СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Оценка количественных параметров текстовых документов» (Информатика, 7 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку находится по ссылке: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-informatiki-v-7-klasse-po-te.html

Также вы можете скачать конспект с презентацией в формате ZIP-папки по ссылке: https://imfourok.net/konspekt-uroka-s-prezentaciej-po-teme-ocenka-kolichestvennyh-parametrov-tekstovyh-dokumentov-informatika-7-klass-5798251.html

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Оценка количественных параметров текстовых документов» (Информатика, 7 класс)»

7 класс
ИНФОРМАТИКА
УРОК № 27

Тема: Оценка количественных параметров текстовых документов.

Тип: урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные – знание основых принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов.

  • Метапредметные – умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов.

  • Личностные – способность применять теоретические знания для решения практических задач.



Решаемые учебные задачи:

  • Рассмотрение основных принципов представления текстовой информации в компьютере (кодовые таблицы; примеры кодирования букв национальных алфавитов; представление о стандарте Юникод; американский стандартный код для обмена информацией).

  • Вычисление информационного объёма фрагментов текста.



Терминлогия и основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • Кодовая таблица;

  • Восьмиразрядный двоичный код;

  • Алфавит;

  • Мощность алфавита;

  • Информационный объём текста.

Оборудование:
ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки для самостоятельной работы и работы на уроке.

Электронное приложение к уроку:
Презентация.

Материал подготовил: Попов Дмитрий Сергеевич.

Дата урока: 08.04.2022.




ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.

II. Проверка домашнего задания

1) Учитель проверяет выполнение домашнего задания (берёт у 2 – 3 учащихся тетради).

2) Заслушиваются сообщения 2 учеников «О сетевых сервисах по компьютерному переводу и о технологии сканирующего листания».

III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Фронтальный опрос
– Для чего применяются программы – переводчики?
– Что такое ABBYY FineReader?
– Что обеспечивают компьютерные словари?
– В чём суть технологии сканирующего листания?
2. Проведение самостоятельной работы

Работа на карточках

Фамилия, имя _____________________________________
Дата
«____» _______________ 20___г.

УПРАЖНЕНИЕ «Давайте вспомним!»

Установите соответствие между названиями программ и их назначением.




IV. Постановка темы и целей урока
– Как мы знаем, первые документы научились создавать ещё в глубокой древности. Только инструментами для создания таких документов были глиняные дощечки, камни, папирус. Потом появилась бумага. Сейчас же для создания документов нам нужен компьютер. Сегодня на уроке мы узнаем, как с помощью компьютерных программ можно оценивать количественные параметры текстовых документов, а также познакомимся с кодовыми таблицами. Запишите дату и тему урока: «Оценка количественных параметров текстовых документов».

Показ слайда 1 – 2.

V. Изучение нового материала
1. Рассказ о представлении текстовой информации в памяти компьютера.

Текст состоит ищ символов – цифр, букв, знаков препинания и так далее. Человек различает их по начертанию, а компьютер по их двоичному коду.

Показ слайда 3.

Мы уже знаем, что разрядность двоичного кода i и количество возможных кодовых комбинаций N связаны соотношением: 2i = N. Восьмиразрядный двоичный код позволяет получить 256 разных кодовых комбинаций: 28 = 256.

С помощью такого количества кодовых комбинаций можно закодировать все символы, расположенные на клавиатуре компьютера, – строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки, ряд управляющих символов, без которых невозможно создание текстового документа (т.е. удаление предыдущего символа, перевод строки, пробел и др.).

Соответствие между изображениями символов и кодами символов устанавливается с помощью кодовых таблиц.

Существуют международные стандарты кодирования символов. Кодовая таблица содержит коды для 256 различных символов, пронумерованных от 0 до 255. Первые 128 кодов во всех кодовых таблицах соответствуют одним и тем же символам:

  • Коды с номерами от 0 до 32 соответствуют управляющим символам;

  • Коды с номерами от 33 до 127 соответствуют изображаемым символам (латинским буквам, цифрам, знакам арифметических операций, знакам препинания).

Данные коды разработали в США и получили название ASCII – American Standart Code for Information Interchange, что в переводе означает – Американский стандартный код для обмена информацией.

Показ слайда 4.

– Посмотрите на таблицу. На ней представлен фрагмент кодировки ASCII.

Показ слайда 4( по второму щелчку показывавется таблица «Коды русских букв в разных кодировках») .

А теперь посмотрите на таблицу «Коды русских букв в разных кодировках».

Восьмиразрядные кодировки обладают одним серьёзным ограничением: количество различных кодов символов в этих кодировках недостаточно велико, чтобы можно было одновременно пользоваться более чем двумя языками. Для устранения этого ограничения был разработан новый стандарт кодирования символов, получивший название Unicode. В Unicode каждый символ кодируется шестнадцатиразрядным двоичным кодом. Такое количество разрядов позволяет закодировать 65 536 различных символов, т.к. 216 = 65 536.

Показ слайда 4( по третьему щелчку показывавется текст) .

2. Решение задач по теме: «Информационный объём фрагмента текста».

Показ слайда 5.

Давайте вспомним, что у информационного объёма сообщения, количества символов и у информационного веса символа алфавита есть обозначения:
I – информационный объём сообщения;
K – количество символов;
i – информационный вес символа алфавита.
Они взаимосвязны тем, что информационный объём сообщения равен произведению количества символов в сообщении на информационный вес символа алфавита. Исходя из этого мы выводим формулу → I = К ∙ i.

Показ слайда 6.

Задача 1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём высказывания Исаака Ньютона:
Все, что мы знаем - малая капля в океане незнания.
Решение. В данном тексте 50 символов (вместе с знаками препинания и пробелами). В условие сказано то, что каждый символ кодируется одним байтом. Исходя из этого, информационный объём всего текста – 50 байтов.
Ответ: 50 байтов.

Показ слайда 7.

Задача 2. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Можно ли определить информационный объём текста, если в этой кодировке 30 символов? Если да, то определите.
Решение. Можно. Для этого воспользуемся формулой I = К ∙ i. Подставляем значения в формулу и получаем I = 30 ∙ 2 = 60 байтов.
Ответ: 60 байтов.

Показ слайда 8.

Задача 3. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 8-битовом коде, в 16-битовую кодировку Unicode. При этом информационное сообщение увеличилось на 2048 байтов. Каков был информационный объём сообщения до перекодировки?
Решение. Информационный вес каждого символа в 16-битовой кодировке в два раза больше информационного веса символа в 8-битовой кодировке. Поэтому при перекодировании исходного блока информации из 8-битовой кодировки в 16-битовую его информационный объём должен был увеличиться вдвое, другими словами, на величину, равную исходному информационному объёму. Следовательно, информационный объём сообщения до перекодировки составлял 2048 байтов = 2 Кб. Ответ: 2 Кбайта.

Показ слайда 9.

Учащиеся записывают условие и краткое решение задачи из слайда 9.

VI. Закрепление изученного материала. Рефлексия учебной деятельности

Показ слайда 10.

Показ слайда 11.
В время показа слайда №11 учащиеся выполняют задания на двойных листочках, после чего сдают их учителю..

Показ слайда 12.
Учащиеся проверяют свой опорный конспект в тетрадях, и если надо, то дополняют его.

Учитель задаёт вопрос:
– Что сегодня нового вы узнали?
– Какое задание было интересно выполнять?

VII. Подведение итогов урока.

Показ слайда 13.

VIII. Домашнее задание

  • Прочитать §4.6

  • Выполнить задания в тетради из карточки (приложение 1).











Приложение 1

7 КЛАСС
ИНФОРМАТИКА

!!!!!!! ДОМАШНЯЯ РАБОТА !!!!!!!
\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\=\

Фамилия, имя _____________________________________
Дата
«____» _______________ 20___г.

Задание 1

Закодируйте тексты в коде ASCII (кодовая таблица приведена на стр. 179 – 180 учебника).


УЧАЩИЕСЯ ВАРИАНТА 1

УЧАЩИЕСЯ ВАРИАНТА 2

Текст

ORANE

PHONE

Десятичный код



Двоичный код




Задание 2

Возле истинных высказываний поставьте «+», а возле ложныхвысказываний
поставьте «–» .
1) Русские буквы в кодовой таблице КОИ-8 расположены в лексиграфическом порядке;
2) Русские буквы в кодовой таблице КОИ-8 расположены в порядке возрастания их кодов;
3) Русские буквы в кодовой таблице КОИ-8 расположены произвольно;
4) Десятичный код прописной буквы на 32 больше кода соответствующей строчной буквы;
5) Связи между кодами прописных и строчных букв не существует;
6) Десятичный код строчной буквы на 32 меньше соответствующей прописной буквы.

1

2

3

4

5

6








Задание 3

Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите чему равен информационный объём следующего высказывания:
Другому пожелаешь — себе получишь.


Задание 4

В кодировке Unicode на каждый символ отводится 2 байта. Определите в этой кодировке информационный объём следующего высказывания Леонарда да Винчи:
Где умирает надежда, там возникает пустота. 


Задание 5

В текстовом режиме экран монитора компьютера обычно разбивается на 25 строк по 80 символов в строке. Определите объём текстовой информации, занимающей весь экран монитора, в кодировке КОИ-8.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!