СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Почвы – особое природное тело".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока: создание условий, обеспечивающих осознанное усвоение понятия «почва».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Почвы – особое природное тело".»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Почвы – особое природное тело »

Цель урока: создание условий, обеспечивающих осознанное усвоение понятия «почва».

Задачи:

- обучающие: сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русских учёных В.В.Докучаева и В.И. Вернадского в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв;

-развивающие: продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность;

-воспитательные: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

Тип урока урок формирования знаний.

Метод обучения иллюстративно-словесный.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать/понимать основные географические понятия и термины: почва, плодородие, перегной (гумус), основные свойства почв, почвообразующие факторы, почвенные горизонты – гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода, почвоведение;

уметь объяснять существенные признаки почв.

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные: - умение обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами.

Коммуникативные: - умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение.


ХОД УРОКА


- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью Есть смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется? (это почва)


Слово «почва» или более привычное «земля» вы слышите часто и знакомы с ней ещё с детства, когда совочками и ведёрками помогали родителям весной на огороде делать грядки. По почве мы ходим, ездим, выращиваем на ней урожай, но не всегда задумываемся:

-что же такое почва?


В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.

- К какому из этих царств относится почва?


Верно, вы заметили: почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом. Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.


Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя. Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять.


Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.

Состав почвы.



- Как образуются почвы? (текст учебника п. 2 стр.130)

Рельеф



Климат



Время







Грунтовые воды




Деятельность человека



ПОЧВА







Животные



Растения



Горные породы







Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.

Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.





























Типы почв.

Типы почв

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородность

Природная зона

Арктические

Мало тепла и

растительности

нет

Не плодородная

Арктическая

пустыня

Тундрово-глеевые

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, скудная растительность

Слабо выражено

Не плодородная

Тундра, лесо-тундра

Подзолистые

К увл. 1

Прохладно. Растительные остатки – хвоя.

Незначительное

Малоплодородная, кислая

Тайга

Дерново-подзолистые

К увл. 1

Хвойно-листовой опад

Мало

Относительно плодородные

Смешанные

леса

Серые лесные, бурые лесные

К увл. = 1

Высокий листовой опад и остатки травянистой растительности

Среднее

Плодородные

Широколист-

венные леса, лесостепи

Чернозёмы

К увл.

Много тепла и растительных остатков

Высокое

Самые плодородные, зернистая

Степи

Каштановые

К увл. = 0,8, 0,7

Много тепла

Гораздо меньше, чем в черноземной

Малоплодородная, засоленная

Сухие степи

Бурые и серо-бурые

Влаги мало, бедная растительность

Слабо выражено

Не плодородная

Полупустыни







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!