СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме : "Понятие об этимологии" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с учетом ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Понятие об этимологии" (6 класс)»

Открытый урок русского языка в 6 Гклассе,

реализующем адаптированную образовательную программу

Тема урока: «Понятие об этимологии»

Тип урока: урок исследовательской деятельности

Цель:

1) дать представление об этимологии и этимологическом анализе слова как возможности выявления изменений в лексическом значении, морфемном составе


2) прививать интерес к изучению истории языка.

3) развить умение работать со словарём.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Знать основные понятия темы и пользоваться знаниями; определять происхождение слов.

  • прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

активизироваить самостоятельную деятельность учащихся.

2.Развивающие:

развивать функциональную грамотность обучающихся, языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь;

видеть и слышать в речи ошибки, связанные с употреблением слов.

вырабатывать умение применять учебные предметные знания в жизненных ситуациях.

3.Воспитательные: 

воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, воспитыать эстетическое наслаждение от поиска нового знания.

4. Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной и письменной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение самостоятельных и творческих заданий к текстам и ответы на поставленные вопросы;

- коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);

- коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

Планируемые результаты:

Предметные: выявление происхождения слова, его древнего значения и первоначального строения. Вспомнить, какие способы образования слов есть в руском языке.

Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать способность извлекать информацию из различных источников (символы, карты, текст).


Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, воспитание ответственности, уважения к окружающим, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Тип урока: урок обобщения знаний, урок развития функциональной грамотности.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, раздаточный материал, учебник.



Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Представляю вашему вниманию талантливого исследователя, путешественника во времени (слайд), он готов взять нас с собой в это путешествие, но ему пригодится небольшая помощь знатоков русского языка. Но вы ведь у меня именно такие? Давайте проверим!

II. Повторение изученного материала

- Ребята, на предыдущем уроке мы узнали, что слова в русском языке образуются несколькими способами. Давайте повторим их. Предлагаю выполнить задание (Работают с упражнением коллективно).


приставочный



суффиксальный


Приставочно- суффисальный


Сложение основ


наездник


никто


дедушка


заехать




лесник





подарок




землемер




сенокос





водоворот




безрукавка




соавтор




лебединый




Проверка. Обмен мнениями о выполнении.



приставочный


суффиксальный

Приставочно- суффисальный


Сложение основ


никто


лесник


наездник


водоворот





соавтор





дедушка





подарок




сенокос





заехать



лебединый



безрукавка



землемер




Молодцы! Настоящие знатоки!

III. Актуализация знаний.

1.Аналитическая беседа.

- Ребята, кто такой «исследователь»? Как мы узнали значение слова?

Ответы учащихся (Тот, кто занимается исследованием, следует за каким-то фактом, открытием. Значение слова можно узнать, определяя корень слова, а также, обратившись к толковому словарю).

- Верно, и мы, с нашим исследователем, попробуем свои силы в открытии тайн русского языка.

Приоткрыть завесу тайны этого слова нам помог корень -след-. Но во всех ли словах корень помогает раскрыть значение?

- Давайте уточним, как образовано слово рубашка? Попробуйте найти ответ в данной задаче:

- Для этого выполните морфемный разбор слова. Проверьте по схеме:

1.Окончание слова.

2.Основа.

3.Приставка (если есть).

4.Суффикс (если есть).

5.Корень слова. Подбор однокоренных слов.

6.Общее значение слова.

- Каким способом образовано слово РУБАШКА?

(Образовано от слова РУБАХА с помощью суффикса -К-.)

- Однако есть в русском языке слова, схожие по смыслу, но не обладающие одинаковым корнем.

- Отсюда возникает вопрос: Как безошибочно определять однокоренные слова?

Постановка проблемного вопроса:

- В словах рубить, рубаха, рубище, рубеж, рубль – один и тот же корень?


- Возникает проблемный вопрос: что является ключом к разгадке слова? (Слово рубаха-родственное слову рубить, рубище, рубеж, рубль, но однокоренными не являются).

III.Физминутка

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.

·                   Что такое этимология?

·                   Как можно узнать о происхождении слова?

·                   Откуда произошли некоторые слова?

Слова чем-то похожи на людей. Как и люди, они растут и развиваются. Как и люди, они могут очень сильно измениться за годы.

Они могут измениться так сильно, что трудно даже вспомнить первоначальный вид и первоначальное значение слова.

Внешний вид и значение слов могут сильно измениться за время. И иногда невозможно понять, откуда произошло слово.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему мясо свиньи называется свининой, мясо курицы – курятиной, а мясо коровы – говядиной? Откуда вообще взялось это слово, почему оно совсем непохоже на слово «корова»?

Если мы захотим разобраться в этом вопросе, нам нужно будет заглянуть в историю слова. А ещё точнее – нам нужна помощь этимологии. Ведь именно эта наука объясняет происхождение слов.

Этимология – раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Название этого раздела науки происходит от греческого «этимо» − «истинное значение слова» и «логос» − «учение».

Этимология поясняет, откуда появилось слово, как оно выглядело и что обозначало раньше.

Например, слово говядина произошло от древнерусского говяда. В древнерусском языке этим словом обозначался весь крупный рогатый скот. Слово «корова» появилось позже.

Знаете, что мы только что узнали? Мы узнали этимологию слова говядина.

Но как такое может быть? Ведь этимология – это название раздела науки о языке.

Дело в том, что этимология – это наука, которая очень любит рассказывать о самой себе.

Этимология как наука может рассказать об этимологии слова, как бы странно это ни звучало.

Дело в том, что слово этимология – многозначное. Оно обозначает также само происхождение слова.

Об этимологии некоторых слов мы можем легко догадаться.

Название ягоды земляника явно произошло от слова земля – всё потому, что ягоды часто лежат на земле.

Черника – от слово чёрный. Это легко понять, если посмотреть на цвет ягоды.

А слово ежевика произошло от слова ёж – ведь на кустах ежевики тоже есть колючки.

Подсказкой нам во всех случаях послужил состав слова. Так, например, в слове черника мы выделяем корень -черн- и суффикс – -ик-.

Но даже если состав слова изменился за годы, изначальный корень может быть виден.

Вот слово синица. Теперь мы выделяем в нём корень -синиц-. Но связь со словом «синий» всё равно видна.

Конечно, мы можем возразить: но ведь синица совсем не синяя! Она жёлтая с чёрным. Но раньше синицей называли немного другую птицу – лазоревку.

Мы легко можем определить, что слово медведь произошло от слов «мёдом» и «ведать». Слово снегирь связано со снегом, а слово рябина – с прилагательным «рябой».

Но происхождение некоторых слов может вызвать у нас вопросы.

Вот слова окно, невеста, обед. В их составе явных подсказок не просматривается.

И мы можем сделать ошибочные предположения о том, откуда они произошли. Поэтому лучше обратиться к словарю.

Есть специальные этимологические словари, в которых раскрывается происхождение слов.

Что же показывается в статье такого словаря?

Так даются сведения о том, откуда пришло слово – исконно русское оно или заимствованное, а если заимствованное – то из какого языка.

Рассказывается, как слово было образовано. Как изменялось слово.

Приводятся родственные слова в русском языке. И родственные слова из других языков.

Попробуем отыскать в этимологическом словаре слово «окно». Вот так будет выглядеть статья об этом слове. Что же указывается в статье?

Мы видим, что слово окно – общеславянское, то есть общее для всех славян. А произошло оно от слова око (глаз) при помощи суффикса. Буквально это слово обозначает – «отверстие в стене для наблюдения». А вот и слова, которые образовались похожим образом.

Посмотрим теперь на происхождение слова «невеста». В статье мы можем отыскать самую важную информацию: это слово произошло от слов «не» и «ведать» и буквально обозначает «неизвестная».

 Некоторые лингвисты полагают, что невеста так называлась потому, что не знала как следует своего жениха, а он – её, ведь браки часто заключались между совершенно незнакомыми людьми. Другие учёные считают, что такое название должно было защитить женщину от злых духов.

А вот и слово обед. Можно легко увидеть, что это слово произошло от слова «еда». Получается, что слово обед близко к слову объедаться!

Этимологический словарь необходим для этимологического разбора слова.

Как мы поступаем, если хотим раскрыть происхождение слова сорок? Мы открываем словарь. И видим, что это слово происходит от названия связки из сорока собольих шкурок. И это название заменило более древнее «четыре десяте».

За происхождением слов очень интересно наблюдать.

Как вы думаете, откуда взялось слово «кожа»?

Если как следует присмотреться к коже, то в ней обнаружится… коза!

Слово «кожа» действительно произошло от названия козьей шкуры. Сначала это название применялось только для материала. Но потом значение слова расширилось, и теперь кожей называется и наружный покров тела человека.

Истории многих слов загадочны и увлекательны. Чтобы узнать их, нужно помнить следующее:

Этимология – это раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Этимологией также называют само происхождение слова.

Этимология слов раскрывается в этимологических словарях.

При помощи таких словарей выполняется этимологический анализ слова. 


IV. Открытие нового знания. Наш дорогой исследователь считает, что: «Раз уж вы такие знатоки, мне понадобится, чтобы мы помогли разобраться в происхождении слов!

- Ребята, как вы думаете, что поможет нам разобраться в происхождении слов? Есть такая наука, которая изучает «родословную» слов - этимология.

Знакомство с понятием темы

- Наука о происхождении слов – этимология (учебник, п.34, с.100).

«Еtymon» - «истина, истинное значение слова».

- Так значит, мы сегодня будем заниматься с Вами поиском истины!

Ученый-исследователь Л.Успенский писал: «Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет естественное влечение человеческого ума к познанию истины».

Давайте убедимся в возможностях, открывающихся нам с помощью науки «этимологии».

- Ребята, а откуда мы можем узнать информацию о «родословной» слов? Конечно, из словарей.

- Словари, в которых информация о происхождении слов называются «этимологическими». У вас на партах есть несколько полезных страниц из таких словарей (см. Приложении 3). Возьмём в путешествие - они нам пригодятся. Отправляемся!

1. Что не так?

А. Ярмарка. Заморские гости из Италии в замешательстве. Их корабли привезли товары на продажу, но они никак не могут договориться о цене. Дело в том, что за свои товары они просят всего-то «газету», а наш учёный как раз привез на машине времени несколько выпусков и добродушно подарил жителям, объяснив, как она называется. Но никакую из предложенных газет брать за товар итальянцы не хотят, что за газету нужно предложить им?

Находим в словарных статьях, что газета изначально итальянская монета, равная 2 сольдо, именно столько стоило периодическое издание.

Б. Вооружившись шлепанцами с завода в г. Сланцы, наш герой решил отправиться купаться в более древние времена - княжескую Русь. Только было пошел к речке, как у него что-то стащили. Мошна! Мошна! Кричали люди вокруг. Мошенник! Что же украли у героя?

Употребляют ли сейчас слово мошна? Почему? Такие устаревшие слова называются архаизмами (что называется архаизмами). По какой причине ещё могут устареть слова?

- Верно, если сам предмет исчезнет из употребления.

2. Динамическая пауза «Архаизм и историзм».

Некоторые из этих слов больше не употребляют, т.к этих предметов больше не существует. Это историзмы - идём на месте, т.к они ушли в историю. А некоторые заменили другими словами (оборот вокруг себя).

Давайте разомнемся и распределим слова:

Чело, опричнина, кольчуга, давеча, шушун, супостат

- Итак, ребята: на нашей машине времени мы получили уникальную возможность - можем проследить всю «родословную» нашего слова, его этимологию, перемещаясь в разные точки времени.

Архаизмы - чело, давеча, супостат; историзмы – опричнина, кольчуга, шушун.

Но некоторые родословные перемешались из-за того, что мы нарушили границы времени. Нужно исправить аномалии

3. Не родня.

- Попробуйте догадаться, являются ли слова, представленные на карточках, этимологически родственными. Напишите, почему вы так решили?

а) Можно ли считать этимологически родственными слова: вор – врать - ворон – врач ?

Ответ:

Вор – врати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик»

Врать – врач – исконно русские. Врати «говорить» + ЧЬ

Ворон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла»

Ворожит от ворог- враг

Таким образом, этимологически родственными являются вор, врать, врач.

V. Рефлексия .Ура! Мы дома! Это путешествие было полезным.

Беседа.

-Ребята, какие возникали трудности?

- Понравилось ли вам исследовать слова?

Опрос (проводится на раздаточном материале или в онлайн-формате с учетом оставшегося времени, ссылка: https://forms.gle/RJi4cPhcnZqJJiiCA)

1.Что называется «этимологией»?

А. Наука, изучающая правила написания слов.

Б. Наука, изучающая происхождение слов

В. Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова.

2. Что можно узнать благодаря этимологии?

А. правописание слова

Б. историю слова

В. слова-родственники

3.Как влияет знание этимологии на грамотность и почему?

VI. Итоги урока. У нас есть несколько советов, как учёному больше не попадать в неловкие ситуации при путешествиях- давайте расскажем ему, благодаря чему мы могли сегодня определять этимологию слов - подводят итог урока.

Оценки.

VII.Домашнее задание:

Узнать этимологию слов ... Поднимаем карточку цвет-настроения.


Этимологический словарь Шанского  https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1007439217.jpg

Краткий этимологический словарь Шанского  https://www.libex.ru/img/x/27/0d/90367.jpg

Историко-этимологический словарь  http://www.konkurentov.net/_files/1/0/1015065643.jpg






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!