Конспект урока по теме: «Оттепель» в духовной жизни советского общества
Цель: выявить противоречия в развитии духовной сферы общества в 1950-е – 1960-е гг.
Планируемые результаты:
предметные: знать тенденции развития духовной жизни общества в 1950-е – 1960-е гг., отношения, сложившиеся между властью и творческой интеллигенцией, понимать противоречивый характер «оттепели»; иметь представление о повседневной жизни советских граждан.
метапредметные:
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать материал, воспринимать текст с учетом поставленной задачи;
регулятивные: уметь планировать свою деятельность, ставить задачи и находить пути решения, соотносить полученный результат с поставленными целями;
коммуникативные: уметь выстраивать сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе;
личностные: развивать интерес к истории своего народа
Технологии: ТРКМ, ИКТ
Класс заранее разбивается на 3 группы. Каждая группа готовит небольшую презентацию (5-6 слайдов) по заданной теме: «Перемены в литературе и искусстве», «Изменения в отношениях власти и интеллигенции», «Зарождение новых форм общественной жизни»
Ход урока:
Работа на уроке строится на основе презентации.
Стадия вызова.
Слайд 1. Тема урока «Оттепель» в духовной жизни общества
Слайд 2. Чтобы почувствовать атмосферу той эпохи, предлагаю вам познакомиться с отрывком стихотворения Б.Пастернака «Нобелевская премия», опубликованного на Западе в 1958 году. Краткая справка: Борис Пастернак - русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века. Первые стихи опубликовал в 23 года.
Слайд 3.
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь, что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора-
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Борис Пастернак
Слайд 4. Каким вопросом задается автор? Как он отвечает на него? Как Б.Пастернак оценивает свое положение в тот период?
Слайд 5. Какие вопросы возникают у вас на основании этих сведений?
(Учитель выслушивает вопросы учащихся)
Чтобы ответить на ваши вопросы, нужно знать, что происходило в культурной жизни СССР в 50-60-е годы 20 века.
Стадия осмысления.
Слайд 6. XX съезд КПСС закрепил начавшуюся после смерти И.В. Сталина тенденцию десталинизации общества. Вспомните, что такое десталинизация? В чем она проявлялась?
Слайд 7. В духовной сфере десталинизация получила неофициальное название «оттепели»
Слайд 8. А что такое оттепель как природное явление? Правильно, это неустойчивое временное потепление, за которым может последовать весна, а могут снова вернуться морозы.
Как вы думаете, что характеризует «оттепель» в культуре? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с материалом, который был подготовлен в группах к сегодняшнему уроку. По ходу изучения вам нужно заполнить таблицу. Вы можете озаглавить столбцы таблицы как «черное – белое», «позитивное – негативное», поставить знаки «+» или « - « и даже нарисовать соответствующие смайлики.
Слайд 9. Оттепель - обозначение перемен эпохи правления Никиты Сергеевича Хрущева, затронувшие духовную и культурную жизнь Советского Союза. Сам термин связан с И.Г. Эренбургом, издавший повесть «Оттепель», которая была официально издана в журнале «Новый мир». Общий посыл данной политики: при Сталине была «зима», а при Хрущеве наступила «оттепель». Давайте подтвердим фактами происходящие перемены, прослушав информацию каждой группы.
Выступление групп по своим темам. Заполнение таблиц в тетради по ходу слушания.
После окончания работы обучающиеся получают задание: (слайд 10) выделить маркером красного цвета ключевые, опорные слова в таблице, характеризующие позитивные изменения в духовной жизни советского общества.
Слайд 11. НО!
Несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы, оставаясь под контролем коммунистической партии.
Подтвердите фактами это суждение.
Учитель выслушивает ответы обучающихся, корректирует их, контролирует заполнение таблицы.
Стадия рефлексии.
Слайд 12. Я предлагаю вам подвести итоги сегодняшнего урока на основе кроссенса.
Домашнее задание: п.9, составить на основе таблицы интеллект -карту