Конспект урока
«Пионеры – герои Великой Отечественной войны».
Юрий Корольков рассказ «Лёня Голиков»
Класс: 7
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель:
продолжить знакомство с историческими событиями ВОВ и закрепить знания по прочитанному рассказу Юрия Королькова «Лёня Голиков».
Задачи:
• расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
● знакомить детей с тем, как защищали нашу Родину дети-пионеры в годы Великой Отечественной войны - Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик;
• воспитывать у школьников патриотические чувства;
• воспитывать интерес к чтению;
• развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
Формирование БУД
Предметные: систематизировать знания о ВОв и о пионерах-героях.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументированно доказывать своё мнение.
Регулятивные: контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации.
Личностные: развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Планируемые результаты:
Предметные
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны;
- определять главных героев произведения;
- давать характеристику героям;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- уметь определять сюжет рассказа по иллюстрации;
- самостоятельно выполнять тестовые задания по прочитанному произведению.
Личностные
- формировать положительное отношение к процессу обучения;
- формировать интерес к учебному процессу;
- формировать адекватную самооценку.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений о детях войны (Рассказ Юрия Королькова «Лёня Голиков»), о событиях Великой Отечественной войны. Подготовка сообщений о некоторых пионерах-героях.
Оборудование: компьютер, презентация, портреты Лени Голикова, Марата Казея, Вали Котика
Ход урока:
Вступительное слово учителя
Добрый день дорогие ребята! Для начала я хочу проверить на сколько вы сегодня внимательны и на сколько хорошо умеете слушать учителя. Я скажу предложение, а вы должны на слух определить, что я скажу не верно. Итак, «Урок русского языка, я желаю всем на уроке работать активно, слушать учителя и друг друга не внимательно». Что я сказала не правильно?
Сегодня на уроке мы поговорим на очень важную и нужную тему, но эту тему вы должны будете определить сами. Посмотрите на экран.
Слайд №1: На экране изображения: пионеры, фото войны и вспомогательные слова - подсказки: 1941-1945 гг.
Учащиеся: формулируют тему урока – «Пионеры герои Великой Отечественной войны», 1941-1945гг.
Учитель: Что я задавала читать на домашнее задание? (Юрий Корольков рассказ «Лёня Голиков»)
Слайд №2
Сегодня на уроке мы будем:
Говорить о Великой Отечественной войне
Говорить о пионерах-героях
Отвечать на вопросы по прочитанному рассказу «Лёня Голиков»
Выполнять творческие задания
Выполним итоговый тест по произведению «Лёня Голиков»
Учитель: послушаем голос Левитана, диктора радио в годы ВОв. Надо будет внимательно послушать и сказать, о чём он объявил? Звучит голос Левитана.
«Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».
Учитель: Именно эти слова услышали мирные жители по радио, когда началась ВОв. О чём он объявил? А что вы, ребята, знаете об этой войне? Какие знания у вас уже есть?
Учитель: С первого дня войны, на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. Многие из них были именно вашего возраста. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за мужество и отвагу в годы войны. Поэтому сегодня на уроке мы с вами особое внимание уделим пионерам-героям ВОв. Они были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского союза за храбрость и мужество в борьбе с фашистами.
Кто такой пионер? (Это ученик пионерского движения в возрасте от 10 до 15 лет, активный, успешный в учёбе, спортивный и примерный во всех делах, надёжный товарищ, уважает старших и заботится о младших).
Учитель: В ходе Великой Отечественной войны более 70 пионеров - героев участвовали в боевых действиях, сражались в партизанских отрядах.
Слайд № 3. Сегодня на уроке мы поговорим и вспомним некоторых пионеров-героев, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и были удостоены высокими наградами за боевые заслуги. (Сообщения учащихся)
Слайд № 4. Об одном из героев войны, вашем ровеснике сегодня мы поговорим более подробно. Было домашнее задание прочитать рассказ о пионере-герое ВОв Лене Голикове.
- Кто герои в рассказе? (Лёня Голиков, его родители, Митяйка, Толька, учитель Василий Григорьевич, партизаны)
- Давайте вспомним, где жил наш герой, как называлась деревня? (деревня Лукино)
- Чем занимались родители? ( Отец Лёни перегонял по рекам большие плоты, связанные из брёвен, и только осенью возвращался в свою деревню. А дома с ребятишками – двумя дочками и младшим сыном Лёнькой – оставалась мать Екатерина Алексеевна. С утра и до вечера занималась она хозяйством или работала в колхозе.)
- Чем занимался Лёня? (Лёнька носил из колодца воду, ухаживал за коровой, овцами. Он умел поправить забор, починить себе валенки. В школу ребята ходили за реку в соседнее село, а в свободное время любили слушать сказки. Мать знала их много и рассказывать была мастерица.)
- От кого он узнал про то, что началась война? (Было воскресенье, тёплый и солнечный день. Все отдыхали, и Лёнька тоже пошёл с товарищами на речку. Возле парома, перевозившего на другой берег людей, грузовики и повозки, ребята услышали, как шофёр грузовой машины, только что подъехавшей к реке, тревожно спросил:
– Про войну слыхали?
– Про какую войну?
– Гитлер на нас напал. Сейчас я сам по радио слышал. Фашисты бомбят наши города.)
- Какое первое партизанское задание выполнил Лёнька вместе с товарищами? (Глухой дорогой ребята повезли сено в лес – туда, где Толька сговорился встретиться с партизанами)
- Встреча с учителем. Как она повлияла на дальнейшую жизнь Леньки? (Лёнька встретился со своим учителем Василием Григорьевичем. Он был партизаном и привёл Лёньку к себе в отряд)
- Какой была жизнь в партизанском отряде? Чем они в первое время занимались? (Сначала ребятам не давали никаких поручений. Они только работали на кухне: пилили и кололи дрова, чистили картошку…)
- Какое поручение было у ребят? ( Лёнька с Митяйкой стали ходить в разведку. Они узнавали и рассказывали командиру отряда, где расположились фашистские солдаты, где стоят их пушки, пулемёты.)
- Что за случай был с его другом Степаном? Какое нравственное качество мы можем назвать в данном случае? (Лёнька перевязал его и снова повёл раненого. Степану становилось всё хуже, он уже терял сознание и не мог двигаться дальше. Выбиваясь из сил, Лёнька потащил Степана к лагерю…)
- Какую награду получил Леня? (звание Героя Советского Союза)
- А теперь давайте зачитаем отрывок, где говорится о поступке, за который Леня получил звание Героя Советского Союза.( Через некоторое время из Москвы пришла радиограмма, в ней говорилось, что надо представить к самой высшей награде всех, кто захватил такие важные документы. В Москве, конечно, не знали, что захватил их один Лёня Голиков, которому было всего четырнадцать лет. Так пионер Лёня Голиков стал героем Советского Союза.)
Задание №1 (Приложение 1)Даны пазлы, это разрезанная карточка, где записан отрывок и рассказа «Лёня Голиков», необходимо сложить пазлы, восстановить текст, прочитать и ответить на вопрос устно. Работают парами. На подготовку 3 минуты.
Задание № 2. Внимание на экран. Даны картинки по произведению «Лёня Голиков». По картинке определите какой момент рассказа изображён?
Слайд № 5.
1 рисунок. Лёня подошёл к пулемётчику, увидел его, когда пошёл в деревню с ребятами
Слайд № 6.
2 рисунок. Лёня и Митяйка переоделись в нищих детей и ходили по деревне, узнавали о вражеских планах.
Слайд № 7.
3 рисунок: Лёня тащит раненого солдата в отряд и спасает его от гибели.
Слайд № 8.
4 рисунок: Лёня подорвал автомобиль немецкого офицера.
Слайд № 9.
5 рисунок: Лёня принёс в отряд немецкий портфель с ценными документами.
Задание № 3. (Приложение 2) Выполнить тест. Задание на слайде и на карточках у каждого ученика. На выполнение 5 минут, самостоятельно. Проверка теста, читают вопросы по очереди и отвечают. Оценивают работу по тесту, 1-2 ошибки (оценка 4), 3 ошибки (оценка 3), 4 и более ошибок (оценка 2)
Задание № 4. Даны карточки с прилагательными, которые характеризуют главного героя и ВОв. Команды выбирают характеристики и закрепляют их на доске в два столбика. Первый столбик - характеристика героя Лёни. Второй столбик – характер войны.
Вывод: такие качества как у Лёни Голикова на войне имел каждый солдат, благодаря их мужеству наша страна одержала победу в такой жестокой и кровопролитной войне.
Сегодня на уроке мы с вами поработали очень активно.
Слайд № 10. Итак, о чём мы говорили?
Сегодня на уроке мы:
Говорили о Великой …..
Узнали о пионерах-героях….
Отвечали …..
Выполняли…..
Запомнили……
Домашнее задание: Приложение 3. На карточках рисунок к рассказу Юрия Королькова «Лёня Голиков». Найти в рассказе отрывок к данному рисунку и записать его на карточке.
Самооценивание: Поднимите руку те, кто сегодня справился со всеми заданиями.
Поднимите руку те, кто затруднялся при выполнении заданий.
Встаньте те, кому сегодня на уроке было интересно.
Оценки за урок.
Приложение 1:
Отрывок из рассказа: Так и жил Лёнька на приволье среди лесов, и всё милее становились ему родные края. Жил счастливо и думал, что всегда будет такой его привольная жизнь. Но вот однажды, когда Лёнька был уже пионером, в семье Голиковых случилось несчастье. Отец провалился в холодную воду, простудился и тяжело заболел. Он пролежал в постели много месяцев, а когда встал, не мог уже работать плотовщиком. Позвал он Лёньку, посадил перед собой и сказал:
– Вот что, Леонид, надо тебе семье помогать. Плох я стал, болезнь совсем замучила, иди на работу…
Вопрос: Какое несчастье случилось в семье Голиковых? Что сказал папа Лёньке, когда заболел?
Отрывок из рассказа: Мальчикам теперь было не до игр. Они всё время проводили на поле, заменяли взрослых. Фашистские войска подходили всё ближе к деревне, где жил Лёнька. Не сегодня-завтра они могли захватить Лукино. Жители деревни раздумывали, как им быть, и решили всей деревней уйти в лес, в самые глухие места, где фашисты не смогут их найти. Так и сделали.
В лесу было много работы. На первое время строили шалаши, но кое-кто уже вырыл землянки. Лёнька с отцом тоже копали землянку.
Вопрос: Почему мальчикам в деревне было не до игр? Почему жители деревни ушли в лес?
Отрывок из рассказа: Вскоре Лёнька встретился со своим учителем Василием Григорьевичем. Он был партизаном и привёл Лёньку к себе в отряд.
Лёнька не мог прийти в себя. Он с любопытством оглядывался вокруг. Вот бы его сюда приняли. Видать, храбрый народ, весёлый. Одно слово: партизаны!
С этого дня пионера Лёню Голикова зачислили в партизанский отряд, а через неделю отряд ушёл в другие места воевать с немцами. Вскоре в отряде появился ещё один паренёк – Митяйка. Лёнька сразу подружился с Митяйкой. Они даже спали на одних нарах. Сначала ребятам не давали никаких поручений. Они только работали на кухне: пилили и кололи дрова, чистили картошку… Но как-то раз зашёл в землянку усатый партизан и сказал:
– Ну, орлы, командир вызывает, задание для вас есть.
Вопрос: С кем Лёнька встретился в лесу? Почему Лёнька оказался в партизанском отряде?
Отрывок из рассказа: С того дня Лёнька с Митяйкой стали ходить в разведку. Они узнавали и рассказывали командиру отряда, где расположились фашистские солдаты, где стоят их пушки, пулемёты.
Ребята, когда шли в разведку, одевались в лохмотья, брали старые сумки. Они ходили по сёлам, будто нищие, выпрашивали кусочки хлеба, а сами глядели во все глаза, всё примечали: сколько где солдат, сколько автомашин, пушек…
С каждым разом ребята получали всё более трудные задания. Теперь у Лёньки был свой автомат, который он добыл в бою. Как опытного партизана его брали даже для взрыва вражеских поездов.
Вопрос: Что узнавали Лёнька и Митяйка в разведке? Как они одевались и зачем?
Отрывок из рассказа: Они бежали вдвоём. До леса оставалось совсем немного. Вдруг Степан вскрикнул.
– Ранили меня, теперь не уйти… Беги один.
– Уйдём, Степан, – уговаривал его Лёнька, – в лесу не найдут нас. Ты обопрись на меня, пойдём…
Степан с трудом пошёл вперёд. Выстрелы стихли. Степан почти падал, и Лёнька с трудом тащил его на себе.
Лёнька перевязал его и снова повёл раненого. Степану становилось всё хуже, он уже терял сознание и не мог двигаться дальше. Выбиваясь из сил, Лёнька потащил Степана к лагерю…
За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью «За боевые заслуги».
Вопрос: Что случилось с партизаном Степаном? Что сделал Лёнька, чтобы спасти его?
Отрывок из рассказа: Лёнька выстрелил, но не попал. Фашист убегал. Лёнька погнался за ним. Офицер оглянулся и увидел, что за ним бежит какой-то мальчишка. Офицер убегал…
Лёнька сбросил тяжёлые сапоги и побежал босиком, не пригибаясь под пулями, которыми посылал в него враг.
В диске автомата оставался последний патрон, и этим последним выстрелом Лёнька поразил врага. Он взял его автомат, портфель и, тяжело дыша, пошёл назад.
Через некоторое время из Москвы пришло сообщение, в ней говорилось, что надо представить к самой высшей награде всех, кто захватил такие важные документы. Так пионер Лёня Голиков стал героем Советского Союза.
Вопрос: За кем гнался Лёнька? Как Лёня стал героем Советского Союза?
Приложение 2:
ФИО ученика____________________________________________________________
Тест по рассказу Юрия Королькова «Лёня Голиков»
Как звали главного героя произведения?
А) Валя Котик
Б) Леонид Голиков
В) Алёша Голиков
Как называется деревня, где жил Лёня Голиков?
А) Полы
Б) Ильмень
В) Лукино
В каком году немцы захватили деревню, где жили родители Лёни?
А) 1922
Б) 1941
В) 1945
Как звали учителя Лёньки?
А) Василий Геннадьевич
Б) Анатолий Григорьевич
В) Василий Григорьевич
5. Как звали мальчика с которым подружился Лёнька?
А)Митяйка
Б) Михаил
В) Стёпка
6. Что сделал Лёнька, когда ранили Степана?
А) Бросил его умирать
Б) Сообщил партизанам
В) Перевязал рану и потащил в лагерь
7. Как Лёня Голиков стал героем Советского Союза?
А) За боевые заслуги
Б) Захватил портфель с ценными документами
В) За храбрость
Приложение 3:
ФИО ученика________________________________________________________
Домашнее задание: Найти отрывок из рассказа к данному рисунку и записать.
_
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ученика________________________________________________________
Домашнее задание: Найти отрывок из рассказа к данному рисунку и записать.
_
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________