муниципальное общеобразовательное учреждение
«Запрудненская гимназия»
Конспект урока по математике 6 класс
«Наименьшее общее кратное»
Составитель: Ерменева Ирина Викторовна
(первая квалификационная категория)
Рабочий посёлок Запрудня
2019 г.
Наименьшее общее кратное
Цели: ввести понятия наименьшего общего кратного; формировать навык нахождения наименьшего общего кратного; отрабатывать навык решения задач алгебраическим способом; повторить среднее арифметическое.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа в группах (разделить класс на группы для повторения пройденного материала и создать проблемную ситуацию для изучения нового материала)
1 группа
-
Запишите все делители чисел 20 и 30. Подчеркните все общие делители.
-
Найдите НОД (24, 36).
-
Запишите числа кратные 2.
-
Запишите числа кратные 3.
-
Подчеркните все общие кратные чисел 2 и 3.
2 группа
-
Запишите все делители чисел 22 и 33. Подчеркните все общие делители.
-
Найдите НОД (15, 35).
-
Запишите числа кратные 5.
-
Запишите числа кратные 6.
-
Подчеркните все общие кратные чисел 5 и 6.
3 группа
-
Запишите все делители чисел 30 и 40. Подчеркните все общие делители.
-
Найдите НОД (28, 42).
-
Запишите числа кратные 7.
-
Запишите числа кратные 9.
-
Подчеркните все общие кратные чисел 7 и 9.
4 группа
-
Запишите все делители чисел 18 и 24. Подчеркните все общие делители.
-
Найдите НОД (33, 44).
-
Запишите числа кратные 3.
-
Запишите числа кратные 5.
-
Подчеркните все общие кратные чисел 3 и 5.
5 группа
-
Запишите все делители чисел 36 и 9. Подчеркните все общие делители.
-
Найдите НОД (12, 35).
-
Запишите числа кратные 2.
-
Запишите числа кратные 5.
-
Подчеркните все общие кратные чисел 2 и 5.
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы выясним, что такое наименьшее общее кратное чисел и как его находить.
VI. Изучение нового материала
(Задача у каждой группы на столе.)
— Прочитайте задачу.
От одной пристани к другой ходят два катера. Начинают работу одновременно в 8 ч утра. Первый катер на рейс туда и обратно тратит 2 ч, а второй — 3 ч.
Через какое наименьшее время оба катера опять окажутся на первой пристани, и сколько рейсов за это время сделает каждый катер?
Сколько раз за сутки эти катера встретятся на первой пристани, и в какое время это будет происходить?
Решение:
— Искомое время должно делиться без остатка и на 2, и на 3, то есть должно быть кратным числам 2 и 3.
— Запишем числа, кратные 2 и 3:
Числа, кратные 2: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24.
Числа, кратные 3: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24.
— Подчеркните общие кратные чисел 2 и 3.
— Назовите наименьшее кратное 2 и 3. (Наименьшее кратное — число 6.)
— Значит, через 6 ч после начала работы два катера одновременно окажутся на первой пристани.
— Сколько рейсов за это время сделает каждый катер? (1 – 3 рейса, 2 - 2 рейса.)
— Сколько раз за сутки эти катера встретятся на первой пристани? (4 раза.)
— В какое время это будет происходить? (В 14 ч, 20 ч, в 2 ч ночи, в 8 утра.)
Определение. Наименьшее натуральное число, которое делится на каждое изданных натуральных чисел, называется наименьшим общим кратным.
Обозначение: НОК (2; 3) = 6.
— Наименьшее общее кратное чисел можно найти и не выписывая подряд кратные чисел.
Для этого надо:
1. Разложить все числа на простые множители.
2. Написать разложение одного из чисел (лучше наибольшего).
3. Дополнить данное разложение теми множителями из разложения других чисел, которые не вошли в написанное разложение.
4. Вычислить полученное произведение.
— Найдите наименьшее общее кратное чисел:
а) 75 и 60; б) 180, 45 и 60; в) 12 и 35.
— Сначала надо проверить, не делится ли большее число на другие числа.
Если да, то большее число будет наименьшим общим кратным этих чисел.
— Затем определить, не являются ли данные числа взаимно простыми.
Если да, то наименьшим общим кратным будет произведение этих чисел.
а) 75 не делится на 60, и числа 75 и 60 не взаимно простые, тогда
— Лучше сразу записывать не разложение числа 75, а само это число.
б) Число 180 делится и на 45, и на 60, следовательно,
НОК (180; 45; 60)= 180.
в) Эти числа взаимно простые, значит, НОК (12; 35) = 420.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление материала
№ 188 стр. 36 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Найти НОК чисел 45 и 60.)
Решение:
45 = 3 · 3 · 5
60 = 2 · 5 · 2 · 3
НОК (45; 60) = 60 · 3 = 180, значит 180 м.
(Ответ: 180 м.)
№ 183 стр. 36 (у доски и в тетрадях).
— Найдите разложение на простые множители наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя чисел а и b.
а) НОК (а; в) = 3 · 5 · 7
НОД (а; в) = 5.
б) НОК (а; в) = 2 · 2 · 3 · 3 · 5 · 7
НОД (а; в) = 2 · 2 · 3.
2. № 184 (а, б) стр. 36 (с подробным комментированием).
— Расскажите, как удобнее считать.
а) НОК (а; b) = 2 · 3 · 3 · 3 · 5 · 2 · 5 = 2700.
б) Так как b делится на а, то НОК, будет само число b.
НОК (а; b) = 2 · 3 · 3 · 5 · 7 · 7 = 4410.
VII. Повторение изученного материала
№ 200 стр. 38 (самостоятельно).
— Как по-другому можно записать частное двух чисел? (В виде дроби.)
Решение:
VIII. Самостоятельная работа
— Записать промежуточные ответы.
1 команда№ 227 (а—в) стр. 45,
2 команда №191 (а – в) стр. 37.
3 команда № 158(а - в) стр. 32
4 команда № 258(а-в) стр. 49
5 команда №289 (а - в) стр. 55
IX. Подведение итогов урока
— Какое число называют общим кратным данных чисел?
— Какое число называют наименьшим общим кратным данных чисел?
— Как найти наименьшее общее кратное данных чисел?
Домашнее задание
№ 207 (а, б, найти НОД и НОК), № 209 стр. 38, № 211 (а) стр. 39