ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.
ФИО Матвеева Екатерина Викторовна
| Место работы МБОУ «СОШ № 29» г.Абакана | |
| Должность учитель | |
| Предмет начальные классы | |
| Класс 4 | |
| Тема и номер урока в теме Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | |
| Базовый учебник А.В. Полякова 4 класс (две части). – М.: Просвещение, 2012. | |
Цель:
1)продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени;
2)продолжить выработку каллиграфического письма;
Задачи:
1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; учить определять спряжение глаголов; развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени;
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Планируемые результаты: ученики научатся писать безударные личные окончания глаголов в настоящем времени.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД:
1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
2) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1)формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
2) формирование умения слушать и вступать в диалог
Оборудование: опорные схемы, табличка со словарными словами, иллюстрация с профессиями людей, мини – тесты.
Ход занятия Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парту дружно сели
И на доску поглядели.
Орфографическая разминка
плáч…шь
люб..т
сéять
Формулирование учащимися темы и цели урока
Какой глагол можно исключить из числа написанных на доске? (сеять, т.к. этот глагол стоит в неопределенной форме).
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Ориентируясь на слова, оставшиеся после исключения глагола сеять, и учитывая специфику их записи, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени).
Учитывая тему урока, сформируйте его цель.
на доске: (опорные слова: повторить…, упражняться в написании….)
Актуализация знаний учащихся
Приступаем к реализации цели урока.
Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
Определить время, лицо и число глагола. 2. Поставить глагол в неопределенную форму, определить спряжение. 3. В окончаниях глаголов I спряжения пишем букву е, а II спряжения пишем букву и).
плáчешь - I спряжение
любит - II спряжение
Словарно – орфографическая работа
1) «Из каких слов выпали гласные?»
…нж…н…р (инженер)
ш…ф…р (шофер)
к…см…н…вт (космонавт)
…гр…н…м (агроном)
Прочитайте орфографически слова.
Списываем с проговариванием, обозначаем ударение, подчеркиваем букву, которую нужно запомнить.
Каким одним словом можно заменить эти слова? (профессии).
2) Агроном – специалист сельского хозяйства. Слово агроном произошло от двух греческих слов: «агрос» - поле и «помос» - закон.
Агрономия – наука земледелия. Агроном – человек, изучающий эту науку. Агроном – профессия древняя.
Закрепление пройденного.
Выборочное списывание с доски:
Агроном зна…т законы земледелия, уме…т ухаживать за растениями, применя…т удобрения для получения хорошего урожая. Он организу...т сельскохозяйственное производство: правильно расставля…т людей и машины на участках, проверя…т, чтобы не было простоев.
Задание: выписать глаголы и вставить пропущенную орфограмму.
Письмо с комментированием.
Физминутка
ладоши, если II спряжения – топайте ногами
Колоть, плясать, пилить, считать, носить, прыгнуть, кормить.
Работа по учебнику (Упражнение № 475)
Прочитайте задание.
Назовите местоимения 1, 2 и 3 лица
Письмо с комментированием (1 – 4 предложения).
Самостоятельная работа (5 – 6 предложения).
( сочиняет, учит ).
Каждый труд почётен. Надо с уважением относиться к любой профессии. Я бы хотела, чтобы вы правильно определились в дальнейшей жизни и тоже нашли работу по душе. А пока ваш труд заключается в учёбе, в получении образования.
Упражнение: «Подбери выражения – синонимы»
н
а доске: дремл…т унос…т ноги
ссор…тся вод..т за нос
клюёт носом
убега…т живёт как кошка с собакой
(в первом столбике – глаголы, во втором – фразеологические обороты (устойчивые выражения)).
Нужно подобрать к глаголам выражения – синонимы, объясняя пропущенные орфограммы
Что знаете о синонимах?
Какой остался фразеологический оборот?
А теперь наоборот подберите к нему глагол – синоним (обманывает) (устно).
Грамматический разбор предложения
Какое время года?
Назовите признаки весны
Письмо с комментированием:
Вода в речке прибывает, выступает из берегов и разливается по окрестным лугам.
Какое это предложение по цели высказывания? По интонации? Полное или неполное? Простое или сложное? Распространённое или нераспространённое?
Как называется такое явление в природе? (наводнение, половодье)
Мини – тест
Внимательно прочитайте и укажите строку, в которой во всех словах в окончании пишется одинаковая гласная. Верный ответ в каждом задании только один.
Во всех словах строчки в окончании пишется буква и:
а) слуша…т, стро…т, пляш…т;
б) леч…т, пил…т, раздел…т.
Во всех словах строчки в окончании пишется буква е:
а) тян…т, озран…т, счита…т;
б) бел…т, называ…т, принос…т.
Упражнение «Найди свой глагол»
Учитель читает глаголы первого и второго спряжения. (I вариант– записывают глаголы I спряжения, II вариант - II спряжения).
I спряжение II спряжение
читаем строит
мечтаешь учить
укрываем ходим
шагает ловит
рисуем верим
- Прочитайте орфографически глаголы I и II спряжения.
Вывод: - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
Какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению?
8) Объяснительный диктант
- И снова возвращаемся к весне. (Орфографическое чтение предложений. Выборочное объяснение орфограмм.)
Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Стоит чудесная погóда. В свежем воздухе звенят голоса птиц. Цветочная россыпь украшает тропинки, дорожки.
Итог урока. Оценивание
-Для чего необходимо уметь определять спряжение глаголов?
Над чем ещё необходимо каждому из вас поработать, чтобы результат стал лучше?
-Оцените свою работу на шкале знаний.
-Закрасьте флажок эмоционального удовольствия от урока (Доволен - красный, не очень - зелёный, совсем не доволен - синий.)