7 класс
ИНФОРМАТИКА
УРОК № 27
Тема: Оценка количественных параметров текстовых документов.
Тип: урок изучения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – знание основых принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов.
Метапредметные – умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов.
Личностные – способность применять теоретические знания для решения практических задач.
Решаемые учебные задачи:
Рассмотрение основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод; американский стандартный код для обмена информацией).
Вычисление информационного объёма фрагментов текста.
Терминлогия и основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Кодовая таблица;
Восьмиразрядный двоичный код;
Алфавит;
Мощность алфавита;
Информационный объём текста.
Оборудование:
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки для самостоятельной работы и работы на уроке.
Электронное приложение к уроку:
Презентация.
Материал подготовил: Попов Дмитрий Сергеевич.
Дата урока: 08.04.2022.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.
II. Проверка домашнего задания
1) Учитель проверяет выполнение домашнего задания (берёт у 2 – 3 учащихся тетради).
2) Заслушиваются сообщения 2 учеников «О сетевых сервисах по компьютерному переводу и о технологии сканирующего листания».
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Фронтальный опрос
– Для чего применяются программы – переводчики?
– Что такое ABBYY FineReader?
– Что обеспечивают компьютерные словари?
– В чём суть технологии сканирующего листания?
2. Проведение самостоятельной работы
Работа на карточках
Фамилия, имя _____________________________________ Дата «____» _______________ 20___г. УПРАЖНЕНИЕ «Давайте вспомним!» Установите соответствие между названиями программ и их назначением. |
IV. Постановка темы и целей урока
– Как мы знаем, первые документы научились создавать ещё в глубокой древности. Только инструментами для создания таких документов были глиняные дощечки, камни, папирус. Потом появилась бумага. Сейчас же для создания документов нам нужен компьютер. Сегодня на уроке мы узнаем, как с помощью компьютерных программ можно оценивать количественные параметры текстовых документов, а также познакомимся с кодовыми таблицами. Запишите дату и тему урока: «Оценка количественных параметров текстовых документов».
Показ слайда 1 – 2.
V. Изучение нового материала
1. Рассказ о представлении текстовой информации в памяти компьютера.
Текст состоит ищ символов – цифр, букв, знаков препинания и так далее. Человек различает их по начертанию, а компьютер по их двоичному коду.
Показ слайда 3.
Мы уже знаем, что разрядность двоичного кода i и количество возможных кодовых комбинаций N связаны соотношением: 2i = N. Восьмиразрядный двоичный код позволяет получить 256 разных кодовых комбинаций: 28 = 256.
С помощью такого количества кодовых комбинаций можно закодировать все символы, расположенные на клавиатуре компьютера, – строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки, ряд управляющих символов, без которых невозможно создание текстового документа (т.е. удаление предыдущего символа, перевод строки, пробел и др.).
Соответствие между изображениями символов и кодами символов устанавливается с помощью кодовых таблиц.
Существуют международные стандарты кодирования символов. Кодовая таблица содержит коды для 256 различных символов, пронумерованных от 0 до 255. Первые 128 кодов во всех кодовых таблицах соответствуют одним и тем же символам:
Коды с номерами от 0 до 32 соответствуют управляющим символам;
Коды с номерами от 33 до 127 соответствуют изображаемым символам (латинским буквам, цифрам, знакам арифметических операций, знакам препинания).
Данные коды разработали в США и получили название ASCII – American Standart Code for Information Interchange, что в переводе означает – Американский стандартный код для обмена информацией.
Показ слайда 4.
– Посмотрите на таблицу. На ней представлен фрагмент кодировки ASCII.
Показ слайда 4( по второму щелчку показывавется таблица «Коды русских букв в разных кодировках») .
А теперь посмотрите на таблицу «Коды русских букв в разных кодировках».
Восьмиразрядные кодировки обладают одним серьёзным ограничением: количество различных кодов символов в этих кодировках недостаточно велико, чтобы можно было одновременно пользоваться более чем двумя языками. Для устранения этого ограничения был разработан новый стандарт кодирования символов, получивший название Unicode. В Unicode каждый символ кодируется шестнадцатиразрядным двоичным кодом. Такое количество разрядов позволяет закодировать 65 536 различных символов, т.к. 216 = 65 536.
Показ слайда 4( по третьему щелчку показывавется текст) .
2. Решение задач по теме: «Информационный объём фрагмента текста».
Показ слайда 5.
Давайте вспомним, что у информационного объёма сообщения, количества символов и у информационного веса символа алфавита есть обозначения:
I – информационный объём сообщения;
K – количество символов;
i – информационный вес символа алфавита.
Они взаимосвязны тем, что информационный объём сообщения равен произведению количества символов в сообщении на информационный вес символа алфавита. Исходя из этого мы выводим формулу → I = К ∙ i.
Показ слайда 6.
Задача 1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём высказывания Исаака Ньютона:
Все, что мы знаем - малая капля в океане незнания.
Решение. В данном тексте 50 символов (вместе с знаками препинания и пробелами). В условие сказано то, что каждый символ кодируется одним байтом. Исходя из этого, информационный объём всего текста – 50 байтов.
Ответ: 50 байтов.
Показ слайда 7.
Задача 2. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Можно ли определить информационный объём текста, если в этой кодировке 30 символов? Если да, то определите.
Решение. Можно. Для этого воспользуемся формулой I = К ∙ i. Подставляем значения в формулу и получаем I = 30 ∙ 2 = 60 байтов.
Ответ: 60 байтов.
Показ слайда 8.
Задача 3. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 8-битовом коде, в 16-битовую кодировку Unicode. При этом информационное сообщение увеличилось на 2048 байтов. Каков был информационный объём сообщения до перекодировки?
Решение. Информационный вес каждого символа в 16-битовой кодировке в два раза больше информационного веса символа в 8-битовой кодировке. Поэтому при перекодировании исходного блока информации из 8-битовой кодировки в 16-битовую его информационный объём должен был увеличиться вдвое, другими словами, на величину, равную исходному информационному объёму. Следовательно, информационный объём сообщения до перекодировки составлял 2048 байтов = 2 Кб. Ответ: 2 Кбайта.
Показ слайда 9.
Учащиеся записывают условие и краткое решение задачи из слайда 9.
VI. Закрепление изученного материала. Рефлексия учебной деятельности
Показ слайда 10.
Показ слайда 11.
В время показа слайда №11 учащиеся выполняют задания на двойных листочках, после чего сдают их учителю..
Показ слайда 12.
Учащиеся проверяют свой опорный конспект в тетрадях, и если надо, то дополняют его.
Учитель задаёт вопрос:
– Что сегодня нового вы узнали?
– Какое задание было интересно выполнять?
VII. Подведение итогов урока.
Показ слайда 13.
VIII. Домашнее задание
Приложение 1
7 КЛАСС ИНФОРМАТИКА !!!!!!! ДОМАШНЯЯ РАБОТА !!!!!!! \=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\ Фамилия, имя _____________________________________ Дата «____» _______________ 20___г. Задание 1 Закодируйте тексты в коде ASCII (кодовая таблица приведена на стр. 179 – 180 учебника). | УЧАЩИЕСЯ ВАРИАНТА 1 | УЧАЩИЕСЯ ВАРИАНТА 2 | Текст | ORANE | PHONE | Десятичный код | | | Двоичный код | | | Задание 2 Возле истинных высказываний поставьте «+», а возле ложныхвысказываний поставьте «–» . 1) Русские буквы в кодовой таблице КОИ-8 расположены в лексиграфическом порядке; 2) Русские буквы в кодовой таблице КОИ-8 расположены в порядке возрастания их кодов; 3) Русские буквы в кодовой таблице КОИ-8 расположены произвольно; 4) Десятичный код прописной буквы на 32 больше кода соответствующей строчной буквы; 5) Связи между кодами прописных и строчных букв не существует; 6) Десятичный код строчной буквы на 32 меньше соответствующей прописной буквы. Задание 3 Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите чему равен информационный объём следующего высказывания: Другому пожелаешь — себе получишь. Задание 4 В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите в этой кодировке информационный объём следующего высказывания Леонарда да Винчи: Где умирает надежда, там возникает пустота. Задание 5 В текстовом режиме экран монитора компьютера обычно разбивается на 25 строк по 80 символов в строке. Определите объём текстовой информации, занимающей весь экран монитора, в кодировке КОИ-8. |