10 класс
Тема урока: «Механическая работа. Мощность. Механическая энергия и ее виды. Закон сохранения энергии в механике».
Цель: повторение понятий «механическая работа», «мощность», «энергия», изучение закона сохранения энергии, применение приобретенных умении для описания преобразования энергии при движении тел
Задачи:
Обучающие: формировать умения, обеспечивающих самостоятельное успешное применение формул, определений и закона к решению задач
Развивающие: продолжить формирование умения анализировать и делать выводы; продолжить формирование навыков применения полученных знаний для решения задач.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, стремления к глубокому освоению теоретических и практических знаний, системы взглядов на мир.
Предполагаемые результаты:
Личностные: формирование познавательной мотивации к учению.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно распределять и контролировать своё время.
Коммуникативные:
построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальный опрос, объяснение, беседа, индивидуальная.
Оборудование: шарик, подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность.
Дидактический материал: технологическая карточка - задания
Ход урока
1.Организационный момент (1-2 мин.): проверка отсутствующих.
Взаимные приветствия учителя и учащихся;
Фиксация отсутствующих; (отметить отсутствующих)
Организация внимания и внутренней готовности.
Сегодня на уроке закрепим понятия, о котором вы узнали в 9 классе(механическая работа, мощность, механическая энергия) и раскроем в ходе урока, смысл закона сохранения энергии и преобразования энергии из одного вида в другой.
Для того, чтобы сформулировать цель нашего урока, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке. Сегодня мы работаем в тетрадях и с технологической картой.
II. Повторение раннее изученного материала. Нужно заполнить пустые строки таблицы(2б)
Название | Единица измерения СИ | Формулы |
Сила тяжести | H | Fтяж=… |
Сила упругости | | … = - k x |
Сила трения | | Fтр = …mg |
Импульс тела | | p=…*v |
Импульс силы | H*c | ∆p=…*∆t |
Закон сохранения импульса для неупругого удара | - | … |
Постарайтесь выполнить это задание за 3 минуты. Взаимопроверка в парах
III. Объяснение нового материала и решение задач. Тему урока записали, прочитали. Как вы думаете какие у нас цели урока?
То, что понимают под мех. работой – не то, что мы понимаем по работой в жизни. Мы работаем – решаем задачи (с точки зрения физики работа не совершается)
Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения точки приложения силы и косинуса угла между ними.
А=FScos; [A]=1Дж
N

S
Fnnnmnmm
Fгя







Fтyyyyyyттяжтяж

Выполнение задания на определения работы силы тяжести. Выбрать правильный ответ.(2б)
1.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально влево | А0, AA=0 |
2.Подъемный кран опускает плиту вниз | А0, A |
3.Подъемный кран поднимает плиту вверх | А0, A, A=0 |
4.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально вправо | А0, AA=0 |
Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы?(Одинаковую)В чем отличие от работы ,которую выполнит экскаватор и человек?(в затраченном времени)
Мощность – отношение работы к интервалу времени, за который эта работа совершена.
N=A/t N= FScos/t= Fvcos [N] =1Вт
Решить задачу(3б)
Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу в 10 кН. За 10 мин он проходит путь 1,2 км. Определить мощность, развиваемую трактором.
![]()
Дано СИ Решение
F=10кH 10000Н
t=10мин 600с
S=1,2км 1200м
N-? N=A/t=FS/t=10000H 1200м/600с=20000Вт Ответ: 20000Вт
Вы знаете, что механическая энергия – это способность тела совершать механическую работу. В жизни тоже видим связь энергии и работы. Есть энергия (отдохнули ,поспали, поели) можем совершить работу. Е-энергия
Полная механическая энергия равна сумме кинетической и потенциальной.
| Кинетическая энергия | Потенциальная энергия |
определение | – это энергия, которой обладает тела вследствие своего движения. | – это энергия, которая определяется взаимным расположением тел или частей одного тела. |
формула | Ек= mv2/2. | Еп = mgh, Еп = kx2/2. |
пример | Например, летящая птица, пуля, выпущенная из ружья, ветер обладают кинетической энергией. | Например, вода, поднятая и удерживаемая плотиной, сжатая или растянутая пружина. |
зависит | Она зависит от скорости, ее изменение равно работе, совершенной силой, действующей на тело. | Она является характеристикой состояния тела, на которое действуют потенциальные силы (сила тяжести и сила упругости). |
физический смысл | Следовательно, А= ∆Ек или А=Ек2- Ек1 = mv22/2- mv12/2. | Ее изменение связанно с работой потенциальных сил, иначе говоря, А=-∆Еп ,т.е. А=- (Еп2- Еп1) = - (mgh2- mgh1) или А= - (kx22/2 – kx12/2). |
Знак «минус», стоящий перед уравнением, означает, что при положительной работе силы тяжести, т.е. когда тело падает, эта энергия уменьшается, и наоборот.
Механическая работа – это мера изменения энергии, в этом и заключается ее физический смысл. , А=∆ Ек или А=-∆Еп
Выполняем задание
Наименьшую потенциальную энергию относительно поверхности земли имеет тело (обвести)(1б)

Энергия, как и импульс, обладает свойством сохранения. В замкнутой системе взаимодействующие тела могут обладать одновременно кинетической и потенциальной энергиями.
Энергия в природе не исчезает и не появляется из ничего, а только превращается из одного вида в другой.
Закон сохранения энергии: Полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения и упругости, остается неизменной Еполн=Ек+Еп=const. Пример: натянута тетива лука имеет потенциальную энергия, которая преобразуется в кинетическую энергию стрелы.
Запомнил ли ты единицы измерения физических величин? Установи соответствие(1б)
Демонстрация. Оборудование: шарик подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность.
Учащиеся выполняют тест, затем проверяют друг у друга и сверяют ответы, написанные на доске.(3б)
Тест. Закон сохранения энергии в механике
1. Закон сохранения энергии записывается следующим образом:
А) A=mgh2 - mgh1
Б) A= mv22/2 – mv12/2
В) Е =Ек+Еп=const
Г) m1V1 + m2V2= m1V3 + m2V4
Д) F∆t= m1V1 - m2V2
2.
Парашютист спускается с постоянной скоростью. Kaкие преобразования энергии при этом происходят?
А. Потенциальная энергия парашютиста преобразуется полностью в его кинетическую энергию
Б. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется в его потенциальную энергию
В. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется во внутреннюю энергию парашютиста и воздуха
Г. Энергия взаимодействия парашютиста с Землей преобразуется во внутреннюю энергию взаимодействующих тел из-за сил сопротивления воздуха
3.Пуля вылетает из пружинного пистолета вертикально вверх. Какие превращения энергии происходят
А. Потенциальная энергия пули преобразуется полностью в её кинетическую энергию
Б. Кинетическая энергия пули полностью преобразуется в её потенциальную энергию
В. Потенциальная энергия пружины превратилась в потенциальную энергию пули
Г. Кинетическая энергия пули преобразуется в потенциальную энергию пружины
V. Итог урока (2 мин.): обобщение урока.
VI. Домашнее задание (2 мин.): выставление и комментирование оценок, инструктаж по домашней работе: прочитать параграф § 40-43 с.145 А1-А5
Технологическая карта
1.Нужно заполнить пустые строки таблицы (2б)

Название | Единица измерения СИ | Формулы |
Сила тяжести | H | Fтяж=… |
Сила упругости | | … = - k x |
Сила трения | | Fтр = …mg |
Импульс тела | | p=…*v |
Импульс силы | H*c | ∆p=…*∆t |
Закон сохранения импульса для неупругого удара | - | … |
2. Выполнение задания на определения работы силы тяжести. Выбрать правильный ответ.(2б) 1.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально влево | А0, A |
2.Подъемный кран опускает плиту вниз | А0, A |
3.Подъемный кран поднимает плиту вверх | А0, A |
4.Подъемный кран перемещает плиту горизонтально вправо | А0, A |
3. Решить задачу(3б)
Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу в 10 кН. За 10 мин он проходит путь 1,2 км. Определить мощность, развиваемую трактором.
![]()
Дано СИ Решение
F=10кH
t=10мин
S=1,2км
N-? Ответ:
4.Наименьшую потенциальную энергию относительно поверхности земли имеет тело (обвести)(1б)
m=2кг
m=4кг
m=3кг
8ммммммм
m=5кг
2ммммммм
6ммммммм
3ммммммм

1 2 3 4
5. Запомнил ли ты единицы измерения физических величин? Установи соответствие(1б)
Ек | Дж |
А | Вт |
N | кг*м/с |
p | Дж |
6. Тест. Закон сохранения энергии в механике(3б)
1. Закон сохранения энергии записывается следующим образом:
А) A=mgh2 - mgh1
Б) A= mv22/2 – mv12/2
В) Е =Ек+Еп=const
Г) m1V1 + m2V2= m1V3 + m2V4
Д) F∆t= m1V1 - m2V2
2. Парашютист спускается с постоянной скоростью. Kaкие преобразования энергии при этом происходят?
А. Потенциальная энергия парашютиста преобразуется полностью в его кинетическую энергию
Б. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется в его потенциальную энергию
В. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется во внутреннюю энергию парашютиста и воздуха
Г.Энергия взаимодействия парашютиста с Землей преобразуется во внутреннюю энергию взаимодействующих тел из-за сил сопротивления воздуха
3.Пуля вылетает из пружинного пистолета вертикально вверх. Какие превращения энергии происходят
А. Потенциальная энергия пули преобразуется полностью в её кинетическую энергию
Б. Кинетическая энергия пули полностью преобразуется в её потенциальную энергию
В. Потенциальная энергия пружины превратилась в потенциальную энергию пули
Г. Кинетическая энергия пули преобразуется в потенциальную энергию пружины
Итого