Тема: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА»
Цели: изучить понятия: трудовые правоотношения, участники трудовых правоотношений, трудовой договор. рассмотреть данную проблему с точки зрения социологии, экономики и права.
Развивающая: продолжить развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, вскрывать причины и последствия фактов.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, культуру общения. Содействовать воспитанию дружелюбия. Взаимопонимания, поддержки и стремления оказывать помощь друг другу.
Методы и приемы обучения: работа в малых группах, коллективное выполнение заданий, объяснительно- иллюстративный метод, метод использования современных технических средств.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, Конституция Р.Ф., раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний. Проверка д/з Тесты (взаимопроверка)
Изучение нового материала
(Стадия вызова)
Рассказ учителя
По данным Фонда «Общественное мнение» до 80% опрошенных начали зарабатывать свои первые деньги в возрасте до 18 лет.
А как сегодня относится государство и работодатели к работающей молодежи?
С какими проблемами столкнулись вы при трудоустройстве?
Какая отрасль права будет регулировать трудовые отношения? (трудовое право)
Стадия осмысления:
Основные формы нарушений можно разделить на несколько групп (возможные ответы обучающихся):
- нарушения, связанные с трудоустройством (необоснованный отказ при устройстве на работу), и при заключении трудового договора (незнанием обязательных пунктов , которые должны быть включены в документ);
- нарушения продолжительности рабочего дня (известно достаточно случаев, когда продолжительность рабочего дня превышает установленную законом норму) и оплаты труда (заниженная оплата труда или оплата «черным налом»);
часто встречаются нарушения учета трудового стажа (отказ открытия трудовой книжки) и прав работающего на оплачиваемый или учебный отпуск.
Список нарушений можно продолжать. Главная причина связана, конечно, с тем, что работодатели пользуются правовой неграмотностью людей..
Что необходимо знать, чтобы не допустить нарушения трудовых прав?
Одной из главных задач правового образования является предоставление информации об основных правах в области трудовых отношений.
Работа в группах.
Задания для каждой группы лежат на столах. Я оставлю за собой право назначить эксперта в каждой группе, задания для экспертов написаны на цветной бумаге, а остальные, разбирайте задания произвольно.
Задача теоретиков: внимательно изучить материал § 25 и охарактеризовать понятия: трудовые правоотношения, субъекты трудовых правоотношений, выяснить с какого возраста, в России можно работать, и как государство защищает труд молодёжи.
Задание для юристов практиков. Вы работаете с источниками и учебником и ваша задача: во первых выяснить какие документы нужны для того, чтобы устроится на работу; во вторых узнать, что такое трудовой договор и условия его заключения; в третьих, каков порядок увольнения с работы.
Задания для группы теоретиков. Работа по учебнику.
1. Охарактеризовать понятие трудовых правоотношений. Назвать источники трудовых правоотношений.
2. Назвать участников (субъектов) трудовых правоотношений. Охарактеризовать основные права и обязанности участников
3. С какого возраста в России можно работать, какие есть исключения? Как государство защищает труд молодёжи?
Эксперт, внимательно изучив данный вопрос, подводит итог, указывает на недочеты, дополняет при необходимости.
Задания для юристов - практиков.
. Какие документы нужны для того, чтобы устроится на работу?
2. Охарактеризуйте содержание трудового договора. Для чего он нужен?
3. Каков порядок увольнения с работы?
Эксперт делает вывод (обобщение).
Эксперт делает вывод (обобщение).
Задания для группы социологов
Задание: на основе предложенных Вам объявлений заполните таблицу. В первую колонку выпишите профессии, которые вам встречаются, во вторую – сколько раз они встречаются, и в третьей подсчитайте итог.
Профессии | Количество | Итого |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
… | | |
Ответьте на вопрос: назовите пять наиболее популярных профессий. Как вы думаете, почему именно эти профессии востребованы сегодня на рынке труда.
Задания для группы социологов
Образование | Количество | Итого |
Образование не указано (без образования, среднее общее) | | |
Среднее или начальное профессиональное | | |
Высшее профессиональное | | |
Ответьте на вопрос: Какое образование наиболее востребовано на рынке труда? Предположите, с чем связан такой выбор?
После 10 минут подготовки ребята начинают защиту своих работ.
Стадия закрепления
Деловая игра «Юридическая консультация»
Представьте, что вы находитесь в юридической консультации и к вам пришёл посетитель с просьбой разрешить возникшую проблему.
Задача 1. 13-летний Д. пришёл наниматься на работу грузчиком в магазин, родители дали согласие на то, чтобы ребёнок работал в свободное от учебы время.
Ответьте на вопрос посетителя, примут его на работу или нет?
При ответе необходимо опираться на правовую норму.
Работа с текстом КЗоТ.
Ст.94. Продолжительность ежедневной работы (смены).
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников в возрасте от 15 до 16 лет 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов, для учащихся... совмещающих в течение учебного года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа.
Задача 2. 15- летний К. в свободное от учёбы время работает курьером по доставке почты. Начальник почтового отделения установил для подростка рабочий день продолжительностью 4 часа, но отказал ему в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Правомочны ли действия начальника почты?
Работа с текстом КЗоТ.
Ст. 122 Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении б месяцев его непрерывной работы в данной организации.
До истечения б месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
Работникам в возрасте до 18 лет...
Ст. 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Рефлексия
Домашнее задание: проработать вопрос параграфа
Подготовить словарный диктант
Эссе: «Использование труда подростков неэффективно».
Составьте три задачи по трудовому праву