СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах; формирования навыка проверки написания падежных окончаний имен прилагательных;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах»»

Конспект урока русского языка

4 класс

(разработка учителя высшей категории Карчевской Е.В.)

Тема: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах»

Цели: 1) познакомить с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах;

2) формировать навык проверки написания падежных окончаний имен прилагательных;

3) развивать орфографическую зоркость;

4) совершенствовать каллиграфические навыки;

5) развивать речь, мышление, память, внимание учащихся, совершенствовать их коммуникативные и общеучебные навыки.

План урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы урока, ознакомление с планом и задачами урока.

  3. Чистописание. Фонетические упражнения.

  4. Актуализация знаний.

  5. Словарно-орфографическая работа.

  6. Физминутка.

  7. Новый материал.

  8. Зрительный диктант.

  9. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.

  10. Итог урока.

  11. Домашнее задание.











Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Проверьте готовность к уроку, правильность написания даты в тетрадях.

  1. Сообщение темы урока, ознакомление с планом и задачами урока.

- Прочитайте тему урока.

- Почему в названии темы указаны прилагательные только мужского и женского рода, но нет прилагательных женского рода?

- Познакомьтесь с планом сегодняшнего урока.

  1. Чистописание. Фонетические упражнения.

а) фонетические упражнения.

- Прочитайте слова. Назовите общие для всех этих слов характеристики.



яркая древняя

новая средняя

скромная крайняя



- Составьте пары соответствия. Объясните принцип составления пар.

- Уберите слово, в котором 6 звуков.

- Уберите слово, в котором все согласные звонкие.

- Из оставшихся 4 слов какое слово лишнее? Почему?



яркая





- Выполним краткий фонетический анализ этого слова по рядам: 1 ряд подсчитает, сколько в этом слове слогов, гласных и согласных, 2 ряд – сколько звуков и букв, 3 ряд выполнит транскрипцию этого слова (у доски работают по 1 человеку от каждого ряда)

- В каких случаях буква Я обозначает 2 звука? А когда 1 звук?

- Сегодня мы пишем букву Я,я.









- Спишите пословицу каллиграфически, вставьте пропущенные буквы:







- Объясните орфограммы.

  1. Актуализация знаний.

- От какой части речи зависит прилагательное?

- Как согласуется прилагательное с существительным?

- Как проверить окончания прилагательного?

- Какие случаи необходимо запомнить?

  1. Словарно-орфографическая работа.

а) знакомство с новым словарным словом;

Игра «Переводчики»

- В русском языке немало иностранных слов.

- Прочитайте иностранные слова и их значения и, соединив их по-разному, составьте новые слова, которые мы используем в современном языке.



auto grafo mobile

(сам) (пишу) (движущийся)



- Новое словарное слово – автомобиль.

б) орфографическая работа;

- Составьте словосочетания по типу: «предлог+прилагательное+

+существительное», опираясь на картинки и схемы.

По автомобильному мосту; у электрического чайника; без мощного электровоза; к старому тепловозу; без новой электростанции.

- Определите падеж прилагательных.

  1. Физминутка.

  2. Новый материал.

- На какой вопрос отвечают прилагательные в Р.п.? в Д.п.?

- Какие окончания имеют?

- Сделаем запись в тетрадях:

Р.п. (какого?) Д.п. (какому?)

-ого, его -ому,- ему

- Посмотрите на фотографию. Составьте словосочетания на эту тему, используя только существительные мужского и среднего рода.

- А теперь поставьте их в родительный и дательный падежи, запишите в нужный столбик.

  1. Зрительный диктант.

- Окончания прилагательных вставляйте после проверки с помощью вопроса.

Настало морозное утро.

На стекле появились красивые узоры.

Это мороз рисует по нашему окну.

Лучи солнечного света заиграли на стекле.

Красивы узоры в блеске утреннего солнца.

- Объясните, как написали окончания прилагательных. (1,2 ряд) 3 ряд выполняет морфологический разбор прилагательного

солнечного (света)

  1. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке и понимание новой темы, выбрав карточку по своим силам.

Уровень 1.

Спишите словосочетания, выделяя окончания в вопросах и прилагательных. Определите падеж.

Вариант 1.

По (какому?) полн… кувшину (… п.); к (какому?) весен… дню (… п.); без (какого?) пушист… воротника (… п.); вкус (какого?) свеж… яблока; к (какому?) зелен… косогору (… п.); по (какому?) снежн… полю (… п.)

Вариант 2.

К (какому?) ближн… посёлку (… п.); по (какому?) свеж… следу (… п.); из (какого?) скоро… поезда(… п.); вкус (какого?) варен… яйца; к (какому?) солдатск… ремню (… п.); по (какому?) ажурн… панно (… п.)

Уровень 2.

Напишите пропущенные прилагательные, определите падеж словосочетаний.

Вариант 1.

К (какому?) … дивану; по (?) … замку; к (?) … завтраку; из (?) … рассказа;

по (?) … небу; до (?) … города.

Вариант 2.

К (какому?) … покрывалу; по (?) … песку; к (?) … крыльцу; из (?) … леса;

по (?) … адресу; до (?) … утра.

Уровень 3.

Образуйте имена прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные м.р. и ср.р. Полученные словосочетания запишите в Д.п. (можно использовать предлоги к,по). Выделите окончания, подпишите падеж.

Вариант 1.

Слабость, серебро, золото, робость, ветвь, правда.

Вариант 2.

Тень, скала, аккуратность, ширь, зелень, смола.



  1. Итог урока.

- Чему мы научились сегодня?

- Какие окончания пишутся у прилагательных мужского и среднего рода в Р.п? в Д.п.?

  1. Домашнее задание. Упр. 87