СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" в 5 классе VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока предназначен для учащихся 5 класса по предмету "Письмо и развитие речи". Тема урока "Одушевленные и шеодушевленные существительные

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" в 5 классе VIII вида»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат среднего общего образования» г. Тарко-Сале Пуровского района













Разработка урока по русскому языку

в 5 классе

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


Тема

«Одушевлённые и неодушевлённые существительные»










Автор: Новикова Эльвира Васильевна,

учитель русского языка и литературы














г. Тарко-Сале, 2019 г.

Цели:

1)формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные путем подстановки вопросов;

2) развивать познавательную активность учащихся;

3) повторить орфограммы в словах;

4) воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Проверка выполнения домашнего задания.

  1. Проверка знания правила об одушевленных и неодушевленных существительных.

  2. Фронтальный опрос (упражнение 241).


III. Закрепление темы.

–Вспомните, на какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? А на какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?


1. Работа в тетради.

-Я буду зачитывать вопросы, а вы должны записать ответы в две колонки:


КТО? ЧТО?


а) На лов отплывает рыбак на рассвете,

Когда ещё спят и хозяйка, и дети.

Кто отплывает на лов? (Рыбак).

б) Мы считаем: «Раз! Два!

В тундре выросла трава».

Что выросло в тундре? (трава).

в) Прибежала к нам лиса

Через реки и моря.

Кто к нам прибежал? (Лиса).

г) Прилетели в тундру утки,

позолоченные грудки…

Кто прилетел в тундру? (Утки)

д) Сильный северный олень

нас катает целый день.

Кто катает? (Олень).

е) Вышло солнце из-за туч,

Уронило яркий луч.

(Что вышло из-за туч? Что солнце уронило? (Солнце. Луч).

(Проверить правильность написанного).

  1. Работа с доской.

На доске записаны слова. Учащиеся первого варианта выписывают одушевленные существительные, второго варианта – неодушевленные.


Одушевленные Неодушевленные


Ягель, чум, комар, морошка, огонь, олень, болото, куропатка, мама, дым, рыба, тундра, береза, весло, лодка, утка, охота, малица, олененок.


(Проверка по вариантам цепочкой).

  1. Кроссворд.

- Вы видите кроссворд. Сейчас мы коллективно попробуем его решить. Я буду зачитывать загадки, а вы должны их отгадать. Тот, кто отгадает слово, выходит к доске и вписывает его в нужные клеточки.


1. Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик. (Стрекоза).

2. Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука).

3. Вот этот случай редкий –

на голове растут две ветки. (Олень).

4. Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел).

5. Приглядись: в лесу у пня

суета и беготня.

Не умеют здесь лениться,

Строит город вся семья. (Муравьи).

6.Что за зверь лесной встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц).



1

Т












2

У





3



Н





4Д










5


Р










6

А







-Ребята, на какие вопросы отвечают записанные нами слова? Какие это существительные?

V. Физминутка


VI. Диктант.

Мороз крепчал. Полная луна освещала лесную поляну. Охотник Степан возвращался домой. За спиной у него висел убитый заяц. Лыжи быстро скользили по мокрому снегу. Вдруг на поляну вышла рыжая лисица.


1) Задание: В каждом предложении найти грамматическую основу, над подлежащим указать, одушевленным или неодушевленным существительным оно выражено (одуш. или неодуш.)


2) Проверка диктанта.


VI. Игра-соревнование «Допиши словечко».

На коньках я мчусь вперед, Рыболову, вот так штука,

Под ногами крепкий … (лед). На крючок попала … (щука).


Щиплет уши, щиплет нос. Удивляется наш Сашка:

Но не страшен нам(мороз). -Блюдце есть, а где же …(чашка)?


Словно вихрь летит, спасаясь Может плавать целый день

От врага пугливый …(заяц). В ледяной воде …(тюлень).


Учащиеся записывают только последние слова, самостоятельно рифмуя его, надписывая над одушевленными существительными одуш., над неодушевленными – неодуш.

  • Проверка выполненного задания. Определение победителя.

.


VI. Итог урока

-Какие слова относятся к одушевленным существительным? Какие слова относятся к неодушевленным именам существительным?

-На какие вопросы они отвечают?


VII. Задание на дом



























Список использованной литературы



  1. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 -9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2004.


  1. В. В. Воронкова. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2005.


  1. Г. Александрова. Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник». Тригон, Санкт – Петербург, 199.


  1. Наш край: Контрольно – тренировочные работы на уроках русского языка/ Пособие для учителей ЯНАО. Изд. 3. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.


  1. Северные родники / Автор-составитель Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 448 с.


  1. Школа юного краеведа. 3 -4 классы: материалы к занятиям/ авт. – сост. К.А.Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007.