СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Минеральные ресурсы. География 8 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: Минеральные ресурсы. География 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Минеральные ресурсы. География 8 класс.»

Урок географии

8 класс

(Слайд 1).

Тема: Минеральные ресурсы России

Цель урока: рассмотреть основную территорию размещения МР, выделить главные районы их размещения в России, выявить экологические проблемы добычи МР.

УУД:

Предметные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Межпредметные: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Личностные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока  

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

(Слайд 2).

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ, поваренная соль и золото на самом деле очень близки между собой. Называются они, также как и многие другие вещества, полезными ископаемыми.

(Слайд 3).

Диалог с детьми. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные - потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» со слайда записать в тетрадь.

(Слайд 4).

Полезные ископаемые - это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после переработки.

Работа по группам. Первое задание, каждая группа дает объяснение, какая группа ПИ представлена у них в раздаточном материале.

Учитель. По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

(Слайд 5).

I.     Горючие, или топливные, - уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические - руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические - строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

(Слайд 6).

Учитель. Итак, мы теперь имеем сведения об основных группах полезных ископаемых. А сейчас ребята, чтобы выполнить работу с картами и разобраться в важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых, мы должны иметь представление, что такое месторождения полезных ископаемых и их бассейны.

Скопления полезных ископаемых в достаточном для добычи количестве называется месторождением.

Бассейн – это близко расположенные месторождения одного и того же полезного ископаемого.

(Слайд 7).

Задания по группам.

1)   Определите основные месторождения угля, нефти и природного газа.

2)   Определите размещение месторождений железных руд, полиметал­лических руд и золота.

3)   Определите основные месторождения строительных материалов, драго­ценных камней.

Работа у доски с картой (расстановка значков ПИ)

Учитель. Мы с вами определили основные месторождения и бассейны некоторых видов полезных ископаемых на территории нашей страны. И мы увидели, что месторождения полезных ископаемых крайне неравномерно расположены. Существуют участки земной поверхности богатые полезными ископаемыми, а есть бедные ими.

Учитель. В ходе добычи и переработки полезных ископаемых происходит большой геологический круговорот, в который вовлекаются различные системы. Вследствие этого оказывается большое воздействие на экологию региона добычи, и такое воздействие влечет за собой негативные последствия.

Работа с раздаточным текстом.

«Экологические проблемы добычи полезных ископаемых».

(Слайд 8-12)

Учитель. Запасы любого из полезных ископаемых ограничены. И уже сейчас наша цивилизация испытывает недостаток многих его видов.

Во второй половине ХХ века населением нашей планеты было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. А весь этот процесс связан и в нашей стране с множеством экологических проблем, главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения.

Масштабы добычи полезных ископаемых велики – в расчете на одного жителя Земли в год добывается до 20 тонн сырья, (Слайд 13) из которых менее 10% переходит в конечный продукт, а остальные 90% – отходы. Кроме того, при добыче происходит значительная потеря сырья примерно 30 – 50%, что говорит о неэкономности некоторых видов добычи, особенно открытого способа.

Домашнее задание.

Вопрос к классу:

(Слайд 14). Поэтому вам к следующему уроку предстоит разобраться, как решать эти экологические проблемы, стоит ли добывать полезные ископаемые?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!