энергию пули

Г. Кинетическая энергия пули преобразуется в потенциальную энергию пружины

Итого


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!