Тема: «Пасха»
Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.
Задачи урока: 1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
2)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.
3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об их исторической роли в становлении Российского государства.
Основные понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, учебник «Основы православной культуры», заготовки пасхальных яиц, карандаши.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.
Учитель.
- Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с притчи.
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
Учитель:.
- Ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).
- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе.-Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).
3. Работа по новой теме.
Учитель.
Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.
Ученик 1:
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
«Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Ученик 2:
Проснитесь горы, долы, реки –
Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый.
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!
Работа по учебнику.
-А вот как о чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение. (Вопросы после чтения )
_ Комментированное чтение статьи стр. 28-29.Обсуждение вопросов : «Что обозначает слово «воскресенье»?
«Почему Иисус не уклонился от казни»?
Физминутка.
4.Продолжение работы с текстом.
Самостоятельное чтение статьи из учебника (стр.30-31)
ЗАДАНИЯ: 1) Найти объяснения слов «крестный ход», «похристосоваться»;
2) Ответить на вопросы:
- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
- Какие основные традиции этого праздника?
5.Групповая работа:
Учитель.
- С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.
1 группа ( На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)
- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.
2 группа: (Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)
- Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.
3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.
Учитель: -Вы хорошо поработали. Молодцы!
5. Подведение итогов урока.
Учитель.
- На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.(Фонограмма звона колоколов.)
- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как звучит главный пасхальный гимн?
- В чём состоит христианский пост?
6. Рефлексия.
* На уроке я работал активно/пассивно
* Своей работой на уроке я доволен/не доволен
* Урок для меня показался коротким/длинным
* За урок я не устал/устал
* Моё настроение улучшилось/стало хуже
* Материал урока мне был понятен/не понятен
Учитель. Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!
7) Задание на дом(на выбор):
1)Написать маленькое эссе о том, как празднуют Пасху у вас в доме.
2)Нарисовать пасхальную открытку и написать поздравления с праздником Пасхи.
3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть значения этих понятий.