СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Плауны.Хвощи.Папоротники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию умений реализации знаний о папоротниковидных растениях, изучение общей характеристики каждого отдела, знакомство с представителями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Плауны.Хвощи.Папоротники"»

Тема урока: Плауны. Хвощи. Папоротники

Цели урока: способствовать формированию умений реализации знаний о папоротниковидных растениях, изучение общей характеристики каждого отдела, знакомство с представителями.

Образовательные:

  1. изучить сходства и отличия разных групп высших споровых растений;

  2. изучить представителей разных отделов;

  3. изучить характеристику каждого отдела.

Развивающие:

  1. формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

  2. развивать умения работать образцами и делать выводы;

Воспитательные:

  1. формирование умений работать с изображениями;

  2. воспитывать точность и организованность в работе, при выполнении заданий.

Оборудование: презентация «Плауны. Хвощи. Папоротники», гербарий, компьютер, мультимедийный проектор, тексты о плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных, учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно- наглядно- практические.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация изученных знаний (10 мин)

  3. Изучение нового материала (25 мин)

  4. Закрепление полученных знаний (3 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Здравствуйте, ребята, садитесь. Для начала отметим отсутствующих сегодня на уроке.


Актуализация знаний


Итак, для того, чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано ответить устно на вопросы в конце параграфа и сделать краткое сообщение на тему «Значение мхов в природе и жизни человека».


Хорошо, все отлично справились с заданиями.


Изучение нового материала


Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с высшими споровыми растениями. Следовательно, тема сегодняшнего урока «Плауны. Хвощи. Папоротники». Как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего урока?



Изучить строение, характеристику отделов, место обитания, способ размножения, представителей, значение.

Плауны, хвощи и папоротники растут преимущественно во влажных тенистых местах. Это многолетние травянистые растения. Тело их состоит из стеблей и листьев, только в отличие от предыдущего отдела Моховидные, они имеют корни. Размножаются они спорами.

Современные плауны, хвощи и папоротники – это потомки очень крупных древовидных растений, жившие более 300 млн лет назад на всех материках. Отмирая, эти растения образовали залежи каменного угля.

Плауны в основном растут в сосновых лесах.

Обратите внимание на слайд. Были ли вы когда-нибудь в лесу и видели эти растения ?



















Да, были/ нет, не были.

Видели/ не видели.

Плауны – многолетние, травянистые вечнозеленые растения. В это отделе насчитывают около 200 видов. У этих растений длинный ползучий стебель с множеством веток, которые покрыты мелкими листьями. В размножении участвуют спороносные колоски. В некоторых районах плауны стали редкими растениями, нуждающимися в охране. Запишем с вами нескольких представителей данного отдела – это плаун булавовидный, плаун баранец, плаун сплюснутый. Плауны ядовиты, поэтому если где-то в лесу вы их обнаружили, то руками не трогайте и уж тем более, ногой не пинайте.

Хвощи – многолетние травянистые растения, насчитывают около 30 видов. Они имеют длинные ветвящиеся корневища, которые зимуют в почве. Обратите внимание на рис.72 стр.114, что вы можете сказать глядя на эти изображения?



В разные времена года побеги хвоща выглядят по-разному.

Да, совершенно верно. Весной, посмотрите на рисунок, имеется коричневый спороносный колосок, который отмирает после того, как высыпаются споры, весенний побег лишен хлорофилла. И после того, как споры осыпались, появляется уже новый летний побег. То есть, весенний побег создан для размножения, а летний – это новые растение с хлорофиллом, поэтому он имеет окрас зеленого цвета.

Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов.

Запишем несколько представителей отдела – плаун лесной, плаун болотный, плаун гигантский.

Следующий отдел, который мы с вами рассмотрим- это папоротники.

Папоротники – это, в основном, травянистые растения, но в тропических областях имеются и древовидные формы, насчитывают около 10 тыс. видов. Высота их от нескольких сантиметров до 15-20 метров. Листья папоротника называются «вайи».

Вайи- это листья папоротников.

Летом, на нижней стороне листа можно увидеть спорангии, в них развиваются споры.

Спорангии – это орган, производящий споры у растений, водорослей и грибов. Споры после созревания опадают на землю и прорастают, образуя новые папоротники. Итак, открываем страницу 116 в учебнике и рассматриваем рисунок 73. Здесь изображены вайи со спорангиями. Запишем с вами несколько представителей данного отдела – щитовник, орляк обыкновенный, кочедыжник коричневый, ужовник обыкновенный.

А теперь запишем значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека.

Как я уже говорила, древние вымершие представители отделов образовали залежи каменного угля, из которого сейчас добывают топливо, парфюмерию и пластмассу. Так же, споры растений используют как детскую присыпку против раздражений на коже. В некоторых районах нашей страны в пищу употребляют весенние побеги хвоща, например, как начинку для пирога. Так как побеги хвоща очень жесткие и содержат много кремнезема, раньше их использовали для полировки металлов.


Закрепление полученных знаний.


Итак, давайте с вами вспомним, где произрастают плауны, хвощи и папоротники?



Во влажных тенистых местах, лесах, вблизи водоемов.

Из чего состоит их тело ?



Стеблей, листьев и корней.

К какому отделу относятся представители: орляк обыкновенный и кочедыжник коричневый ?



Папоротники

Совершенно верно, а что же такое вайи ?



Это листья папоротников

Что такое спорангии ?



Это орган, производящий споры у растений, водорослей и грибов.

В какое время года на вайях папоротника можно увидеть спорангии?



Летом

Верно, все молодцы.


Домашнее задание.


Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Параграф 21, устно ответить на вопросы в конце параграфа 2,3,5.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!