СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Опера-сказка". Закрепление материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 1 «А»

Тема урока: «Опера-сказка»

Тип урока:урок «открытия нового знания»

Цель:познакомиться с музыкальными сказками на примере опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  2. расширить представление о музыкальной культуре своей Родины.

 

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. овладевать начальными сведениями о сущности музыкальных понятий в соответствии с содержанием урока;

2. формировать эмоционально осознанное отношение к музыкальному искусству;

3. формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

 

направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

2. иметь представление об операх-сказках.

 

Оснащение урока:

Музыкальный ряд:

«Апрель» (сл.Ермолова А.)

 

Зрительный ряд:портрет Н. Римского-Корсакова, видеофрагменты из оперы «Садко» «Заиграйте, мои гусельки», ариозо «Снегурочка», «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

 

Материалы для учащихся: слова песни «Всё о той весне», раскраски, картонные гусли

Материалы для учителя (оборудование):презентация,  технологическая карта

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Опера-сказка". Закрепление материала»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ


Класс: 1 «А»

Тема урока: «Опера-сказка»

Тип урока:урок «открытия нового знания»

Цель:познакомиться с музыкальными сказками на примере опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  2. расширить представление о музыкальной культуре своей Родины.


направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. овладевать начальными сведениями о сущности музыкальных понятий в соответствии с содержанием урока;

2. формировать эмоционально осознанное отношение к музыкальному искусству;

3. формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.


направленные на достижение предметных результатов обучения:

1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

2. иметь представление об операх-сказках.


Оснащение урока:

Музыкальный ряд:

«Апрель» (сл.Ермолова А.)


Зрительный ряд:портрет Н. Римского-Корсакова, видеофрагменты из оперы «Садко» «Заиграйте, мои гусельки», ариозо «Снегурочка», «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».


Материалы для учащихся: слова песни «Всё о той весне», раскраски, картонные гусли

Материалы для учителя (оборудование):презентация, технологическая карта

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивацияк учебной деятельности


- Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Олеговна, сегодня я у вас проведу урок музыки.

Организует вход под песню «Апрель» (сл.Ермолова).

Проводит беседу о весне.





Входят в класс под музыкальное сопровождение. Вспоминают песню.

Участвует в беседе.

ЛУУД: самоопределение

Использование игровой формы для организации учебной деятельности,

беседа

2. Актуализация опорных знаний

-Вот мы с вами прослушали произведение.

-Слышали вы его раньше?

- Что можете о нём сказать?

-Давайте исполним её (Приложение 1).

- Спасибо за хорошее исполнение.

-Да


-Мы выучили эту песню «Апрель» на прошлом уроке.

Исполняют песню «Апрель»

ПУУД: структурирование знаний

Повторение

Метод вокального развития

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание




























3.2. Открытие нового знания
































3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)



























3.2.2. Музыкально-ритмические движения















3.2.3. Творческое задание


3.2.4. Вокально-хоровая работа



3.1.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Чтобы узнать в какое интересное место я хочу вас пригласить, ответьте мне на несколько вопросов.

-Кто из вас любит читать сказки?

-Какие сказки вы читали?

А теперь отгадайте загадку и попробуйте догадаться, куда я вас хочу пригласить. 
В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут?

-А кто знает, что такое опера?




- Где можно увидеть оперу?

А вы знаете в чем различия театра и музыкального театра?




А откуда же композиторы берут сюжет для опер?

-


-Как вы думаете, о чем на уроке будет идти речь?

3.2. Давайте разберёмся, кто участвует в оперном представлении.

К опере и балету есть музыкальное вступление оно называется увертюра.

Главные герои в опере называются солисты

Песню, которую исполняют солисты называется ария. В ней солист передает все свои личные переживания.

Арией еще иногда композиторы называют инструментальное произведение, так как оно по характеру схоже с вокальной. Она певуча спокойна.

Ариозо – небольшая песня главного героя.

Так же используется в опере вокальный номер, хор.

Хор – коллектив певцов

Чаще всего заканчивается спектакль хором.

Что вы видите на слайде?

- А что такое афиша?


Что мы можем из неё узнать?

- Молодцы, из неё мы можем узнать (показывая на слайд) название представления, авторов, героев, время начала, адрес.

3.2.1.-А как называется произведение,  с которыми мы сегодня познакомимся?

-Скажите, вам знакомы эти название?

- А кто написал эти сказки?



-Где мы можем взять эти сказки, чтобы прочитать?

-Действительно, в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эти оперы? (Приложение 2)

Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.  Жанр – это вид спектакля. Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией –темой. Так, у каждого из героев есть своя тема(песня), которая рисует его музыкальный портрет.

Организует прослушивание отрывка из оперы «Садко» «Заиграйте, мои гусельки»

- Какая была музыка?


-В каком темпе исполнялась?

Объясняет ритмические движения.


Организует прослушивание ариозо из оперы «Снегурочка».

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена симфоническому оркестру, которыйслужит более полному раскрытию образов героев. Организует прослушивание «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

-О чем нам рассказывала музыка?

-Какие инструменты вы услышали?

3.2.3.Предлагает раскрасить героев из сказок.

3.2.4.-Какой великий праздник состоится в мае?

- Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата "9 Мая"?

Организует прослушивание песни «все о той весне»

-Кто напомнит слова?

-Вы уже познакомились с 1 куплетом и припевом «Всё о той весне». А сегодня бы выучим 2 куплет песни. (Приложение 3)








Ответы детей.








Опера.

- Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

-В музыкальном театре

- В музыкальном театре показывают оперы - музыкальные спектакли с оперным пением, а в обычном (драмтеатре) - просто спектакли, пьесы, разыгрываемые актёрами.

Сюжетами опер становятся всем известные с детства народные сказки и былины. Давайте узнаем знакомых героев.

-О опере и сказках

Слушают рассказ учителя.

Смотрят на слайд, знакомятся с новыми понятиями.
























-Афиша

- Объявление о спектакле, представлении.

- Как называется спектакль, кто автор, время начала, где проходит действие, кто участвует в представлении


3.2.1. – «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане».


Да, это сказки.


- А.Н. Островский «Снегурочка», «Садко»-былина А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

-В библиотеке


- Н. Римский-Корсаков













Смотрят видеофрагмент отрывок из оперы «Садко» «Заиграйте, мои гусельки»

-Веселая, задорная, бодрая, озорная, эмоциональная.

- Звучала в быстром темпе

Мальчики изображают игру на гуслях. Девушки танцуют.


Смотрят видеофрагменты и прослушивают отрывки из опер.












Раскрашивают героев опер.


-День Победы


Ответы детей.



Прослушивают песню.

Повторяют 1 куплет и припев песни «Всё о той весне». Разучивают 2 куплет. Поют песню полностью.

КУУД: умения выражать свои мысли, осознанно строить свои высказывания







ПУУД: структурирование знаний

КУУД:осознанно строить свои высказывания














РУУД: целеполагание

ПУУД: структурирование знаний, подведение под понятие






















ПУУД: структурирование знаний




























ПУУД: выделение необходимой информации





















ПУУД: самостоятельное решение проблемы творческого характера




ПУУД: структурирование знаний

Метод стимулирования занимательным материалом

Беседа






Создание проблемной ситуации,

Беседа


















Объяснение, беседа, рассказ
























Беседа


















Рассказ












Наглядно-слуховой метод



Беседа






Наглядно-слуховой метод












Творческое задание






Метод вокального развития

4. Рефлексия учебной деятельности

Подводит итог урока.

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

А как называется представление, на котором мы сегодня побывали?

А как называются оперы, с которыми мы познакомились?

-А кто их написал музыку к этим операм?

Давайте вспомним, как называется песня, которую мы сегодня выучили?

Рефлексия. Дети прикрепляют нотки на нотный стан, в соответствие, чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока. (Приложение 4)


- В музыкальном театре


-Опера-сказка



- Опера «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».

- Н. Римский-Корсаков


- «Всё о той весне»

РУУД: контроль

Беседа

















Приложение 1

Апрель

Спешит прохладная заря 
Листки сорвать с календаря,
И долгожданная весна
Природу будит ото сна,
И песню света дотемна
Поёт она.

Большой реки неспешный бег
Уносит вдаль последний снег.
Прозрачных капель хоровод
Несёт дождя водоворот,
Весна танцует и поёт, 
Апрель идёт.

Припев

Радостный и звенящий,
Ласковый и манящий,
Солнечный и блестящий,
Добрый и настоящий,
Свет неземной струится,
Всем озаряя лица, 
Тихо звенит хрустальная капель, -
Это в гости к нам спешит апрель! 


Весны прохлада за стеклом
Внезапно сменится теплом,
Веселья радостный поток 
Тоску прогонит за порог
В минуты грусти и тревог
В короткий срок.

И наполняют наши сны
Уже мелодии весны,
На струнах лиры нежно Лель
Выводит ласковую трель, 
Вдали поющая свирель
Зовёт апрель.

Припев (2 раза)

Приложение 2

Николай  Андреевич Римский-Корсаков -  композитор-сказочник:  большая  часть  творчества  написана  на  сказочный  сюжет - оперы «Сказка  о  царе  Салтане», «Снегурочка», «Садко»,  «Кащей Бессмертный», «Золотой  петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

 Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это  не удивительно:  с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Приложение 3

сл. и муз. Елены Плотниковой
О той весне

Кино идет, Воюет взвод.
Далекий год На пленке старой.
Нелегкий путь, Еще чуть-чуть
И догорят войны пожары.


Счастливый май, Любимый край,
Своих солдат встречай скорее…
От ран, обид Земля дрожит.
Теплом души ее согреем!

Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвети миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войныдомой вернулся...

В лихом бою, В чужом краю
Пусть берегутЛюбовь и вера,
Чтоб больше ихПришло живых –
И рядовых,И офицеров.
Придут весной,Как прадед мой,
И в дом роднойОткроют двери…
Я помню светДалеких лет.
В свою странуЯ буду верить!
Припев – 2 раза



Приложение 4.











2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!