4 класс Математика Урок № 2
Тема: Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание
Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение,
вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами
этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях;
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: Учащиеся научаться читать и записывать трёхзначные числа; находить значения выражений в несколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логические задачи
1. Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?
Решение:
1) 34 – 18 = 16 (кг) – весит половина молока;
2) 18 – 16 = 2 (кг).
Ответ: пустой бидон весит 2 кг.
2. Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть?
Ответ: Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.
2. Индивидуальная работа у доски
Запишите числа цифрами.
Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.
Уменьши каждое число на 7, запишите ниже.
Вычисли.
560 60 760 600 950 1 769 + 10
462 + 48 600 35 788 89 652 37
3. Выполнения задания в тетради
(Индивидуальная работа)
4. Устный счёт
Сосчитайте от 379 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.
Прочитайте числа.
342, 402, 360, 900, 540.
Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?
Сколько всего сотен в числах: 342, 402, 360, 900 и 540?
Сколько всего десятков в числах: 342, 402, 360, 900 и 540?
Прочитайте числа в порядке возрастания.
Какое число может быть лишним? Почему?
III. Самоопределение к деятельности
Какие действия вы выполняли при решении примеров? (Ответ: сложение и вычитание.)
Какими знаками они обозначаются?
Назовите знаки действий, которые использованы в следующих выражениях.
200 : 5 4 2
(200 : 5 4) 2
200 : (5 4) 2
Три ученика выходят к доске и решают примеры.
200 : 5 4 2 = 32
(200 : 5 4) 2 = 72
200 : (5 4) 2 = 400
Сравните примеры. Чем они похожи?
Чем отличаются?
Сформулируйте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.
Что такое числовое выражение?
Какие правила порядка выполнения действий вы знаете?
Как выполняются действия, если скобок несколько пар?
№ 11 (с. 6).
(Фронтальная работа.)
№ 12 (с. 6).
Первый столбик – коллективно, с подробным объяснением и записью на доске. Проверка, самооценка.
№ 13 (с. 6).
Прочитайте задачу.
Кто понял, как её решать? Запишите решение задачи выражением.
Проверка. Самооценка.
Ответ: у Нины было 90 рублей.
№ 14 (с. 6).
Прочитайте задачу.
Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах?
Как узнать, сколько мест в одном вагоне?
Запишите решение задачи выражением.
Один ученик работает на доске. Проверка. Самооценка.
№ 18 (с. 7).
Устное выполнение
Прочитайте задачу.
Объясните, что обозначают выражения.
Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения, необходимо составить таблицу.
| Масса одного пакета | Количество пакетов | Общая масса семян |
Астры | 5 г | ? | 250 г |
Гвоздики | 8 г | ? | 240 г |
Решение:
250 : 5 – узнаём сколько упаковали пакетов с семенами астр;
240 : 8 – узнаём сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;
250 : 5 + 240 : 8 – узнаём сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.
Поставьте вопрос к задаче так, чтобы всего пакетов с семенами цветов упаковали. (Ответ: На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?)
Запишите решение этой задачи. (Ответ: 250 : 5 + 240 : 8 = 20 (п.).)
V. Физкультминутка
Шеей крутим осторожно
Голова кружиться может.
Влево смотрим раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
Вверх потянемся, пройдёмся
И на место вновь вернёмся.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 15 (с. 7).
Рассмотрите таблицу.
Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим неизвестное?
Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.
Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила.
Какие ещё свойства сложения вы знаете?
Запишите его, используя буквы. (а + с = с + а.)
№ 16 (с. 7).
Устная фронтальная работа
Что известно в каждом уравнении?
Как найти неизвестный компонент?
Чему равен х в каждом уравнении?
Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.
2. Выполнение дополнительных заданий
Подумай, в каком порядке должны быть выполнены действия, и вычисли устно.
Устное выполнение.
9 6 + 48 : 8 = 81 : 9 – 92 : 23 =
72 : 24 18 = 7 (96 – 84) : 4 =
Выполните действия.
Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором читают ответы. Самооценка.
+ 746 + 457 _634 _583
238 189 425 348
VII. Рефлексия
Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 7). Самопроверка по образцу.
Ответ: 80.
Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Что мы повторили сегодня на уроке?
Кто может сказать, что он хорошо решает задачи?
Какие задания вам познакомились самыми трудными?
IX. Анонс домашнего задания
Решить № 17, 19 (с. 7).
X. Оценивание. Подведение итогов урока