СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс.  На уроке используются ИКТ, ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс»

8 класс. Урок географии.

Тема урока: «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

Цель урока:

сформировать знания о многообразии и главных особенностях размещения минеральных ресурсов России.

Задачи урока:

1. Учебно–познавательные:

сформировать понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление о многообразии полезных ископаемых России; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми;

2. Развивающие:

развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.

3. Воспитательные:

развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира, осуществлять экологическое воспитание.


Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с географическими картами для исследования;

предметные:

знать новые понятия, виды минеральных ресурсов, особенности размещение полезных ископаемых по территории России;

уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации.

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, самоконтроль.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.

коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.

Методы и методические приемы: словесные: беседа, диалог (на актуализацию знаний), объяснительно-иллюстративные (работа с географическими картами и цифровыми ресурсами), практические (заполнение таблицы), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, использование ЭОР.

Методы контроля – устный, тестовый, практический.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Оборудование:

электронная физическая карта России: http://maps-of-world.ru/russia/russia-fizmap.jpg .

ЭОР «Коллекция полезных ископаемых»:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.htm#i0878

Презентация «Минеральные ресурсы России».

ЭОР «Природно-ресурсный потенциал России»:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e08946ae-e4d7-45bc-be96-f682a5534bc8/015.swf



Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Особенности рельефа и геологическое строение территории России»

1. Рельеф России:

а) однообразен

б) разнообразен.

2. Общий уклон территории России на:

а) север

б) запад

в) восток.

3. Устойчивый, относительно выровненный участок Земли, которому в рельефе соответствуют равнины, называют:

  1. щитом

  2. платформой

  3. складчатой областью

  4. краевым прогибом.

4. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:

а) на берегу озера Эльтон

б) в Минусинской котловине

в) на берегу Каспийского моря

г) в Васюганских болотах.

5. Горы расположены на:

а) платформах

б) в складчатых поясах

в) плитах.

6. Крупнейший действующий вулкан России:

а) Ключевская сопка

б) Казбек

в) Кроноцкая Сопка

г) Шивелуч.

7. Самые высокие горы России:

а) Алтай

б) Кавказ

в) Саяны

г) Альпы.

8. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?

а) остров Сахалин

в) полуостров Таймыр

б) острова Новая Земля

г) Кольский полуостров.

9. Крупнейшее плоскогорье России:

а) Витимское

б) Среднесибирское

в) Анадырское.

10. Горы, расположенные в Южной Сибири:

а) Сихотэ-Алинь

б) Кавказ

в) Хибины

г) Саяны.

3. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке изучим многообразие полезных ископаемых России, их виды, особенности образования и размещения. Определим экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

4. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

(Подготовка к восприятию новой темы)

Вопрос учителя: «Знакомо вам понятие «полезные ископаемые»? (ответы обучающихся)

Вводная беседа о многообразии полезных ископаемых. Постановка проблемного вопроса: «Как Вы думаете, сколько существует видов полезных ископаемых»?

Используется цифровой ресурс «Коллекция полезных ископаемых».

5. Получение новых знаний.

Цель этапа: изучить новые понятия, виды минеральных ресурсов и особенности их размещения, способы добычи полезных ископаемых; работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи, определять причинно-следственные связи, совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.

Введение в тему. (беседа). Используется презентация «Минеральные ресурсы России».

Вопрос: Полезные ископаемые, что это такое?

Формулировка определения. (Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию).

«Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве».

Месторождение - это скопление полезных ископаемых.

Бассейн - это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Как распределяются полезные ископаемые по территории России? (работа с тектонической картой России).

Полезные ископаемые делятся по особенностям образования на рудные (магматические), метаморфические, осадочные, последняя группа, в свою очередь, делится еще на три группы- горючие, строительные и химическое сырье.

Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные, также встречаются полезные ископаемые метаморфического происхождения (железистые кварциты, мрамор). Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.

Закономерности размещения полезных ископаемых.

На схеме (в презентации) рассмотрим особенности образования магматических и осадочных полезных ископаемых.

Какие полезные ископаемые размещены в горах, а какие на равнинах? (ответы обучающихся с использованием схемы).

Экологические проблемы при добыче полезных ископаемых.

Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.

6. Закрепление полученных знаний.

Цель этапа: уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение рационально оформлять записи в тетради.

Выполнение практической работы «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

Учитель объясняет цель работы и ход работы.

Эта работа позволяет закрепить полученные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тектонического строения земной коры.

Используется цифровой ресурс «Природно-ресурсный потенциал России», тектоническая карта России.

Задание: заполните таблицу

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Восточно-Европейская ________


Северо-запад Восточно-Европейский равнины

Балтийский ______


Западно-Сибирская равнина

Сибирская _______


Горы Кавказа

___ область



Вывод: Для платформ наиболее характерны ископаемые ________ происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения _________ ископаемых, также наличие _________ месторождений приурочены к щитам. (Вставьте пропущенные слова)


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Решить кроссворд «Полезные ископаемые»

1. Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в бензин.

2. Полезное ископаемое, состоящее из раковин умерших морских животных.

3. Полезное ископаемое, которое добывают шахтёры.

4. Материал, из которого делают посуду.

5. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы.

6. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают помещения и готовят.

7. Профессия человека, отыскивающего места расположения полезных ископаемых.

8. Полезное ископаемое, которое состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

9. Место, где залегают полезные ископаемые.

8. Рефлексия.

Цель этапа: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Вопросы:

Что изучили на уроке?

От чего зависит размещение полезных ископаемых?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей