СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Освоение Сибири и Дальнего Востока"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Освоение Сибири и Дальнего Востока", 8 класс УО (вариант1)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Освоение Сибири и Дальнего Востока"»

Урок 38

Тема: Освоение Сибири и Дальнего Востока

Цель:

- рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI – начале XVII в;

на примере походов С.И. Дежнева и Е.П. Хабарова, В.Пояркова показать, как шло освоение Сибири; показать различия в условиях жизни и общественном строе народов Сибири; дать сведения о том, что присоединение Сибири и Дальнего Востока значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать развивать умения работать с исторической картой;

- вызвать чувство восхищения смелостью первопроходцев, воспитывать чувство признательности и глубокого уважения к мужественным, самоотверженным людям, первым проложившим путь в неизведанные земли.


Оборудование: карточки с заданиями, историческая карта


Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

I. Организация класса

1) проверка готовности

2) эмоциональный настрой

II. Актуализация изученного

1) фронтальный опрос по теме "Смута", "Династия Романовых"

- Что означает термин - Смутное время?

- Кого называли самозванцами в ХVII веке?

- Кто хотел передать царский престол в Москве польскому королю?

- Какая опасность нависла над Российским государством?

- Кто освобождал русскую землю от захватчиков?

- Кого спас Иван Сусанин?

- Назовите имя первого царя из династии Романовых?

- Какое восстание произошло в годы царствования Алексея Михайловича

- Какие изменения произошли в русской православной церкви?

 III. Изучение нового материала

1)сообщение темы и цели урока

- Кто такой Иван Грозный?

- Давайте вспомним, какие земли были присоединены в годы царствования Ивана Грозного? (Казанское ханство, Астраханское ханство и в конце правления - Сибирское ханство)

-Кто покорил Сибирь? (Атаман Ермак)

- С кем воевал Ермак? (Воевал против хана Кучума, который вначале признавал себя подданным Москвы, но затем отказался платить ясак. И стал совершать набеги на уральские земли).

- Но даже после смерти Ермака в 1585году Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству и здесь появляются первые русские города: Тюмень 1586, Тобольск1587, Верхотурье 1598 и др.

- Итак после вторжения казачьего отряда Ермака на территорию Сибирского ханства, положило начало освоения Сибири.

- Но кто были следующие отважные землепроходцы в XVII веке, мы узнаем сегодня на уроке.

Итак, наш сегодняшний урок - мы посвятим путешествию по территории Сибири и Дальнего Востока.

Тема урока: "Освоение Сибири и Дальнего Востока".


2)сообщение нового материала, работа по карте

а) постановка проблемного вопроса

- Как вы думаете, кто отправлялся в эти неизведанные земли? (русские промышленные люди (купцы, охотники) продолжали посещать Сибирские земли, находящиеся за Уральским Камнем)

Один из богатых купцов Григорий Строганов, написал грамоту Ивану Грозному, в которой говорилось, что по обеим сторонам реки Камы, вдоль Уральских гор, есть не заселенные, пустынные, дикие места,  и просил у Великого царя дозволения добывать там соль, рубить лес, охранять границу. Царь выполнил просьбу Григория Строгонова. Затем сюда стали прибывать казаки, охотники, торговцы.

- Зачем отправлялись в далекие земли? (Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина соболя и лисиц – мягкая рухлядь, свободные земли, соль, древесина, леса богатые лекарственными травами, водилось много птиц ). Земля Сибири была богата залежами каменного угля, драгоценными камнями. В полноводных реках было множество рыбы.

б) географическое положение Сибири и Дальнего Востока

- Территория Сибири и Дальнего Востока была огромной. Сибирь расположена в северо- восточной Евразии. С запада - граничит с уральскими горами, восточная часть - это Дальний восток, на севере граничит с Северным Ледовитым океаном, юг граничит с Монголией и Китаем. Климат очень суровый. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали 50 градусов. Вся территория покрыта  тундровыми лесами. 

в) население Сибири

- Население Сибири было очень маленьким из - за тяжелых и суровых условий жизни в тундре и тайге. На берегах реки Обь проживали - ханты, манси; между р. Енисеем и рекой Леной проживали Эвенки; возле оз.Байкал - буряты; на реке Лена проживали якуты; на реке Амур - дауры; на полуострове Чукотка - чукчи, коряки. Народы эти были кочевыми. Жили они в чумах – легких шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чумы напоминают юрту. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.

Словарная работа: чум -это жилище сибирских кочевых народов.

Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Питались мясом оленей и диких зверей. Занимались оленеводством, охотой, рыболовством, собирательством. А когда русские переселялись в Сибирь здесь стали заниматься земледелием.

г) первопроходцы

Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают.

В 17 веке было предпринято несколько географических экспедиций, которые привели к новым открытиям в неведомых землях. Первопроходцы открывали новые земли.

Словарная работа: первопроходцы -это исследователи, первыми вступившие на новые земли.

Первопроходцем на Амур стал Василий Поярков. Он возглавил первую экспедицию на Амур. Три года продолжалась экспедиция Пояркова. Он вместе с товарищами на кораблях прошел всю реку от истока до устья. Участники экспедиции собрали ценнейшие сведения о природе и населении земель Приамурья.

Экспедицию в 1648 году из устья реки Колымы возглавил казак Семен Дежнев. Он вместе с товарищами проплыл на корабле в Тихий океан, обогнул Чукотку и открыл пролив между Азией и Америкой.

Через несколько лет в Приамурье отправилась еще одна экспедиция. Возглавил ее Ерофей Хабаров. Экспедиция Хабарова четыре года изучала жизнь, быт и традиции народов, населявших Приамурье. Изучили они и реку Амур, ее богатства и окружающую природу. После этого похода Ерофей Хабаров составил первую карту реки Амур.


Записывают в тетрадь:

Василий Поярков – река Амур.

Семен Дежнев – пролив между Азией и Америкой.

Ерофей Хабаров – река Амур.


Русские экспедиции не только исследовали северные земли и населявшие их народы. В результате этих экспедиций обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Российского государства. На Дальнем Востоке были построены новые города-остроги: Иркутск, Нерчинск, Якутск. А российская и мировая наука получила первые научные знания о Сибири и Дальнем Востоке. Появились новые географические карты. На них исчезли многие белые пятна.

Вопросы для беседы:

- В каком веке первопроходцы открывали новые земли?

- Назовите имена русских первопроходцев. (Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров)

-Как называлось жилище сибирских кочевых народов?(чум)

Задание 1.

Решите кроссворд: «Русские землепроходцы»








1












3






2




















По горизонтали:

1. Первопроходец, исследовавший Приамурье и составивший первую карту реки Амур.

2. Первопроходец, открывший пролив между Азией и Америкой.

По вертикали:

3. Казак, воевавший с Сибирским ханом.

4. Первопроходец, возглавивший первую экспедицию на Амур.












































Семён Дежнёв

Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску


 


 

1643-1646

Василий Поярков

русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.

 

 

 

1649-1653

Ерофей Хабаров

Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.

 В 1649-53 с отрядом людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем  оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. 













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!