Конспект урока русского языка
4 класс
(разработка учителя высшей категории Карчевской Е.В.)
Тема: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах»
Цели: 1) познакомить с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах;
2) формировать навык проверки написания падежных окончаний имен прилагательных;
3) развивать орфографическую зоркость;
4) совершенствовать каллиграфические навыки;
5) развивать речь, мышление, память, внимание учащихся, совершенствовать их коммуникативные и общеучебные навыки.
План урока.
Оргмомент.
Сообщение темы урока, ознакомление с планом и задачами урока.
Чистописание. Фонетические упражнения.
Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая работа.
Физминутка.
Новый материал.
Зрительный диктант.
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Оргмомент.
- Проверьте готовность к уроку, правильность написания даты в тетрадях.
Сообщение темы урока, ознакомление с планом и задачами урока.
- Прочитайте тему урока.
- Почему в названии темы указаны прилагательные только мужского и женского рода, но нет прилагательных женского рода?
- Познакомьтесь с планом сегодняшнего урока.
Чистописание. Фонетические упражнения.
а) фонетические упражнения.
- Прочитайте слова. Назовите общие для всех этих слов характеристики.
яркая древняя
новая средняя
скромная крайняя
- Составьте пары соответствия. Объясните принцип составления пар.
- Уберите слово, в котором 6 звуков.
- Уберите слово, в котором все согласные звонкие.
- Из оставшихся 4 слов какое слово лишнее? Почему?
яркая
- Выполним краткий фонетический анализ этого слова по рядам: 1 ряд подсчитает, сколько в этом слове слогов, гласных и согласных, 2 ряд – сколько звуков и букв, 3 ряд выполнит транскрипцию этого слова (у доски работают по 1 человеку от каждого ряда)
- В каких случаях буква Я обозначает 2 звука? А когда 1 звук?
- Сегодня мы пишем букву Я,я.
- Спишите пословицу каллиграфически, вставьте пропущенные буквы:
- Объясните орфограммы.
Актуализация знаний.
- От какой части речи зависит прилагательное?
- Как согласуется прилагательное с существительным?
- Как проверить окончания прилагательного?
- Какие случаи необходимо запомнить?
Словарно-орфографическая работа.
а) знакомство с новым словарным словом;
Игра «Переводчики»
- В русском языке немало иностранных слов.
- Прочитайте иностранные слова и их значения и, соединив их по-разному, составьте новые слова, которые мы используем в современном языке.
auto grafo mobile
(сам) (пишу) (движущийся)
- Новое словарное слово – автомобиль.
б) орфографическая работа;
- Составьте словосочетания по типу: «предлог+прилагательное+
+существительное», опираясь на картинки и схемы.
По автомобильному мосту; у электрического чайника; без мощного электровоза; к старому тепловозу; без новой электростанции.
- Определите падеж прилагательных.
Физминутка.
Новый материал.
- На какой вопрос отвечают прилагательные в Р.п.? в Д.п.?
- Какие окончания имеют?
- Сделаем запись в тетрадях:
Р.п. (какого?) Д.п. (какому?)
-ого, его -ому,- ему
- Посмотрите на фотографию. Составьте словосочетания на эту тему, используя только существительные мужского и среднего рода.
- А теперь поставьте их в родительный и дательный падежи, запишите в нужный столбик.
Зрительный диктант.
- Окончания прилагательных вставляйте после проверки с помощью вопроса.
Настало морозное утро.
На стекле появились красивые узоры.
Это мороз рисует по нашему окну.
Лучи солнечного света заиграли на стекле.
Красивы узоры в блеске утреннего солнца.
- Объясните, как написали окончания прилагательных. (1,2 ряд) 3 ряд выполняет морфологический разбор прилагательного
солнечного (света)
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке и понимание новой темы, выбрав карточку по своим силам.
Уровень 1.
Спишите словосочетания, выделяя окончания в вопросах и прилагательных. Определите падеж.
Вариант 1.
По (какому?) полн… кувшину (… п.); к (какому?) весен… дню (… п.); без (какого?) пушист… воротника (… п.); вкус (какого?) свеж… яблока; к (какому?) зелен… косогору (… п.); по (какому?) снежн… полю (… п.)
Вариант 2.
К (какому?) ближн… посёлку (… п.); по (какому?) свеж… следу (… п.); из (какого?) скоро… поезда(… п.); вкус (какого?) варен… яйца; к (какому?) солдатск… ремню (… п.); по (какому?) ажурн… панно (… п.)
Уровень 2.
Напишите пропущенные прилагательные, определите падеж словосочетаний.
Вариант 1.
К (какому?) … дивану; по (?) … замку; к (?) … завтраку; из (?) … рассказа;
по (?) … небу; до (?) … города.
Вариант 2.
К (какому?) … покрывалу; по (?) … песку; к (?) … крыльцу; из (?) … леса;
по (?) … адресу; до (?) … утра.
Уровень 3.
Образуйте имена прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные м.р. и ср.р. Полученные словосочетания запишите в Д.п. (можно использовать предлоги к,по). Выделите окончания, подпишите падеж.
Вариант 1.
Слабость, серебро, золото, робость, ветвь, правда.
Вариант 2.
Тень, скала, аккуратность, ширь, зелень, смола.
Итог урока.
- Чему мы научились сегодня?
- Какие окончания пишутся у прилагательных мужского и среднего рода в Р.п? в Д.п.?
Домашнее задание. Упр. 87