Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе
Тема: «Отечественная война 1812 года»
Цель урока: познакомить обучающихся с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями войны, её героями.
Формируемые УУД:
познавательные: осознать познавательную задачу урока (что должны узнать), работать с текстом, выявлять известное и неизвестное;
коммуникативные: участвовать в работе группы, брать на себя ответственность при выполнении задания;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные: испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю страны.
Оборудование:
Корзина, фотографии, текст, названия городов, главных персонажей.
Ход урока.
Класс разделён на 3 группы по 4 человека.
Организационный момент.
- Ребята, поприветствуйте своих партнёров по плечу рукопожатием, садитесь на свои места.
Актуализация опорных знаний.
-Я принесла на урок корзину, по ее содержимому попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить. Какому историческому событию соответствуют вещи в корзине? (в корзине фотографии М.Кутузов, Смоленск, Бородино, горящая Москва, памятник Минин и Пожарский, Александр 1, Наполеон, фото сражений, стихотворение «Бородино») (Война 1812 года)
-Верно, что помогло вам догадаться? (фотографии)
3. Формулировка темы урока обучающимися.
-Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Война 1812 года)
-Как вы думаете, вам всё известно о Войне 1812 года? (нет)
-Какую цель перед собой поставим на уроке? (Изучить событие)
Поиграем в игру «Верите ли вы?». Вам нужно будет ответить да или нет на мои вопросы.
Верите ли вы что Россия напала на Францию?
Верите ли вы, что война с французами началась 12 августа 1812?
Верите ли вы, что первый бой разгорелся у села Бородино?
Верите ли вы, что Александр Суворов командовал русской армией в этой войне?
Верите ли вы, что Наполеон предлагал заключить перемирие русскому императору Александру 1?
Верите ли вы, что русская армия сожгла Москву, чтобы она не досталась противнику?
Верите ли вы, что русская армия сдалась, чтобы война быстрее закончилась?
Правильно ли вы ответили, узнаем после изучения материалов, которые я для вас приготовила.
4. Открытие новых знаний.
-Приступим к осуществлению поставленной задачи. Перед вами текст, каждая группа должна задать по 2 вопроса к тексту.
Задание группе №1
-Вам нужно задать вопросы к содержанию текста, которые начинаются со слов Кто? Где? (Кто начал войну с Россией? Кто командовал русскими войсками? (М.Кутузов) Где состоялся первый бой?(под Смоленском))
В начале 19 века императором Франции стал Наполеон Бонапарт. Он покорил многие европейские страны и силой заставил их стать союзницами Франции.
12 июня 1812 Наполеон начал войну с Россией. Его огромная армия переправилась через реку Неман и вступила на русскую землю. Незваному гостю крестьяне не хотели оставлять хлеб и дома для ночлега, сено для лошадей. Планы Наполеона сразу были нарушены. В открытую битву русские войска с врагом не вступали, заманивали его в глубь страны. Казачья конница под руководством атамана Матвея Ивановича Платова, блистательного ученика суворовской школы военного мастерства, изматывала противника мелкими, но частыми и упорными сражениями. Первый бой разгорелся под Смоленском. Героически сражались защитники города, а ночью взорвали пороховые склады, подожгли город и вновь отступили. Наполеон шел по пятам по опустошенной дороге. У села Бородино император имел уже в 3 с половиной раза меньше сил, чем при вторжении в Россию. Он мечтал с победой вступить в Москву, поразив страну. По его словам, в самое сердце. Для этого нужно было истребить русскую армию. А главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов хотел сохранить своих солдат и не желал сражения.
Задание группе 2
-Вам нужно задать вопросы к содержанию текста, которые начинаются со слов Когда? Почему? (Когда состоялась битва на бородинском поле? (26 августа). Почему сожгли Москву?)
Однако рано утром 26 августа противники сошлись в битве на бородинском поле. Русские дрались самоотверженно, и наполеоновская армия несла огромные потери, но и русская армия потеряла половину бойцов. Желая спасти вторую половину армии, Кутузов принял решение отдать Москву и отступить. Наполеон вступил в Москву. Он хотел дать отдых своим воинам и заключить перемирие с русским императором Александром Первым. Однако к вечеру полыхнули пожары. Древняя столица была сожжена. Три раза предлагал заключить мир Наполеон. Ответом было молчание. Французский император был вынужден оставить город. Крестьяне вокруг Москвы не давали ни сена, ни овса для лошадей, ни пищи для солдат. С обозами награбленного добра Наполеон решил обойти стороной русскую армию и пробиться на Юг. Но Кутузов под городом Малоярославцем дал Великой армии бой, который переломил ход войны. По разоренной Смоленской дороге наполеоновские воины шли на Запад, страдая от холода и голода, брошенные своим императором на верную гибель. Война, затеянная с Россией непобедимым доселе военачальником, была проиграна.
Задание группе 3
-Вам нужно задать вопросы к содержанию текста, которые начинаются со слов Где? Что? (Что открыли через 6 лет после битвы? (памятник Минину и Пожарскому (война с поляками 1612), Где установлено паникадило? (В центре Успенского собора в Московском Кремле))
Через 6 лет после победоносной войны с Наполеоном в Москве был открыт 1 скульптурный памятник. Мы все его хорошо знаем. Он сооружен в честь патриотов Отечества, гражданина Нижнего Новгорода, Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Автор памятника Иван Петрович Мартос. Скульптор с большой любовью создал образ народа победителя. В армии Кутузова за независимость Отечества сражался и его сын. Монумент на Красной площади словно связывает между собой 2 победы над иноземными захватчиками. Есть в Москве и еще один памятник Великой битве. Главное паникадило (В православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.)в центре Успенского собора в Московском Кремле, отлито в 1812 году из серебра, которое награбили, а затем бросили солдаты наполеоновской армии, бесславно убегая из России. Название паникадила «Урожай» зовет к мирной жизни и согласию между людьми.
По окончании работы группы отвечают на поставленные вопросы.
-Итак, слушаем первую группу, читаете текст и задаете вопросы другим группам, остальные следят по учебнику на стр. 52
5. Включение нового знания в систему знаний. Работа с картой.
После ответа каждой группы, на доске появляется карта сражений.
- Как же армия Наполеона попала в Россию? Через реку Неман. Затем первый бой под Смоленском. (повесить название реки на доску, стрелки, фото Смоленск )
-Теперь отвечает вторая группа.
-Далее после Смоленска битва в селе Бородино (прикрепить название), затем войска Наполеона дошли до Москвы, но русская армия сожгла все припасы и отступила, французская армия вынуждена была отступить, Кутузов напал на французов под городом Малоярославец.
-Подведем итог, чем же закончилась вторжение Наполеона Бонапарта в Россию? (Проигрышем Франции)
Слушаем выступление третьей группы.
Чтобы страна не забыла подвиг народа появился памятник (прикрепить фото памятника Минину и Пожарскому)
Вскинутой рукой он призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина, нога его вытянута. Эта поза показывает, что князь ещё не оправился от ран, но готов последовать за призывом нижегородского старосты. Как и в гравюре, меч является центральным связующим звеном в композиции, олицетворяющим единство народа. Щит означает символ защиты, что народ всегда защитит свою Родину.
6. Рефлексия.
Вернемся к нашей игре, проверим, на все ли вопросы вы ответили правильно.
Верите ли вы что Россия напала на Францию? нет
Верите ли вы, что война с французами началась 12 августа 1812? Нет
Верите ли вы, что первый бой разгорелся у села Бородино? нет
Верите ли вы, что Александр Суворов командовал русской армией в этой войне? нет
Верите ли вы, что Наполеон предлагал заключить перемирие русскому императору Александру 1? да
Верите ли вы, что русская армия сожгла Москву, чтобы она не досталась противнику? да
Верите ли вы, что русская армия сдалась, чтобы война быстрее закончилась? Нет
Отличаются ли ваши ответы? Почему?
7.Подведение итогов урока.
-Как вы думаете, почему война 1812 года называется Отечественной?
-Один из путей - опять обратиться к тем знаниям, которые у вас уже есть. Вспомните, была ли в истории России война, которые тоже назывались Отечественная? (да, Великая Отечественная война 1941-1945 годов)
- Как вы думаете, что связывает эти войны? (на защиту Родины поднялся весь народ)
-Весь народ пошёл служить в армию и отправился на фронт? (нет, армия воевала на фронте, а в тылу врага воевали партизаны).
Почему люди не побоялись и смогли постоять за свою страну? Они ее любили, то есть были патриотами.
-У вас нас столах пословицы, выберете ту, что наиболее полно отражает чувства русского народа. (Нужно защищать Родину)
Прикрепить пословицы на доску.
Оценить работу детей на уроке.
БОРОДИНО
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.