3 класс Математика Урок № 102
Тема: Письменная нумерация в пределах 1000
Цели: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; закреплять
вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
ХОД РАБОТЫ
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счёт
Игра «Составить машину в гараж»
(На доске нарисованы два гаража, на них записаны ответы. На карточках с машинами записаны примеры. Учащиеся решают пример и ставят машину под нужным гаражом.)
Работа над задачами
- Дополните задачи числовыми данными и вопросами и решите их.
* В ларёк привезли 24 пары сапог и 12 пар туфель.
* На первой полке 84 книги. Это на книги больше, чем на второй полке. Сколько книг на второй полке?
* На катке было 48 детей. С катка ушли мальчиков. Сколько детей осталось на катке?
* В школе 920 детей, из них 520 девочек.
3. Минутка для любознательных
(Работа в группах. Каждая группа получает треугольник и ножницы.)
- Как из этой фигуры при помощи одного разреза сделать квадрат.
Р ешение:
III. Самоопределение к деятельности
В древности люди считали на пальцах, и если предметов было много, то к счёту привлекали несколько человек. Один считал единицы, второй – десятки, а третий – сотни, т.е. десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго человека оказались все пальцы обеих рук. При этом говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Называя только одно число, приходилось говорить очень долго. Постепенно фразы стали короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» - «сто».
- Давайте попробуем посчитать так, как считали в древности.
(К доске выходят три ученика. Им нужно пальцами показать числа, которые будут называть учащиеся, сидящие на местах. Первый справа показывает единицы, второй – десятки, третий – сотни.)
- Сколько десятков в 1 сотне?
- Сколько единиц в 1 сотне?
(Учитель делает запись на доске.)
1 сотня = 10 десятков = 100 единиц
- А 10 сотен – это сколько десятков?
- Сколько единиц в 10 сотнях?
(Учитель делает запись на доске.)
10 сотен = 100 десятков= 1000 единиц
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Определять количество сотен, десятков и и единиц в числах.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на странице 51. Назовите число.
- Сколько в нём десятков, сотен, единиц?
№1 (страница 51)
(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.)
Образец записи:
150 = 15 десятков
300 = 3 сотни
25 десятков = 250 единиц.
№2 (страница 51)
- Прочитайте задание 1.
- Сколько сантиметров составляет рост мальчика? Запишите. (1 м 27 см = 127 см.)
V. Физкультминутка
Раз, два – дружно встали,
(Шаги на месте.)
Руки прямо мы поставим.
(Руки на поясе.)
Три, четыре – разведём.
(Руки в стороны.)
Заниматься мы начнём.
(Наклоны вперёд с касанием носка правой ноги левой рукой, а носка левой ноги – правой рукой.)
С пятки станем на носок,
(Встать на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели,
(Повороты головы вправо и влево.)
На носочках мы присели
(Присесть.)
И, как птички, полетели.
(Учащиеся делают плавные движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№6 (страница 51)
- Прочитайте задачу 1.
- Сделаем краткую запись. Назовите ключевые слова в условии задачи. (Первая сторона, вторая сторона, третья сторона.)
- Что обозначает число 18? (Длину первой стороны.)
- Что обозначает число 14? (Длину третьей стороны.)
- Что известно о второй стороне? (Её длина в 3 раза меньше, чем длина первой стороны.)
- Что нужно найти? (Периметр треугольника.)
- Что такое периметр? (Сумма длин сторон фигуры.)
П ервая сторона – 18 см
Вторая сторона - ?, в 3 раза ?
Третья сторона – 14 см
(Устное выполнение задания 2.)
№3 (страница 51)
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового вы открыли для себя?
- О чём вы расскажите родителям?
Домашнее задание
№7 страница 51