Урок географии
8 класс
(Слайд 1).
Тема: Минеральные ресурсы России
Цель урока: рассмотреть основную территорию размещения МР, выделить главные районы их размещения в России, выявить экологические проблемы добычи МР.
УУД:
Предметные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Межпредметные: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Личностные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
(Слайд 2).
Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ, поваренная соль и золото на самом деле очень близки между собой. Называются они, также как и многие другие вещества, полезными ископаемыми.
(Слайд 3).
Диалог с детьми. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли. Полезные - потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Определение «полезные ископаемые» со слайда записать в тетрадь.
(Слайд 4).
Полезные ископаемые - это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после переработки.
Работа по группам. Первое задание, каждая группа дает объяснение, какая группа ПИ представлена у них в раздаточном материале.
Учитель. По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:
(Слайд 5).
I. Горючие, или топливные, - уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.
II. Металлические - руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.
III. Неметаллические - строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.
(Слайд 6).
Учитель. Итак, мы теперь имеем сведения об основных группах полезных ископаемых. А сейчас ребята, чтобы выполнить работу с картами и разобраться в важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых, мы должны иметь представление, что такое месторождения полезных ископаемых и их бассейны.
Скопления полезных ископаемых в достаточном для добычи количестве называется месторождением.
Бассейн – это близко расположенные месторождения одного и того же полезного ископаемого.
(Слайд 7).
Задания по группам.
1) Определите основные месторождения угля, нефти и природного газа.
2) Определите размещение месторождений железных руд, полиметаллических руд и золота.
3) Определите основные месторождения строительных материалов, драгоценных камней.
Работа у доски с картой (расстановка значков ПИ)
Учитель. Мы с вами определили основные месторождения и бассейны некоторых видов полезных ископаемых на территории нашей страны. И мы увидели, что месторождения полезных ископаемых крайне неравномерно расположены. Существуют участки земной поверхности богатые полезными ископаемыми, а есть бедные ими.
Учитель. В ходе добычи и переработки полезных ископаемых происходит большой геологический круговорот, в который вовлекаются различные системы. Вследствие этого оказывается большое воздействие на экологию региона добычи, и такое воздействие влечет за собой негативные последствия.
Работа с раздаточным текстом.
«Экологические проблемы добычи полезных ископаемых».
(Слайд 8-12)
Учитель. Запасы любого из полезных ископаемых ограничены. И уже сейчас наша цивилизация испытывает недостаток многих его видов.
Во второй половине ХХ века населением нашей планеты было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. А весь этот процесс связан и в нашей стране с множеством экологических проблем, главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения.
Масштабы добычи полезных ископаемых велики – в расчете на одного жителя Земли в год добывается до 20 тонн сырья, (Слайд 13) из которых менее 10% переходит в конечный продукт, а остальные 90% – отходы. Кроме того, при добыче происходит значительная потеря сырья примерно 30 – 50%, что говорит о неэкономности некоторых видов добычи, особенно открытого способа.
Домашнее задание.
Вопрос к классу:
(Слайд 14). Поэтому вам к следующему уроку предстоит разобраться, как решать эти экологические проблемы, стоит ли добывать полезные ископаемые?