2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | А перед началом изучения нового материала, давайте закрепим знания предыдущего. 1. Что одинаковое у всех членов семьи? 1)имя 2)отчество 3)фамилия 2. Как называют детей, занимающихся с тобой в классе? 1) ровесники 2)одноклассники 3) одношкольники 3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила: Не клади_________________ на стол. Не _________________ с полным ртом. Не вытирай губы __________________ , пользуйся _______________. 4. Кто из детей поступил правильно? 1)Выйдя из троллейбуса, Вася выбросил использованный билет на остановке. 2)Антон дождался, пока из трамвая вышли пассажиры, и вошёл в салон. 3)Растолкав пассажиров, Денис пробрался к выходу. 5.Культура поведения – это… 1)поступки, которые обижают людей; 2)вежливые слова и вежливые поступки; 3)странные поступки. 6. Укажи пословицы о дружбе. 1) Дружба дороже денег; 2) Одной рукой и узла не завяжешь; 3) Не пойман – не вор. 7. Какие правила поведение нужно соблюдать в общественном транспорте? 1)Громко разговаривать; 2)Во время движения ходить по салону автобуса; 3)Во время движения транспортного средства не отвлекать водителя и кондуктора:громко не разговаривать, по салону не ходить. 8.Кому надо уступать место в общественном транспорте (несколько вариантов)? 1) Пожилым людям; 2)Друзьям; 3) Пассажирам с детьми. | Выходят к доске и отвечают на вопросы устно | Познавательные: развитие мышления Регулятивные: овладевать умением прогнозирования Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
3.Самоопределение к деятельности | -Мы закончили изучать раздел «Общение» -Прочитайте название нового раздела на с. 69 учебника.(Путешествия) -Ребята , а в какие города вы ездили. Расскажите кратко об этом. -Да, путешествовать увлекательно. На какой планете мы с вами живем?( Земля) -Вспомните, что вы знаете о нашей планете.(Ответы детей ) -Давайте прочитаем некоторые факты о ней (на слайде информация) 1.Земля на 70 % состоит из воды, большая часть которой приходится на Мировой океан. Т.е. воды на нашей планете в два раза больше, чем суши. 2.Если бы была возможность пробурить сквозь Землю тоннель и прыгнуть в него, то продолжительность падения составляла бы 42 минуты. По времени это как обычный урок у школьников. 3.Несмотря на то, что мы этого не чувствуем, Земля постоянно движется. Да еще и с немаленькой скоростью - 107 тыс. км/ч. Это в 25 раз быстрее, чем полет самого скоростного самолета. -Ну что дети, много узнали о нашей планете ? -А теперь переверните на с.70 учебника и прочитайте тему урока. -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. -А что говорит муравьишка? Прочитайте | Ученики работают по учебнику с. 69. -Путешествия Ответы детей -Земля -Она круглая и тд. Узнают новую информацию Ученики работают по учебнику с.70. предположения детей Ученики читают текст на с. 70 -Да | Познавательные: ориентироваться в системе знаний Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. | |
4.Работа по теме урока | -Сравните фотографии на с.70 в учебнике. Чем они различаются, что между ними общего? -Давайте прочитаем определения внизу. И узнаем что такое горизонт и линии горизонта. -И так как же назвать линию где небо встречается с землей? Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом» -Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? -Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая -Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.) Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться. Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему. -И так кто может сказать как они находили Юг? Север?Восток?Запад? Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. - Стороны света определяют с помощью прибора компас. (на слайде информация про компас) -Смотрим что на с.71 учебника (Обратите внимание на экран) -Давайте вместе с вами узнаём основные стороны горизонта ( на слайде информация о сторонах горизонта) -И так перед вами есть картинка, рассмотрите схемы на которые указывает Попугай. -Давайте ответим на вопрос попугая: Какие стороны горизонта на них не обозначены? -Переверните учебник на с.72. И прочитайте что выделено красным цветом. -Ребята, а задумывались ли вы какую форму имеет земля? Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна. - Как вы думаете, правы были древние мудрецы? Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72).( дети читают вслух) -Так какой же формы Земля? -В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль. Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар. - Ребята, а какую же особенность заметили мореплаватели? (информация не слайде про Фернана Магеллана и фотографии сравнения парусных кораблей тогда и сейчас.) | - На первой картинке поле, а на второй вода . А общего между ними небо. -Линия горизонта -Это сделать невозможно -Запоминали дорогу -Юг там, где солнце греет сильнее всего. -Север там, откуда дуют холодные ветра и солнце никогда не появляется. -Восток там, где восходит солнце. -Запад там, где солнце заходит . Дети смотрят на экран и работают с учебником. 1 рисунок (С,Ю) 2 рисунок (З,В) 3 рисунок (С,ЮЗ, ЮВ) 4 рисунок (СЗ,СВ, Ю) - Круглую -Нет дети читают вслух -Шара сплюснутого с полюсов. - Когда встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль. | Познавательные: ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. | |
| -Первом классе мы узнали что учёные изготовили модель Земли – глобус.Верхней точки глобуса можно найти самую северную точку нашей планеты— Северный полюс. Нижней части— самую южную точку, Южный полюс. Ориентируясь по ним, можно определить направления на Запад и Восток. Голубым цветом на глобусе обозначена вода ,а зелёным, жёлтым и коричневым – суша. ( на слайде небольшая информация об этом). -И так давайте ответим на вопросы из учебника на с.73.( дети выходят по одному и отвечают на вопросы показная ответы на глобусе) (на слайде появляются правильные ответы) | дети выходят по одному и отвечают на вопросы показная ответы на глобусе | Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение работать в группе | |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия | -О чём мы говорили сегодня на уроке? -Что вы можете сказать о Земле? -Перечисли основные и промежуточные стороны горизонта. -Какими цветами на глобусе обозначены вода и суша ? -И так ребята, если вам все было понятно поднимите зелёный карандаш ,если были трудности ,то красный. | Предположения детей Что она шарообразной формы Север, Юг, Запад, Восток .СВ, ЮВ, ЮЗ,СЗ. Голубым цветом на глобусе обозначена вода ,а зелёным, жёлтым и коричневым – суша. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |